Bryn Terfel bass-baritone Juliane Banse soprano Angelika Kirchschlager mezzo-soprano Michael Schade tenor Verbier Festival Chamber Orchestra Collegiate Chorale Manfred Honeck conductor Salle des Combins (Verbier, Switzerland) Date d'enregistrement : 21/07/2011
Four great soloists, more than one hundred singers, and one hundred orchestra musicians are together on stage to sing one of Mendelssohn‘s last master-pieces, called Elias, which tells the story of the prophet Elijah.
Vadim (salezian), мысли совпадают Вчера занимаался поисками. Нашел только английский: http://intoclassics.net/news/2010-04-17-15673 и http://www.jsfiles.ru/download/315249/ В англ.тексте указывается: "...an Oratorio after Words from the Old Testament". т.е. надо обращаться к Ветхому завету. Конечно, было бы замечательно иметь хороший перевод на русский. Надеюсь, что кто-нибудь из погруженцев поможет
"...Сама фигура пророка очень сложная. ... Оратория начинается с того, что Илия за богоотступничество евреев, обратившихся к культу Ваала, накладывает на весь Израиль проклятие: «жив Господь Бог Израилев, пред Которым я стою! в сии годы не будет ни росы, ни дождя, разве только по моему слову». Погибают посевы, люди, скот. Трудно это представить чистой эманацией добра. Или другой эпизод оратории. Илия вызвал на состязание жрецов Ваала. Пусть каждый возложит на алтарь жертвенное животное, но огня пусть не подносит, а воззовет в молитве к своему богу. Пусть Бог пошлет огонь. Жрецы Ваала под насмешки Ильи тщетно целый день воссылают молитвы. Илия им говорил: «кричите громким голосом, ибо он бог; может быть, он задумался, или занят чем-либо, или в дороге, а может быть, и спит, так он проснется!» Но все тщетно. Затем приходит очередь Илии и по его молитве все становятся свидетелями холокоста (по-английски это слово означает полное сожжение - всесожжение - принесенной жертвы). Всем становится ясным превосходство Бога Израилева. А после этого Илия немедленно призывает евреев схватить всех жрецов Ваала. Всех схваченных, общим числом в 460 человек, Илия лично зарезал. Это тоже трудно представить чистой эманацией добра.
Еще один номер, особо обращающий на себя внимание, это пересказ эпизода из Первой Книги Царей, где повествуется о явлении Бога Илие в пещере при горе Хорев. Там говорится так: «И сказал [Бог]: выйди и стань на горе пред лицем Господним, и вот, Господь пройдет, и большой и сильный ветер, раздирающий горы и сокрушающий скалы пред Господом, но не в ветре Господь; после ветра землетрясение, но не в землетрясении Господь; после землетрясения огонь, но не в огне Господь; после огня веяние тихого ветра, [и там Господь]. Мендельсон и постарался изобразить это троекратное отрицание с последующим тиховейным ответом. Получилось в музыкальном отношении очень ярко и убедительно. "
Оратория Илия – последнее крупное сочинение Феликса Мендельсона, его лебединая песнь. Она была заказана Бирмингемским фестивалем, где уже звучали его оратория «Павел» и симфония «Благодарственная песнь». Премьера состоялась 26 августа 1846 года под управлением автора и прошла с небывалым успехом. Публика и исполнители, среди которых был 271 артист хора и 125 оркестрантов, соревновались в энтузиазме.
Оратория Илия написана в традициях Генделя. Ведь в Англии существовала непрерывная традиция исполнения генделевских ораторий, и уже в XVIII веке проходили фестивали, объединявшие сотни и тысячи участников.
Либретто максимально следует тексту Ветхого Завета, столь почитаемого в Англии с пуританских времен. Мендельсон же знал Британию викторианской, и его Илия – произведение глубоко викторианское по духу. Недаром королева Виктория и принц Альберт были поклонниками композитора. Услышав Илию, принц написал Мендельсону благодарственное письмо, в котором сравнил его с пророком, очищающим музыкальное искусство от соблазнов и фривольности.
Стиль Илии был воспринят современниками как подлинно религиозный. С одной стороны, ораторию отличает опора на традиции Генделя и Баха и мастерское полифоническое письмо. В частности, ария Илии «Не есть ли Его слово огню подобно» (№ 17) имеет прообразом арию «Ибо он огонь очищающий» из «Мессии». С другой стороны, музыке присущ романтический пафос и искренность чувств. Не только в глазах принца Альберта, но и в своих собственных Мендельсон был пророком, призванным вернуть музыку от поклонения новомодным идолам к вечным, незыблемым ценностям.
Ф.Мендельсон-Бартольди , вдохновленный библейскими ораториями Г.Ф. Генделя, написал ... ораторию «Илия» (1846) на сюжеты из Библии: в основе текста 3 и начало 4 главы Четвертой Книги Царств из Ветхого Завета.
В клавире оратории "Илия" http://www.piano.ru/scores/mendelson/men-elias.pdf вписаны два текста: немецкий и английский.
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
Аудио/видеозаписи и литература предоставляются исключительно для ознакомления. После ознакомления они должны быть удалены, иначе, вероятно, Вами будет нарушен закон "об авторском праве и смежных правах".