Приветствуем Вас, Гость.
Текущая дата: Четверг, 21 Ноября 24, 19:42
Главная страница » 2012»Апрель»30 » Прокофьев - Музыка к спектаклям «Гамлет», «Борис Годунов», «Евгений Онегин» и «Египетские ночи» (СО и хор Берлинского радио, М. Юровский)
Прокофьев - Музыка к спектаклям «Гамлет», «Борис Годунов», «Евгений Онегин» и «Египетские ночи» (СО и хор Берлинского радио, М. Юровский)
С приездом в СССР и началом работы в кино начался новый, важнейший этап творческой биографии Прокофьева. В 1933-м году он написал музыку к постановке «Египетские ночи» в Московском Камерном театре и снова доказал, что даже в этом жанре, дающем композитору, казалось бы, самые скромные возможности, можно создавать произведения высокого достоинства.
***
Музыка к «Борису Годунову» была заказана Сергею Прокофьеву Мейерхольдом. Режиссер подготовил для композитора своего рода музыкальную композицию. Его пожелания и пояснения по каждой картине были переданы Прокофьеву в сентябре 1936 года. В письме к композитору Мейерхольд точно оговаривал хронометраж и эмоциональную окраску каждого музыкального фрагмента, соотнося его с длительностью и характером монологов, диалогов героев и всей сценой в целом. В постановке должен был использоваться изначальный полный текст «Бориса Годунова» 1825-го года, еще не подвергшийся цензуре.
Сергей Прокофьев создал для постановки 24 музыкальных фрагмента. Сохранилась стенограмма встречи Прокофьева с актерами театра Мейерхольда, во время которой композитор сам исполнял некоторые фрагменты к «Борису Годунову» и давал к ним необходимые пояснения. Состоялась только одна оркестровая репетиция постановки. Сам композитор так и не услышал свое произведение со сцены полностью в оркестровом исполнении.
Репетиции спектакля начались в марте 1936-го года и внезапно были прекращены в январе 1937-го года. Вероятно, причиной отказа Мейерхольда от «Бориса Годунова» стали политические соображения и нависшая над театром реальная угроза закрытия. Театр имени Мейерхольда был закрыт в 1938-м году, а сам мастер был расстрелян в 1940-м году.
Считалось, что рукописные записи Мейерхольда и партитура Прокофьева пропали при аресте режиссера в 1939-м году. Но профессор музыки Принстонского университета Саймон Моррисон случайно обнаружил в запаснике Российского государственного архива литературы и искусства рукописи Мейерхольда и Прокофьева. Единственная постановка спектакля состоялась в театре Принстонского университета, на английском языке, в сценической версии В.Э.Мейерхольда и с музыкой С.С.Прокофьева.
***
Музыка «Евгения Онегина» была написана Сергеем Прокофьевым в 1936-м г. для постановки Александра Таирова в Камерном театре, приуроченной к грядущему 100-летию со дня смерти Александра Пушкина. К созданию спектакля были привлечены также художник Александр Осмеркин и литератор Глеб Кржижановский. В самый разгар работ по указанию Комитета по делам искусств спектакль был запрещен.
Симфонический оркестр и камерный хор Берлинского радио, дир. М. Юровский
CD1 Гамлет, оp. 77 (1937-8), музыка к спектаклю в постановке С. Радлова в Ленинградском драматическом театре, для малого симфонического оркестра
Борис Годунов, оp. 70bis (1936), музыка к неосуществленному спектаклю в театре им. В. Э. Мейерхольда в Москве для большого симфонического оркестра
CD2 Евгений Онегин, оp. 71 (1936), музыка к неосуществленному спектаклю Камерного театра в Москве по роману А. Пушкина, инсценировка С. Д. Кржижановского
CD3 Египетские ночи, ор. 61 (1934), музыка к спектаклю Камерного театра в Москве по В. Шекспиру, Б. Шоу и А. Пушкину, для малого симфонического оркестра
Источник: собственный рип Формат: потрековый mp3 Общий объём: три архива 123.7 МБ + 166.6 МБ + 119.5 МБ
Oleg (legoru) обновил ссылку.
http://files.mail.ru/GNJO0Q
Oleg (legoru) добавил ссылку на ещё один диск и обложки для всего сборника:
CD2-Vol.II - Пиковая дама, op.70 (1936), музыка к неосуществленному
фильму по роману А. Пушкина, для большого симфонического оркестра
http://files.mail.ru/EQUC2D mp3-320+обложки ко всем 4м сд
Особенно "Онегин", конечно потрясает - cтолько знакомых тем мелькает. А "Египетские ночи" вообще в первый раз целиком слушаю, Прокофьев там просто чудеса звукоизобразительности показывает
Там пароль нужно ввести - в нижнее окошко: prkfv. Затем нажать 'Получить'
Давно живущий и работающий в Германии дирижер Михаил Юровский сыграл и записал в последние годы с немецкими оркестрами много до сих пор либо почти, либо вовсе не исполнявшейся музыки Сергея Прокофьева, музыки, сочиненной в 1937 году, когда, по сценарию товарища Сталина, страна праздновала 100 лет со дня убийства Пушкина Дантесом, праздновала массовыми расстрелами под руководством “Дантеса для всех”, наркома Ежова. Сергей Прокофьев был в это время завален заказами и, можно сказать, соревновался с Чайковским и Мусоргским одновременно в своей собственной пушкиниане. Прокофьев сочинял тогда для Александра Таирова “Евгения Онегина”, для Всеволода Мейерхольда “Бориса Годунова”, а для фильма Михаила Ромма “Пиковую Даму”. Ни один из трех проектов не был режиссерами осуществлен, но музыка была заказана и, как следствие, написана. Прокофьев умер в один день с диктатором, и ноты музыки к не рожденным спектаклям и фильму долгие годы лежали в архиве. Первым их озвучил и исполнил Геннадий Рождественский. Об истории своих находок и записей опусов великого композитора рассказывает Михаил Юровский.
"Все началось, естественно, с того, что в мои консерваторские годы я достаточно подробно занимался творчеством Прокофьева. И есть опись с опусами, проглядывая которую я пришел к выводу, что опус есть, а произведения, собственно говоря, нет. А музыка написанная, но не звучащая, это, в общем-то, не музыка, поскольку музыка это явление социальное, а не печатно-бумажное. Благодаря деятельности Геннадия Николаевича Рождественского я, конечно, знал сюиту “Пушкиниана”, сделанную им, в которую вошли отдельные фрагменты из “Пиковой Дамы”. Геннадий Николаевич выпустил фрагменты из музыки к “Борису Годунову”, и это человек, который пробудил во мне эту страсть к неизведанным берегам. Пока я был в Советском Союзе, большой возможности первооткрывательства у меня не было. Как только я оказался в Германии, так у меня открылись серьезные возможности для поисков. Возвращаясь к Прокофьеву, я обнаружил, что нескольких опусов вообще не существуют нигде, ни в каких проявлениях. И одним из таких опусов оказалась его театральная музыка. У меня появился партнер, которого, к сожалению, уже в живых нет, это Игорь Казенин, бывший завлит Театра Станиславского, с которым мы наладили опять контакт, находясь я - в Германии, а он - приезжая в Komische Oper (в свое время театр - партнер Театра имени Станиславского). И я ему как раз забросил первую удочку, это был “Евгений Онегин”. А где материалы? Он поехал в Москву, и материалы обнаружил в РЦГАЛИ. Оттуда же материалы и по “Борису Годунову”, и по “Пиковой Даме”. Музыка - искусство абстрактное, но мне почему-то слышится в этой, сочиненной Прокофьевым в год пика террора, музыки, ход этой машины, машины интриг, машины убийств"
Спасибо, Oleg! За оперативность, уже слушаю. "Египетские ночи" слышал раньше в исп. Полянского, но здесь запись - шикарная (технически особенно). Спасибо ещё раз.
У Полянского сюита только, без вокальных номеров, по-моему это единственная запись целиком Спасибо автору поста за редкости, для полного счастья мечтаю услышать и "Пиковую даму" с Юровским
Всем на здоровье! Про "Пиковую даму". Вот чего нет, того нет. Сюита была записана на отдельном диске вместе с "Онегиным". А у меня комплект из 3-х дисков, где записана только музыка к спектаклям...
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
Аудио/видеозаписи и литература предоставляются исключительно для ознакомления. После ознакомления они должны быть удалены, иначе, вероятно, Вами будет нарушен закон "об авторском праве и смежных правах".