Приветствуем Вас, Гость.
Текущая дата: Четверг, 21 Ноября 24, 19:11
Главная страница » 2012»Апрель»12 » Альбан Берг - Собрание сочинений: Сочинения для оркестра / Камерная музыка / Вокальные сочинения / Лулу / Воццек (8CD)
Альбан Берг - Собрание сочинений: Сочинения для оркестра / Камерная музыка / Вокальные сочинения / Лулу / Воццек (8CD)
Альбан Берг оставил после себя совсем немного сочинений - не больше двадцати. К тому же, он единственный из всей венской троицы не имел фундаментального музыкального образования, кроме полученного "рудиментарного пианизма" от гувернантки. Четыре года - с 1904-го по 1908-й, с 19 своих лет до 23-х, он вместе с Антоном Веберном занимался частным образом композицией у Арнольда Шенберга, которого впоследствии нарекут главой Новой Венской школы. Берг и Веберн, как и Шенберг, сложились в атмосфере экспрессионистского мирочувствия, боготворили Малера, Чайковского, Гофмансталя, Стефана Георге, читали французских поэтов-символистов и углублялись в Достоевского. Когда Густав Малер, приглашенный, как официальное лицо и авторитетный мастер, проэкзаменовать учеников Шенберга по гармонии и контрапункту, ознакомившись с работами по полифонии, вдруг стал их выспрашивать о романе "Братья Карамазовы" оказалось, что Берг этого романа еще не прочел. "Шенберг - воскликнул директор Венской Оперы - почему ваши люди не читают Достоевского? Это важнее, чем контрапункт". Хотя по общекультурной эрудиции, начитанности и литературной одаренности Альбан Берг не уступал никому из своих высокообразованных коллег. А вот элегантностью, дендизмом, аристократичностью манер (при социал-демократических и вообще левых убеждениях) и, особенно, ростом, значительно превосходил. На фотографиях двухметровый голубоглазый красавец в артистически разлетающихся галстуках ("слишком красивый и слишком элегантный" - язвил Игорь Стравинский) рядом с Малером, Шенбергом, Веберном, Стравинским, Хиндемитом и другими гигантами музыки ХХ века (ростом не больше чем метр шестьдесят) - смотрелся прямо-таки Гулливером.
Ранние сочинения Берга стилистически близки позднеромантической традиции. Да и вообще, отголоски романтических символов и смыслов мерцают во всех - от первого до последнего сочинениях Берга. Его первым опубликованным опусом стала одночастная Соната для фортепиано (1908), вырастающая из интонации вскрика, возгласа раненой птицы, с волновой драматургией (нарастания и спады как приливы и отливы), эмоционально напряженная и нервная. Если не знать, что это Альбан Берг, можно подумать: Скрябин. Так много общего в прерывистом дыхании и гармонической обостренности в рояльной ткани русского и австрийца, хотя и тогда - в 1908-м, и позднее Скрябин и Берг ничего не знали друг о друге.
Берг все время меняет жанры - песни для голоса с оркестром, струнный квартет для Елены оп.3, пьесы для кларнета и фортепиано, Три пьесы для оркестра. И везде - тот самый голос одинокой, страдающей и сострадающей души в бездушном и жестоком мире. Песни и квартет - лирический дневник: "как в полутьме, аккорды, как дневник, меча в камин комплектами, погодно, О пониманье дивное, кивни!". Четыре пьесы для кларнета - самого чувственного и тембрально насыщенного инструмента - это не зарисовки, как можно было бы предположить из скромного заголовка, а настоящая соната из четырех разнохарактерных частей.
Семь ранних песен для голоса с оркестром (1907) - это почти единственные опубликованные при жизни юношеские песни Берга, отобранные им из обширного вокального наследия, которое он не считал возможным обнародовать. Концентрируя в себе широкий спектр влияний – от Шумана до Вагнера, от Брамса до Дебюсси, – они озарены светом непередаваемого обаяния юности, с почти моцартовской легкостью усваивавшей новый для себя язык музыки. Ученик и одаренный исследователь Берга Теодор Адорно заметил: «Шуман и Вагнер здесь цитируются так, как 16-летний юноша скрывает во всех именах прошлого имя возлюбленной, произнести которое он стыдится». Пять песен для сопрано и оркестра на тексты к почтовым открыткам П.Альтенберга, ор.4 (1912) - одно из первых самостоятельных сочинений Альбана Берга, написанное вскоре после окончания обучения у Шёнберга. В основу своего цикла Берг положил пять стихотворений в прозе из сборника «Новое старое» («Neues Altes», 1911). Картины природы здесь становятся зеркалом изменчивых душевных состояний, а душа, в свою очередь, выступает медиумом природы. Цикл экспрессионистских миниатюр, созданный Бергом, во многом переосмысливает позднеромантический жанр оркестровой песни. «Логика экспрессии» порождает неожиданные контрасты, инспирирует почти мгновенный переход от глубокого созерцания к возбуждению и экзальтации. Наряду с традицией Малера и Шёнберга здесь ощутимо влияние Дебюсси, выраженное прежде всего в экзотическом тембровом колорите (оркестровое вступление к первой песне имитирует звучание яванского гамелана). Вместе с тем цикл содержит и удивительные прозрения в будущее. Например, в третьей песне представлен один из вариантов 12-тоновой вертикали с меняющейся тембровой окраской - символ бескрайнего космоса. Судьба Altenberg-Lieder оказалась несчастливой: венская премьера двух песен 31 марта 1913 года инициировала один из величайших скандалов в истории музыки ХХ века, вошедший в анналы наряду с премьерой Весны священной И.Стравинского. Провал негативно сказался на самооценке Берга: он надолго потерял веру в свое композиторское призвание.
В Трех пьесах для оркестра (1915) - всего-то опус 6! - 29-летний Берг предстает уже настоящим мастером формы и оркестрового письма. Пьесы имеют названия: Прелюдия, Рондо, Марш. Здесь-то Берг и делает открытие, предвосхищающее "Воццека". И не только эту оперу, но и весь поздний экспрессионизм, вышедший из солдатской шинели Воццека - в первую очередь явных "бергианцев" Шостаковича, Хенце, Шнитке, но также и тех, кому, как Стравинскому, были совершенно чужды и стиль, и сам эмоциональный климат музыки Берга - Бартока, Прокофьева, Бриттена, Онеггера. А открыл Берг, что всё враждебное Человеку, тупое и жестокое, бездушное и злобное, воплощается не демонически, как у романтиков (тремоло струнных на уменьшенном септаккорде, рев тромбонов, шипенье низкой флейты и визгливость высокого кларнета, диссонирующие не разрешающиеся созвучия и весь прочий романтический арсенал образов Зла), а в самой простецкой бытовой музыке. Глупый вальсик, тупой марш, кабацкая песенка, шарманочный мотивчик в пародийно-гротескном преломлении оказались злее и страшнее всех фантазмов и фантомов долгого века музыкального романтизма. Романтики-то как раз поэтизировали бытовое, точнее, народно-бытовое начало: песню, танец. Как индивидуализированы песни у Шуберта, Мендельсона, Шумана! А как утонченно-субъективированы вальсы, полонезы и мазурки Шопена! При этом все романтические дьявольские диссонансы - никуда не денешься - на наш слух невероятно красивы. Как на знаменитом полотне Карла Брюллова "Последний день Помпеи" (что стал "для русской кисти первым днем"): все рушится и гибнет, но как красиво! Как прекрасны люди - раненые и умирающие без единой царапины! Как роскошно небо в тучах пепла, хотя это заровненная и покрытая сверкающим лаком лессировка. Или в опере Верди "Трубадур": сплошные ужасы - одних сжигают, других пытают и казнят, но как красив мотив игривый, что поют сыны Авзонии счастливой!
Берг видел настоящие ужасы и всю окопную тягомотину четырехлетней мировой войны, которую он прошел солдатом. И не случайно после своего возвращения в родную Вену с фронта избрал солдата в главные герои первой своей оперы по драме Георга Бюхнера "Воццек", написанной в немыслимо уже далеком девятнадцатом веке. Георг Бюхнер - сверстник Вагнера и Верди - он родился в 1813-м в Гессене, а умер в 1837-м, не дожив до 24-х лет. Плохо читаемая, с перепутанными листками, рукопись "Войцеха" имела два варианта финала. В одном заглавный герой, армейский парикмахер, обезумевший от нужды и унижений, убивает жену Марию за измену с красавцем-тамбурмажором и тонет в пруду. В другом варианте Войцех, которого судят за убийство Марии, произносит в суде гневную речь, обличая всю несправедливость мироустройства. Композитор, создавая либретто, избрал, разумеется, первый вариант: патетические тирады в суде не вяжутся с образом униженного и задерганного солдатика, убившего в припадке безумия мать своего ребенка. Трагическая атмосфера оперы еще более беспросветна, чем в пьесе, хотя почти все образы, кроме главного героя, - гротесково-масочные, иногда даже комедийно-шутовские. Капитан, Доктор, Тамбурмажор (собственных имен у них нет) - это же персонажи старинной Commedia del arte! Доктор бубнит басом какую-то невнятицу по-латыни, ставя Воццеку диагноз "aberratio mentalis partialis" (частичное умопомрачение), а Капитану - "apoplexia cerebris" (апоплексия мозга). Капитан то хорохорится, напевая что-то бодренькое, то учит Воццека добродетели, то взвизгивает фальцетом. Безмозглый тамбурмажор насвистывает то марш (ведь он шагает с бунчуком перед оркестром, покоряя всех женщин в округе), то вальсик (флейта-пикколо в оркестре). Мария как зачарованная вторит маршу, восторгаясь рослым красавцем, но в Колыбельной у нее появляются человеческие интонации. Лишь Воццек - человек, хотя это помешавшийся бедный денщик, одолеваемый к тому же какими-то видениями. Как в "Петрушке" Стравинского: только кукла Петрушка - человек, а пляшущие на улице люди - куклы. Но и Воццек теряет человеческую сущность, когда, зарезав Марию, идет в кабачок, где бренчит расстроенное пианино (вот она, музыка быта, олицетворяющая Зло и античеловечность). После "Воццека", поставленного в Берлине в 1925 году и в 1927-м в Ленинграде (Венский театр не принял партитуру) и принесшего Бергу широкую известность (до конца 1936 г. "Воццек" был поставлен в 29 городах 166 раз), композитор создает полдюжины шедевров музыки ХХ века, среди которых "Камерный концерт" для скрипки, фортепиано и 13-ти духовых; Лирическая сюита для квартета, Концертная ария "Вино" для голоса с оркестром на стихи Шарля Бодлера в переводе Стефана Георге, опера "Лулу" по Ведекинду и гениальный Скрипичный концерт - одно из лучших сочинений столетия в этом жанре.
Камерный концерт написан к 50-летию Шенберга - в 1924-м году - и посвящен учителю и другу. Это первое сочинение Берга в двенадцатитоновой технике, изобретенной Шенбергом в 1922-м году. Берг соединяет нестрогую додекафонию с буквенной символикой, к которой прибегали ещё Бах и Шуман. В действительности концерт стал «маленьким памятником вот уже 20-летней дружбе» всех трех композиторов венской школы. В музыкальном мотто, открывающем концерт, запечатлены монограммы Арнольда Шёнберга, Антона Веберна и Альбана Берга. Предпосланный концерту эпиграф «Aller guten Dinge…» («Бог троицу любит») в аллегорической форме передает идею тройственности, с исключительной виртуозностью воплощенную в композиционной структуре. В концерте три части, в каждой из которых в трех различных комбинациях участвуют три рода инструментов (клавишные, струнные и духовые). Во множестве вариантов встречаются и три ритмические темы-формулы. Единственной в своем роде можно назвать форму третьей части, которая, согласно формуле 1 + 2 = 3, представляет собой сумму двух предыдущих, причем Берг суммирует не только количество тактов, но и практически весь музыкальный материал первых двух частей в различного рода контрапунктических сочетаниях. Концерт демонстрирует знакомство Берга с додекафонией – в частности, начальная тема Adagio у скрипки основана на 12-тоновой серии, а в вариациях первой части последовательно использованы обращение, ракоход и ракоход обращения темы. Два солирующих инструмента воплощают два различных начала отъединенной индивидуальности: рояль - экстатическое, скрипка - созерцательное (скрипка солирует во второй, медленной, изумительной по красоте части); а духовые - рокочущую бездну, безжалостный космос, враждебный Личности макромир.
Лирическая сюита для струнного квартета (1926) посвящена учителю Шёнберга Александру Цемлинскому. В соответствии с посвящением в четвертой части Сюиты цитируется одна из тем Лирической симфонии Цемлинского, очевидно и сходство названий обоих сочинений. В этих «шести кратких частях скорее лирического, нежели симфонического характера» Берг впервые последовательно применяет 12-тоновую технику. Адаптируя ортодоксальный метод учителя, он придает ему большую свободу, достигая органичного синтеза додекафонии и тональности. В 1977 году американский музыковед Джордж Перл обнаружил «аннотированную партитуру» сочинения, которая стала настоящей сенсацией. Авторские комментарии, тщательно вписанные в единственный экземпляр партитуры красными, зелеными и синими чернилами, не оставляют никаких сомнений в том, что Лирическая сюита, названная композитором «маленьким памятником большой любви» – интимный дневник композитора, адресованный его тайной возлюбленной Ханне Фукс. Берг фиксирует события нескольких майских дней 1925 года, которые он, будучи приглашенным на фестиваль Международного общества новой музыки в Праге, провел в гостеприимном доме Герберта и Ханны Фукс. Прибегает он и к музыкальной символике: инициалы влюбленных AB и HF становятся частью 12-тоновой серии, а их «личные» числа 23 и 10 определяют количество тактов и метрономические указания. Последняя часть содержит «воображаемую вокальную партию» – подписанный под нотами текст стихотворения Шарля Бодлера «De Profundis» («Из глубины»), который истаивает в тристановском слиянии любви и смерти.
Написанная в 1929 году трехчастная концертная ария "Вино" на стихи Бодлера в переводе его немецкого собрата Штефана Георге - экстракт зрелой манеры Берга. Технически усложненная, перенасыщенная мотивами музыка звучит местами с неожиданной простотой, а в причудливом оркестровом хороводе мелькают обрывки танцевальных ритмов.
Лебединой песней Берга стал Концерт для скрипки с оркестром, посвященный памяти талантливой юной скрипачки, умершей в семнадцатилетнем возрасте Анны Гропиус, хотя имени в посвящении нет. Там сказано: "Dem Andenken eines Engels" - "памяти ангела". Анна - дочь вдовы Густава Малера Альмы. Концерт Берга основан на додекафонной теме, возносящейся от самого низкого звука скрипки ввысь, в верхний регистр, где зависает на "фа" третьей октавы. Во 2-м разделе Второй, последней части, Берг цитирует хорал Баха, удивительно органично вписывающийся в двенадцатитоновую ткань Концерта. В музыке царит просветленная созерцательность и отрешенность. Симптоматично, что и Камерный, и Скрипичный концерты Берга стали прообразами двух поздних "произведении" вымышленного композитора Адриана Леверкюна - персонажа романа Томаса Манна "Доктор Фаустус". А в поздних произведениях Дмитрия Шостаковича, преклонявшимся перед автором "Воццека" со дня ленинградской премьеры, на которой Шостакович, тогда молодой композитор 21 году от роду, присутствовал, часто возникают аллюзии - полунамеки-полуцитаты - из берговского Скрипичного концерта.
Над второй своей оперой - "Лулу" - Берг работал вплоть до своей трагической кончины, последовавшей 24 декабря 1935 г. в результате заражения крови. Замысел новой оперы возник у Берга в начале 1928 г. Ее сюжет был заимствован из пьес "Дух земли" и "Ящик Пандоры" Франка Ведекинда, свободно скомпонованных в рамках трехактной оперы. Лулу, по словам автора, "подлинно дикий прекрасный зверь" - не останавливается ни перед чем для достижения своих целей. Однако ее стремительное восхождение, по ступеням жизненного успеха завершается катастрофой, когда она сама становится жертвой бесчеловечных общественных условий, приводящих ее к падению и гибели. Соответственно такому замыслу драматургия оперы имеет конусообразное строение. Три картины I акта и 1-я половина II акта показы постепенный подъем Лулу. Начав жизненную карьеру в качестве продавщицы цветов, Лулу становится популярной танцовщицей варьете и выходит замуж за балетомана доктора Голла. Ее новый роман с художником Шварцом приводит к скоростижной смерти Голла, вслед за которым наступает черед второй жертвы Лулу - художника, кончающего жизнь самоубийством. Отвергнув нескольких претендентов, Лулу достигает заветной цели, став женой доктора Шина, преуспевающею шеф-редактора. 1-я половина II акта показывает Лулу на вершине общественного благополучия. Однако ее увлечение Альвой, сыном Шёна, приводит к катастрофе. В столкновении с Шеном, узнавшим о ее измене, Лулу непреднамеренно убивает его выстрелами из револьвера. С этого момента начинается ее неуклонное падение. 20-летняя Лулу арестована н присуждена к длительному тюремному заключению. Альва, а также некая Гешвиц, для которой красота Лулу является объектом восторженного поклонения, организуют ее побег из тюрьмы. После 10-летнего заключения Лулу снова на свободе. В том же доме Шена находит завершение ее роман с Альвой (2-я половина II акта). В 1-й картине III акта Лулу оказывается в центре парижского "дна". Спасаясь от угрозы ареста, она бежит в Лондон, где наступает трагическая развязка ее судьбы (2-я картина III акта). В трущобах Лондона, в чердачной комнате она становится жертвой маньяка-убийцы. Вместе с Лулу погибает Гешвиц, когда пытается прийти к ней па помощь. После смерти композитора (1935) остался незавершенным третий акт, "Лулу" более сорока лет исполнялась в неоконченном виде. Партитуру оперы завершил в 1979 году Фридрих Церха - австрийский композитор, один из представителей так называемой "третьей венской школы". Музыкальным руководителем и дирижером спектакля выступил Пьер Булез выдающийся знаток и интерпретатор творчества А. Берга.
Еще при жизни Берга состоялась премьера сюиты (или симфонии) "Лулу", прозвучавшей в Вене 11 декабря 1935 г., за несколько дней до смерти композитора. Сюита представляет в сконденсированном виде любовную драму, мечтательно-поэтичный и одновременно полный скрытого неистового демонизма образ Лулу. Специфичный колорит ее звучания создает использование характерных джазовых инструментов - альтового саксофона, солирующего рояля и вибрафона; эти инструменты, вызывающие ассоциации со звуковой сферой джаза и варьете начала 30-х годов, придают музыке локальную окраску. В последние такты сюиты композитор ввел в музыкальную ткань мотив из арии Воццека "Мы, бедные люди...", долженствующий подчеркнуть психологическое родство героев его опер.
Музыка Альбана Берга - напряженная, нервная, живая (кто сейчас вспомнит книгу Шнеерсона, в которой советский критик относил её к мёртвой). Она электризует слушателей эмоциональным накалом. Гротескная и трагичная, многослойная и пронзительная, она открывает нам окно в глубинные пласты внутреннего мира личности. Поздний Берг" - это история новых открытий; среди важнейших - все-интервальные серии (Schliesse... и Лирическая сюита), разложение первоначального ряда на отдельные "хорды" с их дальнейшим пересечением-отталкиванием (примеры и в Камерном и Скрипичном концертах), сложнейшие ритмические вариации и пермутация исходных рядов с целью выведения новых, производных серий (техника, широко использованная в Лулу). Интересно постижение музыки Берга не только с чисто технической точки зрения. Важнее оценить иные, менее очевидные, но, тем не менее, фундаментальные для композиторского стиля принципы, такие как букво-цифровая символика, скрытые программы, использование "арочной" симметрии , а также важнейшую для Берга технику буквальных и относительных палиндромов. Интересна в этой связи страсть Берга к нумерологии, его интерес к "оккультному" толкованию символов, последовательная опора на "базовые" цифры 10 его возлюбленной Ханны (например длина каждой из частей в "Schliesse..."), число 23 самого Альбана (играющее ключевую роль в Лирической сюите), женское число 28 и пр. Регулярное же использование Бергом зеркальных палиндромов удостоилось даже титула "obsession fondamentale" (Булез), под которую Адорно в своё время уже подвёл теоретическую базу "анти-темпорального отрицания развития". Самый легендарный из многочисленных палиндромов - это, конечно, мета-палиндром Лулу. Собственно и вся структура оперы - это aller-retour и де жа вю,- глобальный драматический палиндром, где персонажи второй половины действа лишь видоизменнённые роли первого. Кроме того, "музыка фильма" и сама по себе симметрично-ретроградная форма, сопровождающая своими зеркально- соответствующими фрагментами "конгруэнтные" видеоэпизоды: револьвер vs. стетоскоп, присяжные vs. доктора, надежда vs. крах. Иной пример изощрённых зеркальных структур - Камерный концерт, содержащий как и знаменитую Prime-ретроградную форму второй части, так и палиндромы в палиндромах в каждой из пяти вариаций первой части. Ретроградные симметрии встречаются практически повсюду - как в одном из первых произведений Берга (первая из четырёх песен Opus 2), так и в одном из последних - "Вино", где Берг представляет палиндром и буквально графически. Весь этот "математический мистицизм" играл для Берга основополагающую роль.
Альбан Берг - Собрание сочинений Сочинения для оркестра Камерная музыка Вокальные сочинения Лулу Воццек
CD1: Три пьесы для оркестра, Op. 6 - Три пьесы для оркестра из "Лирической сюиты" - Концерт для скрипки с оркестром "Памяти ангела" CD2: Камерный концерт для ф-но, скрипки и 13ти инструментов - Соната для фортепиано - Четыре пьесы для кларнета и фортепиано, Op. 5 - Адажио для скрипки, кларнета и фортепиано CD3: "Лирическая сюита" для струнного квартета - Струнный квартет, Op.3 - Семь песен для голоса и ф-но - Schliesse mir die Augen beide, две песни на стихи Теодора Шторма - An Leukon - Четыре песни, Op.2 CD4: Семь ранних песен для голоса с оркестром - Пять песен для сопрано и оркестра на тексты к почтовым открыткам Петера Альтенберга - "Вино", концертная ария на стихи Шарля Бодлера - Лулу-Сюита для оркестра CD5: Опера "Лулу", по трагедиям Франка Ведекинда "Дух земли" и "Ящик Пандоры", 1935 (полная версия, заверш. Фридрихом Церха, Парижская опера, Булез, 1979) (Пролог & Акт 1) CD6: Лулу (Aкт 2) CD7: Лулу (Aкт 3) / Опера "Воццек", по пьесе Георга Бюхнера, соч. 1917-21, Венская опера, Аббадо. 1987 (Aкт 1-сцены 1-3) CD8: Воццек (Aкт 1-сцены 4-5, Aкт 2-3)
Исполняют Клаудио Аббадо, Пьер Булез, Джеймс Ливайн, Гидон Кремер, Даниэль Баренбойм, Олег Майзенберг, Дитрих Фишер-Дискау, Анн-Софи Муттер, Сабина Мейер, Анна-Софи фон Оттер, Маргарет Маршалл, Венская филармония, Ensemble Intercontemporain, Оркестр Национальной Парижской оперы, Бостонский симфонический оркестр, Чикагский симфонический оркестр, Ласаль квартет и др.
CD 1 - 64:06 Three Pieces for Orchestra op.6 (1915) 1 Praludium. Langsam 4:45 2 Reigen. Anfangs etwas zogernd - Leicht beschwingt 5:32 3 Marsch. Massiges Marschtempo 9:27 Three Pieces from the "Lyric Suite" (1928) 4 Andante amoroso 6:22 5 Allegro misterioso - Trio estatico 3:33 6 Adagio appassionato 6:31 Wiener Philharmoniker Orchestra Claudio Abbado, cond. Concerto for Violin and Orchestra 'To the Memory of an Angel' (1935) 7 Andante - Allegretto 11:30 8 Allegro - Adagio 16:13 Anne-Sophie Mutter, violin Chicago Symphony Orchestra James Levine, cond.
CD 2 - 75:17 Chamber Concerto for Piano, Violin with 13 Wind Instruments (1925) 1 Thema scherzoso con variazioni 7:36 2 Adagio 12:09 3 Rondo ritmico con introduzione 10:15 Daniel Barenboim, piano Pinchas Zukerman, violin Ensemble Intercontemporain Pierre Boulez, cond. Piano Sonata, op.1 (1908) Daniel Barenboim, piano Four Pieces for Clarinet and Piano, op.5 (1913) 5 Massig 1:29 6 Sehr langsam 1:54 7 Sehr rasch 1:01 8 Langsam 3:21 Oleg Maisenberg, piano Sabine Meyer, clarinet 9 Adagio from the Chamber Concerto (1935) Gidon Kremer, violin Oleg Maisenberg, piano Sabine Meyer, clarinet 10 J.Strauss - Wein, Weib und Gesang, op. 333 (tr.A.Berg, 1921) 13:12 Boston Symphony Chamber Players
CD 3 - 75:56 Lyric Suite for String Quartet (1926) 1 Allegretto gioviale 2:57 2 Andante amoroso 5:39 3 Allegro misterioso - Trio estatico 4 Adagio appassionato 5:02 5 Presto delirando - Tenebroso 4:32 6 Largo desolato 5:27 String Quartet, op. 3 (1909-1910) 7 Langsam 9:00 8 Massige Viertel 9:40 LaSalle Quartet Seven Early Songs for Voice & Piano (1905-08) 9 Nacht 4:35 10 Schilflied 2:19 11 Die Nachtigal 2:20 12 Traumgekront 2:34 13 Im Zimmer 1:02 14 Liebesode 1:53 15 Sommertage 1:42 Anne Sophie von Otter, voice Bengt Forsberg, piano 16 Schliesse mir die Augen beide (1907) 17 An Leukon (1908) 1:32 18 Schliesse mir die Augen beide (2nd vers., 1925) 1:41 Margaret Marshall, voice Geoffrey Parsons, piano Vier Lieder, Op. 2 (1909-1910) 8:56 19 Schlafen, schlafen 8:56 20 Schlafend tragt man mich 3:26 21 Nun ich der Riesen starksten uberwand 1:07 22 Warm die Lufte 3:04 Dietrich Fischer-Dieskau, voice Aribert Reimann, piano
CD 4 - 73:04 Seven Early Songs with Orchestra (1907-28) 1 Nacht 4:10 2 Schilfield 2:23 3 Die Nachtigall 2:16 4 Traumgekront 2:42 5 Im Zimmer 1:11 6 Liebesode 2:01 7 Sommertage 1:41 Anne Sophie von Otter, voice Wiener Philharmoniker Claudio Abbado, cond. Altenberg Lieder op.4-Five Orchestral Songs (1912) 8 Seele, wie bist du schoner 2:46 9 Sahnst du nach dem Gewitterregen den Wald 1:10 10 Uber die Grenzen des All 1:32 11 Nichts ist gekommen 1:29 12 Hier ist Friede 4:09 Juliane Banse, voice Wiener Philharmoniker Orchestra Claudio Abbado, cond. 13 "Der Wein", Konzertarie mit Orchester (1929) 12:59 Anne Sophie von Otter, voice Wiener Philharmoniker Orchestra Claudio Abbado, cond. Lulu-Suite (1934) 14 Rondo. Andante (Introduzione) - Hymne. Sostenuto 14:28 15 Ostinato. Allegro 3:20 16 Lied der Lulu. Comodo 2:57 17 Variationen. Moderato (Grandioso - Grazioso - Funcbre - Affettuoso) - Thema. Subito a tempo moderato 3:19 18 Adagio. Sostenuto - Grave 8:14 Juliane Banse, voice Wiener Philharmoniker Orchestra Claudio Abbado, cond.
CD 5 - 61:30 Lulu, Opera in three acts after the tragedies by Frank Wedekind (1929-1935) orch. of third act completed by Friedrich Cerha 1 Prolog "Herein spaziert in die Menagerie" 4:30 ACT I 2 Scene 1 "Darf ich eintreten?" - "Mein Sohn!" Introduktion - Canon - oda 5:09 3 Melodram "Machen Sie auf!" - Canzoneta - Rezitativ - Duett - rioso - Interludium - Verwaldung / Interlude - (Trio: Canon) 9:05 4 Scene 2: "Eva!" - "Befehlen?" Duettino - Chambermusic 1 3:40 5 "Den hab' ich mir auch ganz anders forgestellt" 4:26 6 "Was tut denn Ihr Vater da?" Sonate - Monoritmica 7:03 7 "Nun?" - "Du hast eine halbe MiIlion geheiratet" 5:03 8 "Ich darf mich jetzt hier nicht sehen lassen" 3:56 9 Verwandlung / Interlude 3:05 10 Scene 3: Ragtime "Seit ich fur die Buhne arbeite" 3:53 11 "Uber die liesse sich freilich eine interessante Oper schreiben" Choral - Ragtimr - Sextett 4:31 12 Sonata - Development "Wie kanst du die Szene gegen mich ausspielen?" Finale sonata Recapitulation - Second Subject: Letter Duet 7:10
Orchestre de l'Opera de Paris Pierre Boulez, cond. Pierre Doukan, Jules Bastin, Jane Manning, Franz Mazura, Claude Meloni, Georges Pludermacher, Kenneth Riegel, Ursula Boese, Gerd Nienstedt, Anna Ringart, Toni Blankenheim, Teresa Stratas, Yvonne Minton, Hanna Schwarz, Robert Tear, Helmut Pampuch
CD 6 - 53:47 Lulu - ACT II 1 Scene 1"Sie glauben nicht, wie ich mich daruf freue" - Kavatine 5:26 2 "Gott sei Dank, dass wir endlich zuhause sind" Canon: "Er hat sie namlich ursprunglich heiraten wollen" - "Hast oben abgeschlossen?" 5:40 3 "Die Matinee wird, wie ich mir denke, bei elektrischem Licht stattfinden" 6:15 4 "Sein Vater!" - "In Paris ist Revolution ausgebrochen" Introduktion - Aria with 5 Strophes 3:45 5 Lied der Lulu 5th Strophe of the Aria of Dr. Schon - Arietta 6:13 6 Ostinato Verwaldung / Interlude (Filmmusik) 2:49 7 Scene 2 "Er lasst auf sich warten wie ein Kapellmeister" 5:42 8 Largo Chamber Music 5:35 9 Melodram: "Hu, kleine Lulu" "O Freiheit! Herrgott im Himmel!" 7:25 10 "when deine beiden grossen Kinderaugen nicht waren" Hymne 4:56
CD 7 - 79:18 Lulu - ACT III 1 Moderato (Piano) 9:20 Scene 1: "Meine Herrn und Damen! Gestatten Sie, dass ich trinke" 1. Ensemble - Variationen I-II - 1. Intermezzo - 2. Intermezzo - Variationen III-XII - 2. Ensemble 2 "Brillant! Es geht brillant" 2:06 3 "Einen Moment! Hast du meinem Brief gelesen?" 3:12 4 "Ich brauche namlich notwendig Geld" 3:33 5 Cadenz "Behandeln Sie mich doch wenigstens anstantig" 2:41 6 "Martha! Mein liebes Herz, du kannst mich heute vor dem Tode retten" 2:31 7 Ensemble "Wollen Sie wohl diese Aktie akzeptieren" 2:45 8 Variationen I-IV (Uber Wedekinds "Lautenlied") 2:52 9 Scene 2 "Der Regen trommelt zur Parade" 4:39 10 "Wenn ich dir ungelegen komme" Quartet 6:08 11 "Komm nur herein, mein Schatz!" 4:17 12 "Der Herr Doktor haben sich schon zur Ruhe begeben" 2:42 13 "Wer ist das?" 5:18 14 Nocrutno "Das ist der letzte Abend" - "Lulu! Mein Engel!" 5:52
Wozzek, Opera in three acts after Georg Buchner (1917-1922) ACT I 15 Scene 1 "Langsam, Wozzek, langsam!" 8:12 16 Scene 2 "Du, der Platz ist verflucht!" 6:39 17 Scene 3 "Tschin Bum...! Horst Bub? Da kommen sie!" 8:23
CD 8 - 66:16 Wozzek - ACT I (cont) 1 Scene 4 "Was erleb' ich, Wozzek?" 7:34 2 Scene 5 "Geh einmall vor Dich hin..." 2:57 ACT II 3 Scene 1 "Was die Steine glanzen!" 5:32 4 Scene 2 "Wohin so eilig, geehrtester Herr Sargnagel?" 8:53 5 Scene 3 "Guten Tag, Franz" - "Ich seh' nichts" 3:28 6 Scene 4 "Ich hab' ein Hemdlein an, das ist nicht mein..." 10:26 7 Scene 5 "Oh! oh! Andres! Ich kann nicht schlafen" 4:25 ACT III 8 Scene 1 "Und ist kein Betrug in seinem Fussen" 3:03 9 "Und kniete hin zu seinen Fussen" 2:03 10 Scene 2 "Dort links geht's in die Stadt" 5:00 11 Scene 3 "Tanzt Alle; tanzt nur zu...!" 2:55 12 Scene 4 "Das Messer? Wo ist das Messer?" 7:51 13 Scene 5 "Ringel, Ringel, Rosenkranz, Ringelreih'n!" 1:48
Wiener Staatsopernchor & Wiener Philharmoniker Claudio Abbado, cond. Walter Raffeiner, Viktoria Lehner, Heinz Zednik, Franz Grundheber, Anna Gonda, Philip Langridge, Alfred Sramek, Alexander Maly, Hildegard Behrens, Aage Haugland, Werner Kamenik, Peter Jelosits
Пожалуйста! Кто-то хотел на форуме чего-нибудь впечатляющего, пост-малеровская музыка очень впечатляет. Мне понравилось сравнение с Последним днём Помпеи: все рушится и гибнет, но как красиво! Как прекрасны люди - раненые и умирающие без единой царапины! Как роскошно небо в тучах пепла
Сегодня что у нас? Четверг? Ну, чем не рифма к слову Берг? И даже город Кенигсберг Мой мозг из памяти изверг, Как тот Везувий, что в Помпее. Так значит я чуть-чуть умнее?
Огромное спасибо! Давно ждал. (Но не соглашусь: оперы нововенцев без визуалього ряда - не воспринимаю! Как можно "сосредоточится" на ЭТОЙ музыке? Научите!)
В двух ссловах "сосредоточиться" - это внимательно следить только за мыслью композитора, не отвлекаясь на мизансцены, игру актеров, декоорации, световые эффекты и другие внешние подпорки. Использовать воображение.
О, ребята! Искать логику в додекафонических сериях - наверное весьма увлекательно, не каждому под силу! А полноценное восприятие оперы (с картинкой и переводом языка) - лично для меня- более вразумительно...
О Берге, вообще наших музыковедов на монументальные исследования тянет. У меня есть книга Тараканова "Музыкальный театр" Альбана Берга. О двух операх почти 600! страниц убористого текста, да ещё формата А4 Посмотрел - тоже стоит 1000р. Думаю, может старую продать и купить новую http://www.libex.ru/detail/book115219.html
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
Аудио/видеозаписи и литература предоставляются исключительно для ознакомления. После ознакомления они должны быть удалены, иначе, вероятно, Вами будет нарушен закон "об авторском праве и смежных правах".