Арнольд Шёнберг (1874—1951) родился и вырос в Вене — городе Моцарта, Бетховена, Малера
— и с ранних лет впитал все разнообразие и богатство
венской музыкальной атмосферы.
«Серенада» соч. 24 (1920—1923
гг.) — один из самых «венских» опусов Шёнберга. Музыка «Серенады», по-моцартовски непринужденная и
светлая, воссоздает характер свободного
музицирования, хотя и не без легкой
ироничности. Кстати, форма и
последовательность частей во многом повторяют схемы многочастных
серенад, дивертисментов и кассаций Моцарта и
Гайдна. Специфический «серенадный»
характер подчеркнут участием гитары и
мандолины. Центральной частью, наиболее
«серьезной», является 4-я — положенный
на музыку сонет Петрарки:
О, если б я мог когда-нибудь исцелиться, отмстив той,
Кто разрушает меня равно взглядом и речью,
А потом, к еще большему страданию, отворачивается,
Тая от меня глаза сладкие, злые...
Обороты лендлера —
австрийского танца — звучат в 5-й части. 6-я часть — нежная, убаюкивающая колыбельная. Финал является своего
рода репризой 1-й части. В самом конце, перед краткой кодой, в одновременном
звучании снова проходят темы «песни без
слов» из 6-й части и лендлера из 5-й
части.
Первые исполнения
«Серенады» состоялись 2 мая 1924 года на одном из музыкальных вечеров в Вене и 20 июля 1924
года на фестивале в Донауэшингене. В СССР «Серенада» прозвучала впервые 1 апреля
1968 года в Ленинграде.
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
Аудио/видеозаписи и литература предоставляются исключительно для ознакомления. После ознакомления они должны быть удалены, иначе, вероятно, Вами будет нарушен закон "об авторском праве и смежных правах".