Название: Чайковский - Концерт для скрипки с оркестром ор. 35 Оригинальное название: Tchaikovski - Concerto pour violon et orchestre opus 35 Композиторы: Michail Glinka, Peter Tschaikowsky Оркестр: Sinfonia Varsovia Дирижер: Жан Жак Канторов (Jean-Jacques Kantorow) Режиссер ТВ: Miguel Octave Выпущено: Франция, ARTE Язык: Перевод не требуется
Солистка: Патриция Копачинская (Patricia Kopatchinskaja) - скрипка
Исполнена увертюра к опере Глинки "Руслан и Людмила" и Концерт для скрипки и оркестра ор. 35 П.И.Чайковского
О филармоническом оркестре "Varsovia"
В апреле 1984 года гостем Польского камерного оркестра стал скрипач Иегуди Менухин; для выступлений с ним состав был усилен группой приглашенных оркестрантов и солистов. Обновленный коллектив поразил не только публику и прессу, но и самого маэстро, предложившего продолжить совместную работу. Так возник филармонический оркестр «Varsovia», где Менухин занял пост главного приглашенного дирижера. Семь лет спустя он говорил: «Ни один другой коллектив не приносил мне такого творческого наслаждения как солисту и дирижеру».
Вскоре оркестр совершил турне по США и Канаде, затем последовали гастроли в Германии, Франции, Италии, Испании, Австрии, Финляндии, Бельгии, Греции, затем в Аргентине, Бразилии, Чили, Гонконге, Японии, Корее и на Тайване. Коллектив выступал в лучших залах мира, таких как Карнеги-холл (Нью-Йорк), Мюзикферайн (Вена), Театр Елисейских полей (Париж), Барбикан-центр (Лондон), Сантори-холл (Токио), на фестивалях в Зальцбурге, Гштаде, Монтрё, Вюрцбурге, Франкфурте, Бонне и других. Особенно теплые отношения связывают филармонический оркестр «Varsovia» с фестивалем «Безумный день», в нынешнем году проходившем в Нанте, Бильбао и Токио. Оркестр проводит ежегодный летний фестиваль «филармонический оркестр «Varsovia» – своему городу» с бесплатным входом на концерты.
С оркестром сотрудничали практически все крупные музыканты современности, в том числе Клаудио Аббадо, Шарль Дютуа, Пол Маккриш, Мишель Плассон, Мстислав Ростропович, Энтони Вит, Марта Аргерих, Альфред Брендель, Нельсон Фрейре, Раду Лупу, Мюррей Перайя, Мария Жоао Пиреш, Иво Погорелич, Хосе Каррерас, Пласидо Доминго, Кири Те Канава, Криста Людвиг, Хосе Кура, Сальваторе Аккардо, Гидон Кремер, Анне-Софи Муттер, Вадим Репин, Миша Майский, Генрих Шифф, Юрий Башмет, Табеа Циммерман.
В 1997 году главным дирижером оркестра стал Кшиштоф Пендерецкий, в 2003 году занявший и пост художественного руководителя. С 2008 года должность главного дирижера занял всемирно известный маэстро Марк Минковский. Под его управлением прошел первый концерт Sinfonia Varsovia в январе нынешнего года; звучала музыка Иоганна Штрауса и Жака Оффенбаха. Днем позже оркестр участвовал в мировой премьере сочинения Пендерецкого «Я погрузился в море снов... Песни грез и ностальгии» для сопрано, меццо-сопрано, баритона, хора и оркестра на стихи польских поэтов. Дирижировал Валерий Гергиев. Премьера стала последним вкладом оркестра в празднование 200-летия со дня рождения Фридерика Шопена; этой дате коллектив посвятил более трехсот мероприятий в Польше и за ее пределами.
В дискографии филармонического оркестра «Varsovia» – десятки записей, в том числе полные циклы симфоний Бетховена и Шуберта под управлением Иегуди Менухина. Один из последних дисков, посвященный музыке Россини, оркестр записал с российской певицей Юлией Лежневой. Среди событий нынешнего сезона также – концерты коллектива в Мексике, Турции, Австрии, Германии.
О дирижере:
Жан Жак Канторов (фр. Jean-Jacques Kantorow; род. 3 октября 1945, Канны) — французский скрипач и дирижёр.
Сын русских эмигрантов. Учился в консерватории Ниццы, затем в Парижской консерватории (класс Рене Бенедетти), которую окончил в 1960 г. в 15-летнем возрасте. В 1962 г. стал победителем проводившегося в Лондоне Конкурса молодых скрипачей имени Карла Флеша, в 1964 г. выиграл и конкурс имени Паганини. В 1970 г. Канторов также завоевал первое место на конкурсе камерной музыки в Кольмаре в составе трио (с пианистом Жаком Рувье и виолончелистом Филиппом Мюллером).
С середины 1970-х гг. Канторов активно выступает в роли дирижёра, преимущественно с камерными оркестрами. В 1985 г. он возглавил Камерный оркестр Оверни, в 1993—1998 гг. руководил Оркестровым ансамблем Парижа. Кроме того, Канторов на протяжении многих лет сотрудничает с Лозаннским камерным оркестром и Нидерландским камерным оркестром.
О солистке:
Патриция Копачинская (род. 1977, Кишинёв Молдавской ССР) — швейцарская скрипачка и композитор.
Родилась в музыкальной семье (отец — цимбалист, мать — скрипачка), в 1989 переехав в Вену, училась в консерваториях в Вене и Берне.
В ноябре 2007 дала несколько концертов в России (Москва, Тверь, Новосибирск и др.).
Живет в Берне.
Концертировала с крупнейшими оркестрами Европы, Японии, Австралии под управлением В. Федосеева, Ф. Херревеге, Р. Норрингтона, C. Скровачевского, К. Пендерецкого, Г. Шиффа.
Исполняет сочинения современных композиторов — Дебюсси, Шёнберга, А. Берга, А. Веберна, М. Равеля, Бартока, Д. Энеску, Стравинского, В. Лютославского, Д. Куртага, Г. Уствольской, Шнитке, Пендерецкого, Т. Мансуряна, Н. Корндорфа, Д. Н. Смирнова, Й. Виттенбаха, И. Додерер, Ф. Сая. Но играет также музыку барокко (Бах, Бибер), романтиков (Шуман, Брамс).
Признание: Вторая премия в возрастной группе от 18 до 23 лет, в категории «Струнные» на конкурсе «Classica Nova» памяти Шостаковича (Ганновер, 1997). Лауреат конкурса Шеринга (Мексика, 2000). Премия «Новый талант» Европейского радиовещательного союза (2004). Премия Немецкого радио (2006). Премия «ЭХО-Классик» в категории «Ансамбль 20/21 вв.» (2009).
О произведении
Концерт для скрипки с оркестром ре мажор, ор. 35 П.И.Чайковского написан в 1878 году, во время пребывания композитора в Швейцарии. К моменту написания концерта автор уже имел опыт написания произведений в этом жанре (Концерт № 1 для фортепиано с оркестром и Вариации на тему рококо для виолончели с оркестром).
В работе над партией скрипки Чайковскому помогал его друг и ученик по теории музыки скрипач Иосиф Иосифович Котек, чьё исполнительское мастерство композитор высоко ценил. Первое публичное исполнение произведения прошло в частном собрании: партию скрипки исполнил Котек, а автор аккомпанировал ему на фортепиано.
Концерт в начале был посвящён Леопольду Семёновичу Ауэру, но тот не решился сыграть это произведение из-за его сложности для исполнения.
Первый раз концерт исполнил с оркестром 4 декабря 1881 года в Вене Адольф Давидович Бродский, ставший пропагандистом концерта в Европе, а затем и в России. Чайковский, оценив то, что скрипач играл это виртуозное сочинение в Европе, где творчество Чайковского было тогда известно довольно мало, сменил прежнее посвящение на посвящение Адольфу Давидовичу Бродскому.
Концерт является одним из лучших произведений русского музыкального искусства. Наряду с Первым концертом для фортепиано с оркестром и Вариациями на тему рококо для виолончели с оркестром это лучшее сочинение Чайковского в концертном жанре. Блестящая виртуозность партии солирующего инструмента сочетается здесь с подлинной симфоничностью, темпераментностью музыки, яркостью и сочностью колорита.
В настоящее время этот концерт является обязательным произведением для исполнения на Международном конкурсе имени Чайковского. Концерт состоит из трёх частей общей протяжённостью около 35 минут, вторая и третья части исполняются без перерыва 1.Allegro moderato — Moderato assai (ре мажор) 2.Canzonetta: Andante (соль минор) 3.Finale. Allegro vivacissimo (ре мажор) Произведение на сайте, посвященном жизни и творчеству П.И.Чайковского: http://www.tchaikov.ru/concerto_violin.html
|