Продолжаем неуклонное движение к полному собранию симфоний младшего Гайдна на Погружении :)
Как водится, в этой серии какая-то фатальная путаница с нумерацией симфоний. Ранняя симфония №1А почему-то обозначена на диске под номером 33, а номера симфоний 22 и 23 переставлены местами... %) Ниже представлена моя сводная идентификация записанных сочинений по всем трём каталогам произведений М.Гайдна. Кстати, не удивляйтесь, что одна из этих симфоний также имеет номер по моцартовскому каталогу Кёхеля - KV 291. Она действительно приписывалась Моцарту, потому что сохранилась финальная фуга из этой симфонии, переписанная рукой Вольфганга Амадея. Это, кстати, лишний раз показывает, насколько неоднозначны разговоры о том, кто из этих друзей-современников в своём творчестве "вторичен"...
:choir: Михаэль - непостижимый композитор: пьянствуя практически "не просыхая" ("после каждой Литании заглатывал кварту [1.13 л] вина" - Л.Моцарт), умудрился написать уйму превосходной музыки, которой восхищались и Моцарт-отец (который был в восторге от его "Заиры" и духовной музыки), и Моцарт-сын (последний особенно любил фуги Михаэля)!
Встречал такое мнение, что "пьянство не просыхая" - сугубая дезинформация, потому как эту тему муссировал лишь Леопольд Моцарт, который видел в Михаэле соперника своему сыну при зальцбургском дворе... В любом случае, разгульный образ жизни самого Вольфганга Амадея - факт вполне явный. Что ничуть не мешало его творчеству...
Кстати да, зная непомерные амбиции Леопольда, удивляться не приходится. В среде интеллигенции, как это принято, полить коллегу грязью - святое дело. Для "пьяницы" Михаэль прожил слишком долгую и плодотворную жизнь. Касательно его личности, лучше-бы опираться на мнение его учеников, если они сохранились. Что писали Вебер, Диабелли, Нейкомм и другие?
Собственно, даже в словаре Гроува об этом аккуратно так намекается: "Haydn apparently thrived during the early years of Colloredo's rule, and by 1777 his status in Salzburg was such that he was said to be a candidate for the post of Kapellmeister. It was probably no coincidence that rumours of certain weaknesses surfaced about this time." Кстати, ничего большего, кроме как это единственное упоминание про "слухи о его слабостях", в статье нет. Зато рассказывается, как все им восхищались
Разгадка винолюбия Михаэля Гайдна проста - с 1760 г. его зальцбургская квартира находилась в здании бенедиктинского монастыря Св. Петра. Вскоре после того, как Михаэль туда вселился, он подружился с монахами-бенедиктинцами (эта дружба продолжалась всю жизнь). Последние пригласили Михаэля на освящение их знаменитого винного погреба, в этом же здании (St Peter Stiftskeller - который с 1720-х гг. был самым живым публичным местом в Зальцбурге - местом "тусовки" знати, духовенства и буржуазии) , для коей оказии он сочинил песню (MH 597). В 1770 г. Михаэль потерял своё единственное пережившее роды дитя, 1-летнюю дочь, после чего его питие, по сообщениям современников (Eitner, Robert, Biographisch-bibliographisches Quellen-Lexikon der Musiker und Musikgelehrten der christlichen Zeitrechnung bis zur mitte des neunzehnten Jahrhunderts. Leipzig: Breitkopf & Haertel, 1900-04. v. 5, 72-76. PDF text
Gerber, Ernst Ludwig. Historisch-biographisches Lexikon der Tonkünstler (1790-1792). Leipzig: Breitkopf, 1790. c. 613.
Gerber, Ernst Ludwig. Neues historisch-biographisches Lexikon der Tonkünstler (1812-1814). Leipzig: Kühnel, A. 1800-1814. c. 531- .), приобрело хронический характер. В 1786 г. "Семинарский" погребок при Св. Петре получил официальное разрешение продавать пиво - до этого было только вино. В наши дни St Peter Stiftskeller всё ещё процветает как знаменитый ресторан. Представьте себе, жить в доме с лучшим рестораном-клубом в городе, где для вас всё бесплатно (Михаэль рассчитывался с монахами Св.Петра духовной музыкой - среди прочего, он написал для них мессу Св. Руперта. Теперь становится понятным, почему этот жанр доминировал в его творчестве - он написал 450 духовных произведений! )...
ЗЫ. Поразительный факт: Михаэль Гайдн, как и обожавший его Амадей Моцарт (они продолжали переписываться даже после отъезда Моцарта из Зальцбурга, и незадолго перед смертью Моцарт собственноручно делал копии нескольких фуг Михаэля) умер в процессе работы над Реквиемом...
Предлагаю в завершение данной темы дать слово знаменитому баснописцу.
И.А.КРЫЛОВ "МУЗЫКАНТЫ"
Сосед соседа звал откушать; Но умысел другой тут был: Хозяин музыку любил И заманил к себе соседа певчих слушать. Запели молодцы: кто в лес, кто по дрова, И у кого что силы стало. В ушах у гостя затрещало И закружилась голова.
"Помилуй ты меня, - сказал он с удивленьем, - Чем любоваться тут? Твой хор Горланит вздор!" "То правда, - отвечал хозяин с умиленьем, - Они немножечко дерут; Зато уж в рот хмельного не берут, И все с прекрасным поведеньем".
Всё ж не могу не отметить, что в симфонии Михаэля нашего Гайдна не номер главное. А тональность и нумер в MH и в P. А номер имеет не больше значения, чем "54-я" симфония Моцарта в издании Рудольфа нашего Баршая. Вот фуга К.291 нашлась - это ещё хорошее дополнение в копилку Вольфганга нашего Амадея.
Добавил лосслесс и тут: http://intoclassics.net/news/2012-03-06-27388
А что касается нумеров, то чем нумерация по Шерману хуже остальных двух?.. Если уж сверять, то по всем трём каталогам...
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
Аудио/видеозаписи и литература предоставляются исключительно для ознакомления. После ознакомления они должны быть удалены, иначе, вероятно, Вами будет нарушен закон "об авторском праве и смежных правах".