Большое спасибо уважаемому ATTILA за возможность ознакомиться с этой записью. ВСЕ ДАЛЬНЕЙШЕЕ НЕ ИМЕЕТ НИКАКОГО ОТНОШЕНИЯ К НЕМУ, КАК АВТОРУ ПОСТА! Запись полностью подтверждает мое давнее мнение о Мерседес Капсир: ее участие - почти всегда гарантия если не провала, то разочарования. В 1930 она (в партии Джильды) испортила "Риголетто" с Рикардо Страччари (Риголетто), Дино Борголи (Герцог), дирижировал тот же Лоренцо Малайоли - все три джентльмена хороши! Не лучше Капсир в партии Розины в записи "Сивильского цирульника" (1930, с теми же Страччари, Борголи, Малайоли, великолепным Сальваторе Баккалони в роли Бартоло и убедительным Винченцо Беттони - доном Базилио). Чтобы спеть Джильду или Розину, мало уметь запускать высокие трели; если, вместе с этим умением, сплошь и рядом появляются плачуще-мяукающие интонации, никак не соответствующие моменту - все погублено! Мне могут сказать - веризм, знаете ли! Но это уже не веризм, а его злокачественное вырождение. Слушая эти записи, я думал: вот бы вместо Капсир "подставить" Марию Барриентос или Амелиту Галли-Курчи (есть, по крайней мере, три номера из "Роголетто", записанные Страччари и Барриентос - здорово!). Почти любая запись Капсир на диске Preiser'а - образец безвкусицы. Она как бы воплощает все худшие черты коларатурного сопрано своего времени (иногда такое можно улышать в некоторых записях Тоти Дель Монте, которая, как правило, все же лучше, чем Капсир). К сожалению, Капсир-Виолетта - не исключение; может, чуть-чуть лучше, чем совершенно ужасная Джильда и бесвкусная Розина. Если кто-нибудь хочет узнать, какой могла быть Виолетта в ту же эпоху, стоит поискать и послушать "Teneste la promessa" и "Addio, del passato" в записях Клаудии Муцио (1889-1936) - певицы более старшего поколения, чем Капсир (1897 - 1969), да еще сделанных в 1935г., когда Муцио уже прошла свой пик... Да и Галли-Курчи в 1919 была на несколько порядков лучше, чем Капсир в 1929. В общем, когда Верди исполняют в стиле гипертртрофированного позднего веризма, мне становится грустно (чтобы не сказать - тошно). То же поветрие не миновало и Гальефи... Автору поста - еще раз поклон за предоставленную возможность остаться при своем мнении.
Уважаемый Kuroles! Спасибо за Ваш подробный комментарий и откровенное мнение о Капсир. К сожалению, у меня нет записей Риголетто и Севилького. Был бы Вам очень благодарен, за возможную выкладку. В отношении Травиаты с Капсир мне трудно с Вами согласиться, тк после этой записи оперы мало кого хочется слушать, исключая Понсель, из страриков, а уж современников подавно. Еще раз спасибо за Ваш комментарий. Этот пост выложен уже давно, но при обновлении на мейле он почему-то перевыложился снова. Не думал, что эта запись вызовет такую полемику.
к 4 Kuroles! Мой Бог, сколько здесь Вы понаписали нелепостей!! Всё же надо знать предмет глубоко, а не писать мысли, которые не имеют под собой ничего подобного!!!
Мерседес Капсир - великолепнейшее сопрано, одно из лучших в ту пору певиц. Вам может не нравится то, что она делает, но зачем же писать несуразицу и, простите, глупости?! Мерседес Капсир обладала великолепной техникой и не о каких таких "запусканиях" трелей понятия не имела. Во-первых, она не "запускала", поскольку это не голуби, а звуки, следственно надо употреблять соответствующий термин. Во-вторых, её техника была блистательной и спорить тут не надо: реноме её было высочайшим. Писать нелепости типа того, что написали Вы (цитирую) : Почти любая запись Капсир на диске Preiser'а - образец безвкусицы. Она как бы воплощает все худшие черты коларатурного сопрано своего времени (иногда такое можно улышать в некоторых записях Тоти Дель Монте, которая, как правило, все же лучше, чем Капсир) - это удел человека мнящего себя знатоком, но таковым не являющимся!!! Уж извините за резкое мнение. Наконец, ещё одна очень важная деталь: Вы тут про веризм пишите. А он-то здесь при каких делах?! Ни Капсир, ни Галли-Курчи, ни Даль Монте такой репертуар не несли, простите (Баттерфляй в конце карьеры не в счёт - это особый разговор). ВЕРИСТЫ НЕ ПИСАЛИ партий для колоратурного сопрано!!! Они вообще игнорировали этот тип голоса и в этом их огромная вина в падении техники вокалистов. В партитурах этих господ Вы не найдёте ни гамм, ни трелей, ни пассажей ни для какого голоса!! Если Вы знаете хоть одну партию в операх веристов и их последователей, где выписана партия колоратурное сопрано- назовите её!!! Тоти Даль Монте не обладала такой ослепительной техникой, как Капсир, да и голос её был скорее легкое лирическое сопрано, нежели колоратурное. Можно ли её упрекать в отношении вкуса? Вы такие записи хорошо знаете? Я вот НЕ знаю таких записей! Тосканини называл её уменьшительно-ласкательным именем "Тотина" и ВСЕЦЕЛО (!) доверял ей, а где-то и предлагал свои вариант. Т.е всё, что она сделала - это всё были работы с одобряющей резолюцией Тосканини. Ну, если у Вас вкус более высокой пробы, чем у Артуро Тосканини - тогда другое дело! Только я на Вашем месте не стал бы это утверждать. Как-то неловко читать такое! Вам может нравиться или нет - это другое дело, но не надо своё частное мнение высказывать так безаппеляционно! Муцио всю свою недолгую жизнь несла репертуар лирико-драматического сопрано. Сравнивать её с колоратурой Капсир или Галли-Курчи НЕЛЕПО!!! Это как сравнивать Карузо со Скипой. Муцио умерла на пике славы и формы. Вы о ней имеете впечатление своё или где-то прочли сию нелепость?! Ну и для справки: Дино БорДЖоли, а не БорГоли, и не Гаельфи, а Гуэльфи
к 14 Ай-яй-яй! Ну что Вы пишите! Как та самая офицерская вдова, которая сама себя высекла! "Тосканини? Да ладно... Он был гениальным дирижером, мало компетентным в области вокального мастерства." Смешно, ей-Богу! Тосканини как раз в технике разбирался хорошо, вьюноша бледный и страстный! Через его руки, так сказать, прошло немало певиц и певцов, а жизнь у него была долгая! Вы не понимаете, что мастерство в пении - понятие очень широкое. Оно подразумевает разные вещи: это движение, подвижность. Это ровность регистров и способность певца/певицы красиво и ровно переходить из регистра в регистр и петь разные интервалы, это владение динамикой, тембрами и так далее. Да, в выборе исполнителей он не всегда был прав или, вернее, последователен. Был у него такой грех! Тот же Вальденго с голосом чисто лирическим, вдруг выступал у него в партиях Яго или Амонасро, требующих больших вокальных средств (прежде всего голосовой мощи), да и характерная партия Фальстафа не очень подходила Вальденго, хоть он и вышел победителем в конце-концов.... Это вовсе не говорит о том, что он не понимал в пении чего-то. Ему нравились певцы, певшие или так, как он того требовал (тот же Вальденго, Х. Нелли, к примеру), или же так самодостаточно и ярко, как Пертиле, Даль Монте. И это было его право: выбирать! Так же, как и у других дирижёров. Того же Караяна можно было убедить в таком же грехе. Да и не только Караяна!... Что до Тебальди, до её техники, то Вас, как я понимаю, большого любителя (или специалиста?) в этой области, я попрошу как можно детальнее описать оные недостатки у Тебальди. Я думаю, что всем было бы и поучительно и полезно знать, в чём были у неё проблемы, какие. Please! Что касается Капсир, то я уже высказал своё мнение и повторяться мне нет смысла.
Мой юный оппонент! Что Вы хотите прочесть о Капсир? Вы ведь в вокальной технике думаете, что съели собаку, а на самом деле - жалкий дилетант, уж простите. Писать Вам о гаммах, о трелях, о регистрах мне скучно. да и непонятно Вам это будет. Неужели Вы думаете, что глупости, написанные Вами о Тебальди, стоят того, чтоб их перечитывать?!
Записей Тебальди у меня великое множество. Красивейший голос - это не всё, чем обладала эта певица. У неё было неповторимое пиано. Она была большой музыкант и чистая душа. Пение её всегда было согрето и мыслью, и чувством, и поэзией. Да, самый крайний верх был порой (подчёркиваю; порой) небезупречен, но зато её голос невероятно однороден по звуку. Именно поэтому. Так ей поставили голос... Канилья - в ту пору первое драм. сопрано Италии, была примером для подражания, равно как и Роза Понсель. Потому и Тосканини пленился её пением. Несомненно, что одна из величайших певиц 20-го века
У каждого великого певца (певицы) есть всего две-три партии во всём их репертуаре (во всёи!!!), которые его таковым (таковой) сделали. И редко - чуть больше, чем две-три. И исключений тут нет.
к 20 Если бы Вы разбирались в голосведении или даже хотя бы в основных постулатах пения - не писали бы чуши. Бездыханное пение - это нонсенс. Без хорошего дыхания нет пения. А уж тем более - исполнение таких сложнейших партий, как Лючия. Вы ноты-то хоть читаете? Посмотрите, какая тесситура там!... Без опёртого, звучного верха там делать нечего. Не то что сцену сумасшедствия, а и первую арию не исполнить... Не пишите лучше о том, в чём не понимаете ни-че-го!!
Дела давно минувших дней... Уважаемый alexey semlyanoy (terrestro), спасибо за Ваш подробный комментарий к моему No4. Хочу сделать пару мелких замечаний.
1)"Запускать [пускать, испускать] трель" -- не музыкальный термин, но выражение, употребляемое в русском языке (обычно в ироническом смысле).
2) Упоминая веризм, я имел в виду его влияние на манеру исполняния. Вот что я написал: "когда Верди исполняют в стиле гипертртрофированного позднего веризма, мне становится грустно".
3) Вы утверждаете, что сравнивать Муцио "с колоратурой Капсир или Галли-Курчи НЕЛЕПО!!!". Мой комментарий сделан к выкладке "Травиаты"; поэтому упоминание в нем Муцио и других исполнителей партии Виолетты вполне естественно. Вы задаёте мне вопрос: "Вы о ней (т.е. о Муцио) имеете впечатление своё или где-то прочли сию нелепость?!" Разумеется, о Муцио сужу "понаслышке" -- с 7 оригинальных CD. К сожалению, в период с 1926 по 1933 г. Муцио не записывалась (если не считать живой записи 1-го акта "Тоски" 1932г., слушать которую довольно трудно); а именно на этот период приходится полный её расцвет; поэтому я и написал, что упоминаемые мной (ВЕЛИКОЛЕПНЫЕ!) записи сделаны в 1935 г., когда она уже прошла свой пик. Вы считаете, что это нелепость? докажите.
4) Спорить по поводу техники и прижизненного реноме Капсир не стану. Но скажите по чести: её исполнение партии Виолетты в данной конкретной записи Вам действительно нравится? Или Вас просто раздражает, что непрофессионал позволяет себе судить о качестве исполнения?
5) Наконец, такой интеллигентный человек, как Вы (и, к тому же, профессионал), мог бы оспаривать чужое мнение с чуть меньшей раздраженностью и накалом, не так ли?
к 27 Уважаемый Kuroles! цитата: "Вас просто раздражает, что непрофессионал позволяет себе судить о качестве исполнения?" Разумеется, нет, не это меня раздражает. Меня всегда раздражает только то, что сугубо технические или специальные термины употребляются вдоль и поперёк, а значение этих терминов не знают. Вот это меня раздражает. Я не стал бы, простите, комментировать футбольный матч только на том основании, что я по-настоящему люблю футбол. Или, скажем, бокс, в котором я когда-то кое-каких результатов достиг и что-то понимаю не по-наслышке. Что касается роли Виолетты, то мне многие исполнители этой партии нравятся, хотя голосовО они далеко не всегда на высоте. Вы в комменте №4 так "уделали" великую испанку, что из её фонографического наследия камня на камне не оставили. Цитирую: "Почти любая запись Капсир на диске Preiser'а - образец безвкусицы. Она как бы воплощает все худшие черты коларатурного сопрано своего времени (иногда такое можно улышать в некоторых записях Тоти Дель Монте, которая, как правило, все же лучше, чем Капсир)." Это меня просто возмутило! Я, положим, резковато высказался, а Ваш адрес - впервые так вот.. Но и Вы человек интеллигентный, это читается, а всё же позволили своё чисто субъективное мнение выдать за истину последней инстанции. И это неверно! Я, к примеру, признавая заслуги Каллас в той или иной записи, в той или иной партии, но относясь очень критически ко многому тому, что ей приписывают, тем не менее не позволяю говорить о ней уничижительно вовсе не потому, что боюсь "пасть во мнении" погруженцев. Надо быть объективным и всегда оговариваться в такого рода месачях, что "на мой вкус", "на мой взгляд" и так далее. И не употреблять терминов, значение которых не всем ясно и, мало того, имеющих немалое число толкований. Ну и "запустить трели"... Ну это же не воздушные шары, как ни крути! Такого выражения нет. Написали бы, что "при исполнении трелей" и далее по тексту... И не бывают трели "высокие", "низкие", "средние" и так далее. Трель - она и в Африке трель.
Спасибо большое. Интересная дискуссия предшествовала. Не хватает информации, чтобы составить свое мнение. Имею в виду информацию для сравнительного анализа. Исполнение очень понравилось. Запись замечательная. При прослушивании записей такого возраста в голове привычно включается "декодер", позволяющий слышать натуральное звучание голоса. Здесь это не нужно. Спасибо.
Не согласен с kurolesом - здесь все поют плохо, включая хористов. Удивительно сухая, скучная, казенная, невыразительная запись! Ну ни единого светлого пятна. Даже хорошая дикция идет в ущерб кантилене и получаются какие-то речитативы... Такое впечатление, будто их насильно загнали в студию и заперли там на три недели без хлеба и воды. А у Виолетты просто роль больше - поэтому на ней все это лучше заметно
Не хочется выглядеть этаким умником и вмешиваться в Ваши весьма научные споры. Но считаю, что и Мерседес Капсир, и Галли-Курчи, и Тоти даль Монте и другие упомянутые Вами лица - это уже ушедшая эпоха певцов рубежа 19-20 вв. Таких уже больше нет. А современных что-то слушать не очень хочется. Что касается данной записи - то это историческая запись и такие фонограммы надо бережно сохранять, так как этих певцов уже больше нет и таких не будет.
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
Аудио/видеозаписи и литература предоставляются исключительно для ознакомления. После ознакомления они должны быть удалены, иначе, вероятно, Вами будет нарушен закон "об авторском праве и смежных правах".