(9 февраля 1741, Льеж — 24 сентября 1813,
Монморанси)
Французский оперный композитор XVIII в. А. Гретри - современник и
свидетель Великой Французской революции - был самой крупной фигурой оперного
театра Франции эпохи Просвещения. Накаленность политической атмосферы, когда
шла идейная подготовка революционного переворота, в острой борьбе
сталкивались мнения и вкусы, не обошла и оперу: даже тут разгорались войны,
возникали партии сторонников того или иного композитора, жанра или
направления. Оперы Гретри (ок. 60) очень разнообразны по тематике и по
жанрам, но наиболее важное место в его творчестве занимает комическая опера
- самый демократичный жанр музыкального театра. Ее героями были не античные
боги и герои (как в устаревшей к тому времени лирической трагедии), а
обыкновенные люди и очень часто - представители третьего сословия).
Гретри родился в семье музыканта. С 9 лет мальчик учится в
церковноприходской школе, начинает сочинять музыку. К 17 годам он уже был
автором нескольких духовных произведений (месс, мотетов). Но не эти жанры
станут главными в его дальнейшей творческой жизни. Еще в Льеже, во время
гастролей итальянской труппы, тринадцатилетним мальчиком он впервые увидел
спектакли оперы-buffa. Позже, совершенствуясь в Риме в течение 5 лет, он
смог познакомиться с лучшими произведениями этого жанра. Вдохновленный
музыкой Дж. Перголези, Н. Пиччинни, Б. Галуппи, в 1765 г. Гретри создает
свою первую оперу "Сборщица винограда". Тогда же он удостоился высокой чести
быть избранным в члены Болонской филармонической академии. Немаловажной для
будущего успеха в Париже была встреча с Вольтером в Женеве (1766).
Написанная на сюжет Вольтера опера "Гурон" (1768) - парижский дебют
композитора - принесла ему известность и признание.
Как заметил историк музыки Г. Аберт, Гретри обладал умом "чрезвычайно
многосторонним и увлекающимся и среди тогдашних парижских музыкантов он имел
ухо, самое чуткое к многочисленным новым требованиям, которые выдвигали
перед оперной сценой и Руссо, и энциклопедисты..." Гретри сделал французскую
комическую оперу исключительно разнообразной по тематике: в опере "Гурон"
идеализируется (в духе Руссо) жизнь не затронутых цивилизацией американских
индейцев; другие оперы, например "Люсиль", раскрывают тему социального
неравенства и приближаются к опеpe-seria. Ближе всего Гретри была
сентиментальная, "слезная" комедия, наделяющая простых людей глубокими,
искренними чувствами. Есть у него (хотя и немного) чисто комедийные,
искрящиеся весельем, оперы в духе Дж. Россини: "Двое скупых", "Говорящая
картина". Очень любил Гретри сказочные, легендарные сюжеты ("Земира и
Азор"). Экзотика, красочность и живописность музыки в таких спектаклях
открывают путь романтической опере.
Свои лучшие оперы Гретри создал в 80-е гг. (в самый канун революции) в
сотрудничестве с либреттистом - драматургом М. Седеном. Это
историко-легендарная опера "Ричард Львиное сердце" (мелодию из нее
использовал П. Чайковский в "Пиковой даме"), "Рауль Синяя борода". Гретри
приобретает всеевропейскую славу. С 1787 г. он стал инспектором театра
Comedie Italienne; специально для него был учрежден пост королевского
цензора музыки. События 1789 г. открыли новую страницу в деятельности
Гретри, который стал одним из создателей новой, революционной музыки. Его
песни и гимны звучали во время торжественных многолюдных празднеств,
устраиваемых на площадях Парижа. Революция предъявила новые требования и к
театральному репертуару. Ненависть к свергнутому монархическому режиму
привела к запрещению Комитетом общественного спасения таких его опер, как
"Ричард Львиное сердце" и "Петр Великий". Гретри создает произведения,
отвечающие духу времени, выражающие стремление к свободе: "Вильгельм Телль",
"Тиран Дионисий", "Республиканская избранница, или Праздник добродетели".
Возникает новый жанр - так называемая "опера ужасов и спасения" (где острые
драматические ситуации разрешались благополучной развязкой) - искусство
строгих тонов и яркого театрального воздействия, подобное классицистской
живописи Давида. Гретри один из первых создал оперы в этом жанре ("Лизабет",
"Элиска, или Материнская любовь"). "Опера спасения" оказала существенное
влияние на единственную оперу Л. Бетховена "Фиделио".
В годы наполеоновской империи композиторская активность Гретри в целом
снизилась, зато он обратился к литературной деятельности и выпустил в свет
"Мемуары, или Очерки о музыке", где выразил свое понимание проблем искусства и
оставил массу интересных сведений о своем времени и о себе.
В 1795 г. Гретри был избран академиком (членом Института Франции) и
назначен одним из инспекторов Парижской консерватории. Последние годы жизни
он провел в Монморанси (близ Парижа). Меньшее значение в творчестве Гретри
имеет инструментальная музыка (симфония, концерт для флейты, квартеты), а
также оперы в жанре лирической трагедии на античные сюжеты ("Андромаха",
"Цефал и Прокрис"). Сила таланта Гретри - в чутком слышании пульса времени,
того, что волновало и трогало людей в те или иные моменты истории.
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
Аудио/видеозаписи и литература предоставляются исключительно для ознакомления. После ознакомления они должны быть удалены, иначе, вероятно, Вами будет нарушен закон "об авторском праве и смежных правах".