Dmitry Shostakovich (1906-1975)
Dmitry Shostakovich: Symphony No. 10 in E minor, Op. 93
Czecho-Slovak Radio Symphony Orchestra (Bratislava) Ladislav Slovak, сonductor
1. I. Moderato (22:44) 2. II. Allegro (04:17) 3. III. Allegretto (12:25) 4. IV. Andante: Allegro (13:35)
Total Playing Time: 00:53:01 Recorded at the Concert Hall of the Slovak Radio in Bratislava, from 20th to 26th June, 1989.
Ссылка на симфонию №10:
https://cloud.mail.ru/public/E54G/4zSMdxrx7
Dmitry Shostakovich: Symphony No. 11 in G minor, Op. 103, "The Year 1905"
Czecho-Slovak Radio Symphony Orchestra (Bratislava) Ladislav Slovak, сonductor
1. I. The Palace Square: adagio (16:31) 2. II. The 9th of January: Allegro-adagio-allegro-adagio (20:25) 3. III. In Memoriam: adagio (13:20) 4. IV. The Tocsin: Allegro non troppo-allegro-moderato-adagio-allegro (15:06)
Total Playing Time: 01:05:22 Recorded at the Concert Hall of the Slovak Radio in Bratislava, from 25th April to 4th May, 1988.
Ссылка на симфонию №11:
https://cloud.mail.ru/public/Jfjw/6hkyhDB2y
Ладислав Словак (словен. Ladislav Slovák; 10 сентября 1919, Вельке Леваре - 22 июля 1999, Братислава) - словацкий дирижёр, мало известный в России, принадлежит к дирижерской школе Евгения Мравинского, отличавшейся, прежде всего, концептуальностью метода.Учился игре на органе в Братиславской консерватории, закончив её в 1942 году. Затем учился как дирижёр у К. Шимпла в консерватории (1938-1945) и Вацлава Талиха в Высшей школе изящных искусств (1949-1952). Работал в Братиславе муз. режиссёром Чехословацкого радио, где возглавил хор (1948), был гл. дирижёром оркестра Радио (1955-1961). В качестве ассистента в 1954-1955 стажировался у Евгения Мравинского в оркестре Ленинградской филармонии и присутствовал на дискуссиях между Мравинским и Шостаковичем об исполнении той или иной музыки композитора. С 1961 года Словак - главный дирижёр симфонического оркестра Словацкой филармонии и её директор (до 1968), а с 1972 года возглавлял также симфонический оркестр Праги. Выступал во многих странах Европы и гастролировал с оркестром Чешской филармонии в Австралии, Новой Зеландии, Японии, Китае, Индии, СССР (1959), а также в США и Канаде (1968). В репертуаре классические и современные произведения, в т.ч. сочинения советских композиторов. Под управлением Словака впервые в Братиславе исполнены многие сочинения слов. композиторов 50-70-х гг., а также симфонические произведения Д. Д. Шостаковича (первое зарубежное исп. 11-й и 12-й симфоний). В конце 80-х г.г. записал все симфонии Шостаковича со Словацким филармоническим оркестром.
Десятая симфония ми минор (соч. 93) создана в 1953 году, впервые была исполнена в этом же году в Ленинграде под управлением Евгения Мравинского. Длительный промежуток времени отделяет эту симфонию от Девятой; столь же велика между ними и музыкальная "дистанция". Десятая симфония - глубоко философское произведение, она продолжает линию Пятой, Шестой, Седьмой, Восьмой симфоний, являясь своеобразным их итогом. Исполнение симфонии вызвало острую дискуссию в музыкальных кругах; некоторые критики видели в ней пессимистические настроения, уход от генеральной линии симфонизма Шостаковича. Правы, очевидно, были те музыканты, которые видели в сложном психологическом "подтексте" симфонии отражение напряженнейших событий современности. Успех симфонии, ее широкое признание аудиторией было лучшим доказательством ее художественной ценности. В 1955 году Десятая симфония была удостоена специальной премии в Нью-Йорке; она звучала во многих странах мира. Первая часть - Moderato. Из сумрачного вступления незаметно рождается главная тема - печальная и сосредоточенная. У флейты возникает побочная тема, ее мелодия вращается в круге печальных, безрадостных интонаций, главная ритмика все время перебивается синкопами аккомпанемента. Разработка основана на типичных для стиля композитора жанровых трансформациях тем. Подобно Пятой, Седьмой, Восьмой симфониям, начало репризы совпадает с генеральной кульминацией разработки - мрачно и зловеще звучит тема вступления. Вторая часть - Allegro, носит "воинствующе"-моторный характер. Музыка ее столь напряжена, что динамика, присущая жанру скерцо, кажется здесь превышенной во много раз. В теме крайних разделов ощущается интонационная связь с русской "молодецкой", удалой песней; далее тематизм стремительно и динамично завоевывает звуковое пространство. Хлесткие танцевальные "галопирующие" ритмы, вкрапления "стучащих" мотивов создают впечатление безостановочного мелькания, кружения. Третья часть, Allegretto, удивительна по своей образной цельности и контрастности; она звучит в характере печального раздумья, которое постепенно превращается в музыку огромной напряженности, экспрессии, внутренней силы. Здесь несколько тем, имеющих различные, даже противоположные образные оттенки. Характерная интонация второй темы - мотив, неоднократно появляющийся затем и в этой симфонии, и в дальнейшем творчестве композитора (так называемая тема DSCH - ре-ми бемоль-до-си) - своеобразная музыкальная "монограмма". В среднем разделе композитор вводит печальный, одинокий "зов" валторны; ему отвечает в басах сумрачный мотив из вступления к первой части. Тихим, прозрачным звучанием заканчивается кода Allegretto. Финал Allegro предваряется широко развитым медленным вступлением: Andante построено на выразительных речитативах-соло. Это авторское "лирическое отступление", позволяющее как бы "со стороны" окинуть взглядом сложный образный мир симфонии, ее прозвучавших трех частей, постепенно подготовить и в то же время внезапно переключить музыку в совершенно иную сферу. Allegro вносит резкую смену темпа, жанра. Безудержно несущийся поток музыки стремится к свету, радости.
Монументальная Одиннадцатая симфония соль минор "1905 год" (соч. 103) занимает в творчестве Д. Д. Шостаковича особое место. К ее созданию композитор приступил, будучи уже не только выдающимся симфонистом, но и признанным мастером других жанров, автором опер, балетов, трио, квартетов, инструментальных сонат, кантатно-ораториальных произведений, романсов и песен, музыки для театра и кино. Характерными чертами творческой работы Шостаковича с молодых лет были виртуозная композиторская техника и невероятная легкость и быстрота письма. Достаточно сказать, что колоссальная партитура Седьмой ("Ленинградской") симфонии была написана примерно за четыре месяца, работа над грандиозной Восьмой симфонией заняла чуть больше двух месяцев. Сочинение Одиннадцатой симфонии продолжалось, правда, с большими перерывами, более двух с половиной лет: небывалый по содержанию замысел потребовал длительной, неспешной работы. Впервые композитор сообщил о том, что приступил к сочинению симфонии, весной 1955 года, а завершена она была лишь в августе 1957 года. Во время работы Шостакович так рассказывал о замысле и о содержании новой партитуры: "Тема этой симфонии - революция 1905 года. Я очень люблю этот период в истории нашей Родины, нашедший яркое отражение в рабочих революционных песнях. Не знаю, буду ли я широко цитировать мелодии песен в симфонии, но музыкальный язык ее, очевидно, будет близок по характеру русской революционной песне". Шостакович использовал в симфонии мелодии таких известных песен, как "Варшавянка", "Беснуйтесь, тираны", "Слушай!", "Ночь темна, лови минуты" ("Арестант"), "Вы жертвою пали", "Здравствуй, свободы вольное слово!". В ее тематизме ясно ощутимы также интонации многих других революционных песен. Кроме того, композитор ввел в партитуру материал своей хоровой поэмы "Девятое января" (из цикла хоров на слова революционных поэтов). Сколь важное значение имела для Шостаковича проблема связи симфонического стиля с массовой, рабочей, революционной песней, видно из его статьи "Ближе к народу! Мысли о творчестве", опубликованной вскоре после появления Одиннадцатой симфонии. "Сколько есть у нас прекрасных, часто незаслуженно забытых песен... Эти песни вдохновляли на борьбу поколения передовых людей... Вполне естественно, что композиторы вводят в свои произведения мелодии таких песен. Но мы не всегда умеем почувствовать их по-настоящему своими, увидеть сквозь призму своего творческого мироощущения. В этом случае песни оказываются вставными номерами или цитатами. Народная мелодия может стать "необходимым элементом оперы или симфонии только тогда, когда автор глубоко почувствовал и выстрадал весь тематический материал произведения. Только тогда песня станет огранической и родной всему строю его музыки. Никто не скажет, слушая такую музыку, что песня является просто цитатой". В одиннадцатой симфонии достигнуто полное слияние индивидуального авторского стиля и мелоса революционных песен, опора на широкий круг массовых музыкальных жанров эпохи, на ритмы, интонации, образы маршей и гимнов революции помогла не только достоверно воссоздать дух времени, но и позволила ярко и конкретно воплотить настроения огромных человеческих масс, воскресить страницы истории народа, истории становления его революционного самосознания. Программный замысел Одиннадцатой симфонии в сжатой форме обозначен в ее подзаголовке и в названиях всех четырех частей. Первая часть - "Дворцовая площадь". С первых же тактов звучание оркестра поражает особой, "стереоскопической" объемностью: отдельные группы инструментов, "слои" звуковой ткани распределены таким образом, что вызывают почти физическое ощущение глубины звучащего пространства, иллюзию зрительной перспективы. Точные лаконичные детали (оцепенелые аккорды струнных, глухие, настораживающие удары литавр, издалека доносящийся сигнал трубы) сразу приковывают слух и создают образ пустынной, скованной морозом площади. В этой безжизненной атмосфере появляется (у двух флейт) мелодия старинной песни политзаключенных "Слушай!" Затем у виолончелей и контрабасов проходит суровая маршеобразная тема песни "Арестант". Гнетущий силуэт тюрьмы на холодной, безлюдной площади, горькие песни узников, барабан и труба, слышащиеся из казармы, - все это в совокупности складывается в обобщенный образ самодержавной России накануне грозных событий. Напряженная статика "Дворцовой площади" сменяется трагическим взрывом следующей, второй части, "Девятое января" - центрального, наиболее напряженного и масштабного раздела цикла. Вся вторая часть отчетливо делится на два контрастных эпизода. В первом из них звучат две широко развитые, преображенные темы хоровой поэмы Шостаковича "Девятое января", написанной за несколько лет до симфонии. Первая тема в характере распевной народной мелодии - это обращение народа к царю. В хоровой поэме эта мелодия звучит с такими словами: "Гой ты, царь наш батюшка! Оглянись вокруг: Нет житья, нет моченьки Нам от царских слуг". Вторая тема - полный гнева и пафоса ораторский возглас "Обнажите головы!". Полифонически сплетаясь, заполняя все голоса оркестра, эти темы создают картину многотысячной толпы - живой массы возбужденных, жалующихся, причитающих, отчаявшихся и страстно надеющихся людей. Достигнув могучей, почти грозной силы, музыка вдруг стихает: народное шествие остановилось перед Зимним дворцом. Возникает тема Дворцовой площади (из первой части), и начинается второй эпизод трагедии: кровавая расправа с народом, потрясающая картина массового побоища. В поразительном по мастерству и силе воздействия фугато слышатся и беспощадные залпы, и неумолимо жестокая поступь войска, и беспорядочное, лихорадочное метание толпы, крики, стоны, проклятия. Страшная сцена "кровавого воскресенья" внезапно обрывается мертвой тишиной, в которой едва слышится заупокойное молитвенное пение - вибрирующий, "дрожащий" хорал струнных (новый вариант темы Дворцовой площади). Как траурный марш-реквием звучит третья часть, "Вечная память". В ее основе - песня "Вы жертвою пали". Скорбная поступь этого напева оттенена более мужественным и светлым средним эпизодом. Четвертая часть, "Набат", воспринимается как рассказ о могучем революционном порыве, предвещающем грядущую победу народа. В стремительной смене напористых ритмов и интонаций (здесь слышатся мелодии песен "Беснуйтесь, тираны", "Варшавянка", "Смело, товарищи, в ногу", а также энергичная подъемная мелодия из оперетты Г. Свиридова "Огоньки"), в мелькании "кадров", в нарастающем темпе действия ощущается уже не эпическая широта исторического повествования, а словно горячий импульс современности. Колокольным набатом, выражающим призыв и готовность к борьбе завершается этот грандиозный музыкальный рассказ о первой русской революции... М.Якубов
P.S. "Я думаю, что каждый крупный музыкант обязан исполнить все симфонии Шостаковича и прожить жизнь этой страны тех лет. Особенно, если он из России. Как можно не представить себе Дворцовую площадь Девятого января? И вот когда расскажешь немножко музыкантам об этом, они замирают. Магнетизм музыки Шостаковича, он подвластен музыкантам, которые не думают о тех технических проблемах, которые там есть. Они должны попасть вот в этот мир и атмосферу тех лет. Десятая симфония начинается: белый снег, Сибирь, дорога, ничего, и вот нижние струны идут, движется эта вереница... Мой отец десять лет был в лагерях, невинный - как я могу это не ощущать! У каждого человека из той жизни есть что сказать в музыке Шостаковича. Я всегда говорю музыкантам: вот здесь соло - кларнет, скрипка, бас-тромбон, фагот, гобой и виолончель, - это Шостакович со своей инструментальной гениальностью дал возможность многим безымянным людям высказаться и рассказать о своей судьбе. Раньше нельзя было говорить словом, и он это вложил в сольные инструменты. А уж ты сам додумайся, сам пойми, что он говорит. Шостакович, если можно так выразиться, сейчас по всему миру пошел. Не везде еще, но пошел, потому что его музыка сегодня актуальна..." Из интервью Дмитрия Китаенко газете "Культура" (№ 19 (7580) 17 - 23 мая 2007г.)
|