Приветствуем Вас, Гость.
Текущая дата: Пятница, 22 Ноября 24, 10:37
Главная страница » 2016»Март»24 » Шостакович - Симфонии №8-12. Исторические первые записи - Мравинский, Родзинский, Стоковский, Кусевицкий, Митропулос, Рахлин, Кондрашин
Шостакович - Симфонии №8-12. Исторические первые записи - Мравинский, Родзинский, Стоковский, Кусевицкий, Митропулос, Рахлин, Кондрашин
Поэту Н.А. Заболоцкому принадлежит замечательное высказывание: «Не важно, кто сказал первым - важно, кто сказал лучше».
Эти слова справедливы и в отношении музыкантов-интерпретаторов. Наивно
было бы утверждать, что первое исполнение того или иного сочинения -
всегда лучшее, а первый исполнитель - самый авторитетный.
Тем не
менее премьерные записи (даже малоудачные) по-своему интересны. Они
отражают вкусы и настроения своего времени, помогают понять причины
триумфа или неуспеха исполняемого сочинения. Дирижёры не копируют
известные трактовки и не спорят с ними – они открывают новую музыку для
себя вместе со слушателями. Станет ли эта музыка мировой классикой или
нет - пока неизвестно никому...
Самая
ранняя из известных на сегодняшний день записей Восьмой
симфонии датируется 21 апреля 1944 года (исполнители - Сергей Кусевицкий
и Бостонский симфонический оркестр). Запись была опубликована только в
1993 году, ограниченным тиражом, и пока мне недоступна.
В этом же году, 15
октября была сделана запись с участием Нью-Йоркского филармонического оркестра
под управлением Артура Родзинского - первого исполнителя симфонии в США.
«Однажды – было это
в конце 1954-го – начале 1955-го – двум студентам-электротехникам (один из них
автор этих строк), студенту-математику и студенту-химику (будущему
художественному руководителю Санкт-Петербургской филармонии – В.С. Фомину)
посчастливилось необычайно. Мы упросили заведующего кабинетом звукозаписи
Ленинградской консерватории А.И. Гомартели дать нам послушать таинственную
Восьмую. Александр Иосифович рисковал, когда запер (!) нас четверых в крошечной
каморке рядом со студией – меньше пяти квадратных метров, стол, несколько
стульев, большой ящик с динамиками... Последний и должен был послужить в случае
чего нашим алиби. «Сидите тихо, не кашляйте и не обменивайтесь мнениями, –
приказал Гомартели, – а если застукают, я скажу, что «гонял» новую, только что
полученную из ГДР акустическую систему, а вы эксперты». Но всё обошлось. Через
час с небольшим нас отперли и потрясённые «эксперты» незаметно выскользнули в
консерваторский коридор. Мы слушали копию чудом сохранившейся, не стёртой по
приказу начальства, записи 1947 года с Евгением Александровичем Мравинским».
И. Райскин. Из статьи «Посвящённая Мравинскому Симфония скорби и надежды»
«Французский дирижёр Манюэль Розенталь провёл премьеру [Девятой
симфонии] в Париже с оркестром радиовещания 20 марта 1946 года. «Театр
Елисейских полей был переполнен, и всюду, где только было возможно,
устанавливали приставные стулья». (Милтон Эдмунд. Музыка в Париже. – New York
Herald Tribune (парижское изд.), 1946, 23 марта).
Сергей Кусевицкий поставил Симфонию в программу восьмого
летнего Беркширского фестиваля в Тонглвуде (США) – 25, 27 и 28 июля 1946 года.
Присутствовало восемь тысяч слушателей, встретивших исполнение восторженно.
Однако авторская оценка была иной. Получив грамзапись, Шостакович обнаружил неоправданные
отклонения от предписанных темпов – многое настолько замедлилось, что сочинение
длилось двадцать восемь минут, нашесть минут больше, чем у Мравинского.
Темповые перемены исказили характер музыки, об этом автор сообщил дирижёру, и
вскоре Симфония была записана заново».
Из книги С. Хентовой «Шостакович. Жизнь и творчество»
«…Бывает так, что, возвращаясь к произведению после
перерыва, исполнитель существенно пересматривает свою трактовку и изменяет её.
Так было у меня с Десятой симфонией, когда я готовил её к новому исполнению в
1965 году, через 12 лет после премьеры. Прослушав пластинку с записью прежнего
исполнения, я был неудовлетворён им. Первая часть показалась теперь затянутой,
третья – тоже. И я решил «прочесть» симфонию заново, стараясь добиться на
протяжении каждой части ровного и более «уплотнённого» движения в едином темпе,
на одном дыхании. Не мне судить, как это получилось, но я глубоко убеждён в
том, что самый замысел более правилен. Он больше отвечает и характеру музыки, и
нашему сегодняшнему восприятию её».
Евгений Мравинский. Из статьи «Тридцать лет с музыкой Шостаковича»
СИМФОНИЯ № 11 соль минор, ор. 103, «1905 год»
Мировая премьера
Государственный академический симфонический оркестр СССР
Дирижёр Натан Рахлин
Москва, Большой зал консерватории, 30 октября 1957 г.
Европейская премьера Оркестр «Филармония» Дирижёр Геннадий Рождественский Запись с концерта 4 сентября 1962 г.
https://cloud.mail.ru/public/3CGK/ntw9kUReo ape+cue; jpg 359 Mb На диске представлены также записи Шестой симфонии и оркестровых транскрипций Шостаковича в исполнении Рождественского
Первая
студийная запись
Академический симфонический оркестр Ленинградской государственной филармонии
Георгий, большое Вам спасибо! Уже послушал с огромным удовольствием , но этого безусловно мало мне (как любителю) для представления цельной картины - минимум 3 раза стараюсь слушать почти все интересующие исполнения симфоний композитора, в данный момент особенно увлекся Десятой и Одиннадцатой... Да, по первому прослушиванию согласен, что отличается это прочтение Евгения Мравинского от более известной мне записи "живого" концерта из мелодиевского сета Шостаковича с Мравинским 1961 года... Не могу сказать, какая из них лучше (у маэстро все достойно внимания, вероятно), но вот однако читал в Журнале Любителей Искусства за №3/2009 статью Иосифа Райскина, посвященную дирижеру и там как раз он склоняется симпатией именно к 1947 году... вообще очень интересная статья, постараюсь, если Вы не будете против, здесь в комментарии добавить оттуда его аннотацию к этой симфонии... очень интересный текст, по крайней мере, мне понравился и не было лишним почитать...
Георгий, тогда добавил сюда, а Вы если поместите в изнанку поста, я потом комментарий со статьей уберу - если сочтете нужным поместить, просто как раз ведь Евгению Мравинскому посвящена и сама Восьмая симфония, и статья эта... Спасибо за отрывок из рецензии 1946 года Друскина, приведенной Вами - такие слова привычно склонен перецитировать: "...Растёт чувство тревоги. Длительное его напряжение приводит к потрясающей по драматизму катастрофе..."
Да, Вы правы - у Евгения Александровича, как мне кажется, такая именно чистая интуиция, я бы уточнил даже "интеллектуальная интуиция", маэстро как бы всегда идет от общего, от главного, каждый голос оркестра - и в соло, и в ансамблевом звучании - высказывается в контексте сквозной (мета-)темы, которая изначально собрана и потом как бы раскрывается на протяжении всего повествования, никогда не разрываясь на части... как-то так чувствую его прочтения обычно.
добавил: вот этот номер - http://www.classicmus.ru/magazineN3.2009.html
- могу попробовать отсканировать (8 страниц) в начале недели...
Давайте вспомним,что именно Восьмую симфонию Дмитрий Дмитриевич на одной из репетиций перед первым исполнением в Москве в 1943 году посвятил Мравинскому,вписав это посвящение в партитуру. Это красноречивей любых статей.
Согласен, Константин, надо просто слушать Музыку! Для поклонников таланта дирижера и любителей искусства может оказаться интересной такая небольшая подборка "из мозаики воспоминаний, впечатлений, документов, интервью", тем более электронной версии журнала не нашел пока...
Я видимо не совсем точно выразил свою мысль. Разумеется хорошо,что люди пишут о музыке и преложенная здесь статься совсем не лишняя. Я думаю, для музыканта нет высшей награды, чем получить подобное посвящение. Не случайно Мравинский до последних дней дирижировал эту симфонию по той рукописной партитуре,на которой рукой ДД было написано это посвящение.
да, спасибо за пояснение - в самом деле Явление! - "для музыканта нет высшей награды, чем получить подобное посвящение" (от композитора) как раз там же И.Райскин пишет по такому поводу, о чем Вы хотите лишний раз подчеркнуть: "Трудно найти слова, чтобы передать впечатление от этой грандиозной эпопеи, от ее конгениального исполнения дирижером-соавтором"...
Не за что! ведь вот была такая мысль кроме ценности "описания" симфонии, еще и как-то отблагодарить Вас за размещенный материал с этой записью Восьмой...
Георгий, здравствуйте! по Вашему совету - статью Райскина о Мравинском полностью отсканировал и поместил в соотвествующий раздел по адресу: http://intoclassics.net/publ/0-0-16622-0-17
так что теперь в любое время по желанию сможете ознакомиться с материалом...
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
Аудио/видеозаписи и литература предоставляются исключительно для ознакомления. После ознакомления они должны быть удалены, иначе, вероятно, Вами будет нарушен закон "об авторском праве и смежных правах".