"Avak
the Healer", кантата для сопрано, трубы и струнного оркестра, ор 65 (18:19)
1946, слова и музыка Алана Хованесса. Исполнители: Mary Lee Farris, сопрано, Leon Rapier, труба, The
Louisville Orchestra, Jorge Mester,
дирижер.
Текст
кантаты «Авак Целитель» основан на сюжете из древнеармянской мифологии. Работа
носит явно церковную, а в некоторых местах даже мистическую окраску и состоит
из шести разделов: увертюры, четырех песнопений в раннехристианском стиле,
повествующих о духовном исцелении, и торжественном интермеццо-процессии. Увертюра
к кантате была сочинена композитором в 1945 году, а первое ее исполнение
состоялось 10 марта следующего года в Бостоне на концерте, посвященном
исключительно музыке самого композитора. В программе концерта отмечалось, что увертюра
написана в трехчастной форме в соответствии с классическими японскими
представлениями о естественной ритмической организации «Дзё-ха-кю» (Дзё –
медленное вхождение, ха – резкий перелом, разрушение, кю – стремительное
движение или внезапность). Это традиционная японская модель построения
последовательности действий, использующаяся в боевых искусствах (Иайдо),
японском театре (Кабуки, Но, Дзёрури), японской чайной церемонии. «Дзё-ха-кю»
применительно к музыке означает медленное вступление, призванное создать
атмосферу, развитие действия, кульминацию и стремительное завершение. При этом
части не должны быть равными по продолжительности: обычно «кю» самая короткая,
а «ха» – самая длинная. В представлении же самого Хованесса первая часть или
ступень – это «Скорбь», вторая – «Неизвестный путь», а третья – «Благословение».
Причем росту эмоционального накала при переходе от ступени к ступени
соответствует большая простота. «Труба символизирует вдохновленного посланника,
кантора или пророка-певца, в то время как струнные выражают молитвы людей». Текст
и сама кантата были написаны в 1946 году, а полностью произведение прозвучало в
Нью-Йорке 7 февраля 1947 года
"Lady of Light", оратория для сопрано, баритона и смешанного хора с
оркестром op 227 (1969) 43:15, слова и музыка Алана Хованесса.
Исполнители: Patricia Clark, сопрано, Leslie Fyson, баритон, The Ambrosian Singers and Royal Philharmonic
Orchestra, Хованесс, дирижер
На
сочинение этой оратории о силе Божественной любви, Хованесс был вдохновлен, как
и в большинстве случаев, христианским мистицизмом. Немалое влияние на него
также оказала легенда о Халабале (Chalabala), о которой мне, к сожалению,
ничего не удалось найти, кроме того, что это некий швейцарский аналог легенды о
Гамельском крысолове. По словам самого композитора, эта оратория была написана
как его личный протест против войны (и судя по году написания – речь шла о Вьетнамской войне). «Внешние части сочинения похожи на
два сияющих столпа, являющихся основанием Нирваны или того, что находится за
пределами человеческого бытия. Каждое основание состоит из начальной арии,
хоральной фуги и заключительной арии. Между двумя основаниями находится мрачная
история о мучительном танце любви». Хованесс написал ораторию в стиле Grand
Opera. Все сочинение пропитано настроением умиротворенности и безмятежности, а
аранжировка выдержана в несколько (если так можно сказать) разреженном ключе и
содержит множество захватывающих оркестровых и хоровых эффектов, создающих
мистическую атмосферу, среди которых наиболее впечатляющим является прием,
который сам Хованесс называл "spirit murmur" ("ропот духа")
и представляющим собой вид ограниченной алеаторики: вязко звучащий фон
создается путем одновременного исполнения в совершенно различных темпах одного
и того же мелодического рисунка, причем обычно используется какая-нибудь одна
группа инструментов - чаще всего струнная или же как в данном сочинении - хор.
Вокальные партии или же модальные гимны порою напоминают большие оратории
Генделя - композитора, которым Хованесс восхищался на протяжении всей своей
жизни. Простое элегическое пение солистов часто перемежается с внезапными
всплесками голосов из хора. Во всей оратории, возможно наиболее выдающемся
вокальном сочинении Хованесса, отчетливо слышна приверженность композитора к
древней музыке Востока.
Всем
тем, кто еще не проникся творчеством Хованесса - настоятельно рекомендую
послушать это по-настоящему красивое произведение. Некоторым людям музыка
правда может показаться несколько наивной и легковесной, однако как сказал один
японский критик: «композиции
Хованесса подобны японским свиткам - по мере того как их разворачиваешь, они постепенно открывают все новые
образы и все новый смысл».
mp3/44 kHz/320 kbps/138 Мб/61:38 мин
Сслыка для скачивания: files.mail.ru/00PIBV00PIBV00PIBV00PIBV00PIBVXX
|