( 13 июня 1892 - 13 декабря 1967 )
Народная артистка СССР (1937), (псевдоним - настоящая фамилия Владимирова). Артистка оперы (лирико-колоратурное сопрано). Родилась в Астрахани в семье типографского служащего. На сцене с 1915. Дебют на оперной сцене - в 1917 году в оперном театре Зимина. Окончила Московскую консерваторию по классу У.А. Мазетти (1919); училась также у М.В. Владимировой (у своей родной сестры). В 1919 году вместе с Ф. И. Шаляпиным пела в опере «Севильский цирюльник» в саду Эрмитаж. В 1920—48 солистка Большого театра в Москве. Её исполнения отличались искренностью переживаний и артистизмом. Широкое кантиленное пение русской вокальной школы сочеталось с виртуозной школой итальянского бельканто.
На главной сцене страны она создала замечательные женские образы Джульетты, Чио-Чио-сан, Снегурочки, Царевны-Лебедь, Виолетты, Манон, Людмилы, Антониды, Волховы, Лакме, Розины и др.
В 1950—1953 годах преподавала в Московской консерватории. (с 1952 профессор). Была видным общественным деятелем. Член КПСС с 1940. Депутат Верховного Совета СССР 1-го созыва. Государственная премия СССР (1941). Награждена орденом Ленина, орденом Трудового Красного Знамени и медалями.
С детских лет музыка была единственной и огромной любовью Валерии Барсовой. Святое, самозабвенное отношение к делу всей своей жизни помогло ей достичь вершин мастерства.
Детство певицы прошло на волжских просторах, она родилась в Астрахани в 1892 году, а в 1909 г. покинула родной город ради учебы в Московской консерватории. В студенческие годы она уже пела на профессиональной сцене во многих московских театрах, была усердной ученицей К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко. В 1919 г., на заре своей творческой деятельности, молодая певица стала солисткой оперной студии при МХАТе.
Первой серьезной ролью Барсовой на оперной сцене была Джильда из «Риголетто» Верди, подготовленная для дебютного спектакля в частном оперном театре С.И. Зимина. Затем были другие роли и другие театры: Констанца из оперы «Похищение из гарема» Моцарта, Недда из оперы «Паяцы» Леонкавалло и, конечно, Розина из «Севильского цирюльника» Россини.
С 1920 г. Валерия Барсова – солистка Большого театра в Москве. На главной сцене страны она создала замечательные женские образы Джульетты, Чио-Чио-сан, Снегурочки, Царевны-Лебедь, Виолетты, Манон, Людмилы, Антониды, Волховы, Лакме и др. Настоящим шедевром мировой оперной классики, созданным Валерией Барсовой, явился образ Людмилы из оперы «Руслан и Людмила» М. И. Глинки.
Певица многократно гастролировала по стране и за рубежом, была в 12-ти странах мира. Её концертный репертуар огромен – он охватывал 600 различных произведений. Значительную роль в её творчестве играла русская классика. Один из любимых женских образов Барсовой – нежная и трагическая Марфа из оперы Н.А. Римского-Корсакова «Царская невеста». Блестящими были главные партии в операх Н.А. Римского-Корсакова «Золотой петушок», «Садко», «Сказка о царе Салтане», «Снегурочка».
Большой успех Барсовой принесла роль Джульетты в опере «Ромео и Джульетта» Шарля Гуно. В 1925-1926 гг. Барсова пела Джульетту с Леонидом Витальевичем Собиновым, который выступал в роли Ромео. Их голоса сливались на редкость красиво и гармонично. С Собиновым ей было легко и петь и играть, они оба были превосходными актерами.
Позже её постоянным партнером в опере «Ромео и Джульетта» стал Сергей Яковлевич Лемешев. В своей книге «Путь к искусству» Лемешев вспоминал: «На премьере 22 июня 1941 г. я пришел в восхищение, увидев перед собой Барсову -Джульетту, так она была изящна, молода, полна вдохновения. Я знал, что за всем этим – строгий режим, самоограничение, физическая культура и работа, работа, работа».
Выдающаяся оперная певица очень любила петь народные песни. С детских лет ей запомнились и полюбились протяжные волжские бурлацкие песни, которые она часто пела дома с сестрами. С удовольствием она включала народные песни в свой репертуар.
Валерия Барсова пользовалась огромным уважением у известнейших музыкантов и артистов - своих партнеров по сцене, имела высокие правительственные награды и звания, а зрители, наполнявшие театры и концертные залы, выражали свою любовь к ней искренними бурными овациями и бесчисленными букетами цветов. Зарубежные журналисты и музыкальные критики называли певицу «русским соловьем», даря ей восторженные статьи и публикации.
16 апреля 1947 г. Валерия Владимировна попрощалась с Большим театром и приехала в Сочи. Здесь, на ул. Черноморской, она построила дачу с намерением открыть оперно-вокальную студию.
С 1947 по 1967 г. Валерия Владимировна часто бывала в гостеприимном южном городе, жила здесь по нескольку месяцев в году и принимала активное участие в общественной и культурной жизни курорта, одновременно занимаясь вокально-педагогической деятельностью. Её частыми гостями были друзья, коллеги и ученики – Г.Уланова, И.Козловский, Л. Утесов, Д. Кабалевский, М. Биешу, З. Долуханова.
Она была активной участницей культурной и музыкально-общественной жизни Сочи, являлась членом худсовета Сочинской филармонии, помогала молодым певцам совершенствовать искусство вокала, участвовала в многочисленных встречах с сочинцами и гостями курорта. В воспоминаниях Сочинского журналиста С.И. Моняка, который лично знал В.Барсову. есть такие строки : «Не было пожалуй, актера, композитора, писателя, которые, приехав в город, не навещали Барсову».
В течении 20 лет проживала она на своей Сочинской даче по ул. Черноморская,8 (первоначально адрес дома- Старо-Сухумское шоссе, 5а). Здесь же, в этом доме, телевизионной передачей 12.06.1967г. был торжественно отмечен 75-летний юбилей В.В. Барсовой
Народная артистка СССР, лауреат Государственной премии СССР В.В. Барсова умерла 13 декабря 1967 г. и похоронена на старом Сочинском кладбище /до 2007 г. /
28 сентября 2007 года на могиле известной русской певицы Валерии Владимировны Барсовой был открыт мемориальный памятник "русскому соловью".
("Мои НЕКРОПОЛЬКИ")
Наталья (vesna) добавила трек-лист:
01 - Каватина Розины (Дж. Россини - 'Севильский цирюльник', 1 д.)
02 - Неаполитанская Тарантелла (Дж. Россини, К. Пеполи)
03 - Вальс Джульетты (Ш. Гуно - 'Ромео и Джульетта', 1 д.)
04 - Ария Жанетты (В. Массне - 'Свадьба Жанетты')
05 - Полонез Филины (А. Тома - 'Миньон', 2 д.)
06 - Вальс (Л. Ардити)
07 - Ария Церлины (Д. Обер - 'Фра-Дьяволо', 2 д.)
08 - Каватина Людмилы (М. Глинка - 'Руслан и Людмила', 1 д.)
09 - Ария Царевны Лебедь (Н. Римский-Корсаков - 'Сказка о царе Салтане', 2 д.)
10 - Ария Марфы (Н. Римский-Корсаков - 'Царская невеста',2 д.)
1-5 архивные записи 1929 г. Оркестр Берлинской оперы. Дирижер Ф. Вайсман
7-10 архивные записи 1950 г. Оркестр Большого театра СССР.
7,8 – дирижер С. Самосуд
9,10 – дирижер В. Небольсин
Многотомный архив. FLAC. Размер - 214 МБ пароль: intoclassics
ссылка:
ПРИЯТНОГО ПРОСЛУШИВАНИЯ !