С удивлением сделал огорчающее открытие: на "Погружении" почти не
представлена музыка Фридриха Церхи. Фамилия, наверное, многим знакома;
любители Берга наверняка упоминают о ней с благодарностью: третий акт
"Лулу" мы слушаем с рук Церхи, который потратил на расшифровку и
оркестровку последнего акта неоформленной и не до конца оркестрованной
оперы Альбана Берга более десяти лет. Кто-то из любителей Шнитке
вспомнит, что Церха проводил как дирижер премьеры нашего Альфреда. Есть и
такие, которые, возможно, даже что-то слушали и его сочинений на
концертах (я, например, познакомился с музыкой Церхи - не считая его
работы над Лулу - на концерте Клангфорум Вин, где его музыка затмила все
остальное на том вечере). Однако цельного представления о творчестве и
личности Церхи мало кто, думаю, имеет - я, по крайней мере, не имел до
недавнего времени. Я решил попытаться познакомить всех желающих с
музыкой этого не очень известного и недооцененного, но великолепного
композитора (именно как композитора, а не дирижера или творческого
редактора, - хотя как дирижер он будет представлен вполне). У меня
имеется коллекция из 15 дисков Церхи, 12 из которых являются одним
изданием под названием "Cerha Documente" - продукт главной австрийской
теле-радио компании ORF; остальные - три отдельных диска разных лейблов
(col legno, KAIROS и опять-таки ORF). Выложить все я пока не могу,
отсканировать все буклеты - тоже (это более сотни страниц авторских
комментариев). Прошу прощения, что составил свой вариант "избранного", -
получилось более половины у меня имеющегося. Собственно, я пропустил
оперу "Бааль" (остальных опер Церхи у меня нет) и сценические
произведения, которые потом можно будет выложить. Было ещё пару
сочинений, которые, скорее всего, выложу отдельно. Некоторые из не
выложенных есть в интернете. Но в любом случае извиняюсь, что пришлось
сделать такую "селекцию". Буклеты сфотографировал - только то, что
касается выложенного. Наверное, получилось не очень удобно, но кому
нужно, разберется, тем более они в большинстве только на немецком (это
касается ОРФ).
На мои вкус и взгляд Фридрих Церха (или Чера) -
один из лучших австрийских композиторов современности. Сейчас ему 85.
Сочиняет он до сих пор, одно из его поздних сочинений - "Брухштюк,
гетроймт" (2009) - вообще можно назвать его лучшим творением. Ранние
сочинения (40-е - начало 50-х) тоже милы и не скучны: чувствуется
музыкальность, талант и хороший вкус. В 50-х Церха, наряду с Ксенакисом и
Лигети, одним из первых начал сочинять сонорные композиции (по-нем.
Klangkomposition); тогда же использует серийную технику. Как и его австрийские
коллеги примерно того же поколения: Курт Швертзиг (вместе с которым он
организовал ансамбль "Die Reihe" - "Ряд"), Отто М. Цикан, Хайнц Карл
Хубер, - Церха общался с поэтами и литераторами "Венской группы" и
экспериментировал с вокально-речевыми возможностями, используя их тексты
или отталкиваясь от них. Вообще, стоит отметить специфическую
"венскость" этих композиторов: юмор, кабаре, карикатура на власть и
моральные устоит добропорядочных буржуа, - конечно, само по себе это
присуще не только венским художникам, но именно все вместе (добавим сюда
ещё и оперетту) можно назвать "специфически венским" (да, в качестве
приправы - и очень сильной - жуткая меланхолия). Кабаре - то место, где
начинал свою карьеру дирижера Арнольд Шёнберг. Кто не скажет, что его
"Лунный Пьеро" вполне кабарешное явление? Да что там! Даже "Уцелевший из
Варшавы" не без этого... Веберн, конечно, избежал влияний этой сцены, а
вот Берг использовал намеренно (Шёнберг не осознавал, что у него
частенько кабаре получается). Австрийцы поколения 30-х - 40-х кабаре
взяли в оборот тоже намеренно, учуяв в нем, с одной стороны, силу
остроты и даже злобы сатирического выражения, и, с другой стороны,
возможность эксперимента. Цераха не прошел мимо этого и воздал дань
кабаре в сочинениях, типа "Кайнтате" на слова Эрнста Кайна. И
все-таки там чувствуется, что Церху увлекла сама идея стилизация, как
бы создание портрета жанра. Да и вообще, наверное, в сочинениях Фридриха
Церхи не найти особенно острого и злого юмора, беспощадно обличающего и
открыто говорящего. Все-таки он выпадает из этого поколения австрийских
композиторов, оставаясь более серьезным, - но ни в коем случае не
занудным, - возвышенным, почти романтическим. В общем-то, он просто
продолжает Берга, вообще нововенцев и австро-немецкую музыку. Иногда это
ему удается сполна, иногда он делает что-то другое, иногда нечто
талантливое выходит, но не более. Халтуры или бездарного мне не
приходилось слышать - композитор высокого уровня мастерства и огромного
таланта.
Фридрих Церха родился 17 февраля 1926 года Вене. Там
же учился музыке (скрипка, композиция, музыковедение), германистике и
философии. В 1979 году в Париже в Гранд-Опера под управлением Булеза
прогремела - это был и юридический скандал - его редакция оперы Альбана
Берга "Лулу", который не успел полностью оформить и оркестровать
последний акт. В начале 80-х опера самого Церхи уже ставилась на
Зальцбургском фестивале. Музыку Церхи исполняли такие музыканты,
как Пьер Булез, Петер Этвёш, Андре Превен, Кристоф фон Донаньи, Деннис
Рассел Дэвис, Ардитти квартет, Хайнрих Шифф, Тео Адам и многие другие
знаменитости. Сам Церха со своим ансамблем "Ди Райе" исполнял
музыку многих композиторов ХХ века и проводил премьеры, в т.ч. сочинений
Лигети и Шнитке.
Сочинения идут в хронологическом порядке - по году созданию. Такой же принцип и в собрании "Церха Документе" от ОРФ.
Вот содержание и исполнители (все умлауты я пишу через дифтонги - ue, ae, oe):
Первая папка (601 мб) - Сочинения в период с 1946 по 1973 гг.:
01. Ein Buch von der Minne [1946-1964]
Werner Krenn (Tenor), Klaus Christian Schuster (Klavier)
02. Concerto fuer Streichorchester (1949) (из диска Cerha dirigiert Cerha)
Radio Symphonieorchester Wien, Leitung: Friedrich Cerha
03. Triptychon fuer Kammerorchester (1951) (из диска Cerha dirigiert Cerha)
Radio Symphonieorchester Wien, cond. Friedrich Cerha
04. Konzert fuer Klavier und Orchester [1951-1954]
Thomas Larcher (Klavier), Radio Symphonie Orchester Wien, Leitung: Dennis Russel Davies
05. Divertimento fuer 8 Blaeser und Schlagzeug [1954]
Mitglieder des Radio Symphonie Orchesters Wien, Leitung: Friedrich Cerha
06. Zehn Rubaijat des Omar Chaijam fuer gemischten Chor [1949-1955]
ORF Chor, Leitung: Erwin Ortner
07. Mouvements I, II, III [1959]
Klangforumm Wien, Leitung: Friedrich Cerha
08. Langegger Nachtmusik I fuer Orchester [1969]
Ensemble 'die reihe', Leitung: Friedrich Cerha
09. Intersecazoni fuer Violine und Orchester (1959-73)
Ernst Kovacic (Violine), Radio Symphonie Orchester Wien, Leitung: Friedrich Cerha
10. Curriculum fuer Blaeser (1972-73) (из диска Cerha dirigiert Cerha)
Radio Symphonieorchester Wien, Leitung: Friedrich Cerha
Вторая папка (693 мб) - Сочинения в период с 1980 по 1993 гг.:
01. Keintate [1980-1982] fuer einen Chansonnier und Ensemble
Heinz Karl Gruber (Chansonnier), Friedrich Cerha und seine Freunde
02. Eine Art Chansons fuer einen Chamsonnier, Schlagzeug, Klavier und Kontrabass (1985-87)
Heinz Karl Gruber (Chansonnier), Kurt Prihoda (Schlagzeug), Rainer Keuschnig (Klavier), Josef Pitzek (Kontrabass)
03. Sttreichquartett 'Maquam' [1989]
Cherubini Quartett
04. Phantasiestuech in C.'s Manier fuer Violoncello und Orchester-Ensemble [1989] (В 1996 году эта пьеса будет включена в Виолончельный концерт в качестве второй части. Этот концерт представлен так же в рамках этого собрания, но я посчитал возможным включить эту пьесу отдельно, так как она представленная в авторском исполнении (как дирижера) и вошла в двенадцатидисковое издание "Friedrich Cerha Dokunente")
Heinrich Schiff (Violoncello), RSO Kattowitz, Leitung: Friedrich Cerha
05. Langegger Nachtmusik III fuer grosses Orchester [1990-1991]
RSO Wien, Leitung Friedrich Cerha (Fernorchester: Peter Wolf)
06. Quellen fuer Ensemble (1992) (из диска Cerha dirigiert Cerha)
Radio Symphonieorchester Wien, Leitung: Friedrich Cerha
07. Impulse fuer Orchester [1992-1993]
Wiener Philharmoniker, Leitung: Pierre Boulez
08. 'Fuer K' fuer Ensemble (1993) (из диска Cerha dirigiert Cerha)
Radio Symphonieorchester Wien, Leitung: Friedrich Cerha
Третья папка (705 мб) - Сочинения в период с 1995 по 2009 гг.:
01. Saxophon-Quartett [1995]
Wiener Saxophon-Quartett
02. Acht Saetze nach Hoelderlin-Fragmenten fuer Streichsextett [1995]
Arditi String Quartet, Thomas Kakuska, Valentin Erben
03. Konzert fuer Violoncello und Orchester (1996) (Запись из Rutracker. ru, автор рипа не я, такого диска (Петер Этвёш дирижирует сочинениями Церхи и Шрекера) у меня нет; формат - Flac)
Heinrich Schiff (cello), Netherlands Radio Chamber Orchestra, Leitung: Peter Eotvoes (Петер Этвёш)
04. Konzert fuer Violine und Orchester (2004) (диск фирмы col legno)
Ernst Kovacic (Violine), RSO Wien, Leitung: Bertrand de Billy
05. Instants (2006-07) fuer Orchester (диск фирмы KAIROS)
WDR Sinfonieorchester Koeln, Leitung: Peter Rundel
06. Neun Bagatellen (2008) fuer Streichtrio (диск фирмы KAIROS)
Zebra Trio
07. Bruchstueck, getraeumt (2009) fuer Ensemble (диск фирмы KAIROS)
Klangforum Wien, Leitung: Sylvain Cambreling
Все - кроме Виолончельного концерта (flac) - в формате APE.
Там я в скобках сначала пишу страницы для удобства, потом название сочинения, о котором идет речь. Иногда там смешивается - из-за этого и написал номера некоторых страниц. Есть где я просто пишу название сочинения, а есть где просто - "камерная музыка" или "оркестровые сочинения" - значит я просто буклет со всего диска сфотографировал. Разобраться вполне возможно. К виолончельному концерту нет комментариев, так как у меня нет буклета от этого диска.
Спасибо огромное за уникальный материал и беспримерный труд, который уже сам по себе убеждает в достоинствах музыки, мне неизвестной, и является лучшей ее рекомендацией.
СПАСИБО!! Послушал Bruchstück, geträumt, Neun Bagatellen и Instants - потрясающая музыка! Bruchstück - трансцендентален, а Instants воспринимается как мощное проявление подлинного симфонизма. Очень Вам благодарен за это открытие! :appl:
Господа! а действительно - очень красивая музыка! (кто понимает ) а это какой стиль? додекафония (как у Шенберга) или тональная серийность (как у А.Берга)?
Еще раз - спасибо! Чем больше слушаешь, тем больше проникаешься доверием к этой замечательной. очень подлинной, что не часто бывает сегодня. современной музыке. С надеждой на продолжение.
Во первых, спасибо! А во вторых... Жена даже более простую музыку не переносит, придётся слушать в наушниках
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
Аудио/видеозаписи и литература предоставляются исключительно для ознакомления. После ознакомления они должны быть удалены, иначе, вероятно, Вами будет нарушен закон "об авторском праве и смежных правах".