1. Vivaldi - Gelosia (Ottone in Villa) 2. Vivaldi - Sposa son disprezzata (Bajazet) 3. Vivaldi - Anch'il mar par che sommerga (Bajazet) 4. Glück - Berenice che fai (Antigono) 5. Glück - Di questa cetra (Il Parnaso confuso) 6. Glück - Se mai senti (La clemenza di Tito) 7. Glück - Quel chiaro rio (La Corona) Encores: 8. Glück - Maggior follia non v'o (La Semiramide riconosciuta) 9. Vivaldi - Armatae face (Juditha triumphans) 10. Vivaldi - Sventurata navicella (Giustino)
Чечилия БАРТОЛИ, меццо-сопрано Akademie für Alte Musik Berlin
Radio broadcast Total time: 70'21''
Невзирая на технические недостатки её вокализации (форсированное понижение ларинкса с его негативными эффектами, избыток невокализированного дыхания в пении, затемняющего голос, и частая "зажатость" голоса), её огромная музыкальность, сверх-виртуозная техника, невероятная подвижность голоса диапазоном в 3 с половиной октавы, сверкающая красота vibrato на высоких нотах, ярчайшая экспрессивность интерпретации, утончённость артистического вкуса и глубинное понимание стиля (особенно барочного) делают Чечилию Бартоли одной из самых выдающихся и оригинальных певиц нашего времени в её репертуаре (до-вердиевское bel canto).
Слушая пение Бартоли, невольно вспоминаешь то, как в своё время музыканты отзывались о пении Фаустины Бордони. Вот как описывал Йоханн Иоахим Кванц, современник Фаустины, её певческий стиль и артистическую манеру английскому музыковеду Чарлзу Бёрни:
"Голос Фаустины был меццо-сопрано, скорее пронзительное, чем чистое. В альтовом регистре её диапазон изначально был от си-бемоль до соль, но она впоследствии расширила свой диапазон вниз [при этом, как замечает Бёрни, у неё было великолепное верхнее ми (E5)]. Она владела тем, что итальянцы называют un cantar granito, её исполнение было артикулированным и блестящим. У неё был подвижный язык для быстрого и отчётливого произнесения слов и эластичное горло для скачков, с прекрасным vibrato, которое она применяла мгновенно и без усилий в нужный момент. Какими бы ни были требуемые пассажи - плавные, со скачками, или состоящие из быстрых повторов одной ноты, их исполнение было одинаково лёгким для неё, - как для музыкального инструмента. Она была, вне сомнения, первой певицей, которая стала с успехом использовать быстрые повторы одной и той же ноты. Она исполняла adagio с большой страстью и экспрессией, но была менее успешна в эпизодах, требовавших выражения глубокой скорби посредством нагнетания весомости голоса, glissando, синкоп и tempo rubato [у Бартоли этих проблем нет]. У Фаустины была прекрасная память на произвольные изменения и украшения нотного текста, и ясное и быстрое суждение в придании пропеваемым словам их полного веса и выразительности. Её сценичекая манера была очень эффектной, и, поскольку она прекрасно владела игрой выражений лица и гибкостью мышц, составляющих внешнюю выразительность, она с одинаковым успехом исполняла и яростные, и нежные, и любовные партии." (C. Burney, A General History of Music (London, 1789), Vol. 4)
Эти слова, IMHO, почти полностью можно отнести и к пению Бартоли.
Говен мне очень нравится, но у неё нет священного безумия и силы голоса Чечилии. Карина лучше вокализирует, но Чечилия лучше поёт. Образы, создаваемые Бартоли, иногда больше, чем жизнь... "Зачем я это написал?" - Этот вопрос меня тоже часто преследует!
Что касатся силы. По-моему они равны. Говен выигрывает за счёт того, что эту силу (допускаю, что несколько меньшую нежели у Бартоли), она укладывает в нужное русло, а Бартоли фонтанирует и ей трудно сдерживать своё дарование. К тому-же Говен, насколько я могу судить, может брать более высокие ноты.
Таких ослепительных fortissimi, какие выдаёт Чечилия, я у Говен пока не слышал. Естественно, Говен может брать более высокие ноты, потому что у неё - сопрано, а у Чечилии - меццо. "Чечилия фонтанирует" Но часто она и забывает себя в пении, перестаёт заботиться о том, чтобы выглядеть пристойно, - жуткие гримасы искажают её лицо и глаза страшно расширяются - певица, одержимая Гением, проводник Огня! Для меня Бартоли драгоценна ещё и тем, что она, как, в своё время, Мэрилин Хорн, Нильссон и Флагстад и т.п., привносит аспект мощи в пение, яростную и вдохновляющую энергию. Певиц с ангельскими голосами много, а фурий небесного огня - единицы.
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
Аудио/видеозаписи и литература предоставляются исключительно для ознакомления. После ознакомления они должны быть удалены, иначе, вероятно, Вами будет нарушен закон "об авторском праве и смежных правах".