Материал восстановлен (к записям в lossless добавлен mp3) Бывший материал участника Oleg (legoru)
Первую симфонию (1925) Шебалин написал будучи ещё студентом 2 курса консерватории. Музыка её отражала влияния Мясковского, которому, как вспоминает впоследствии Шебалин, он "буквально смотрел в рот и относился как к существу высшего порядка". Симфония была тепло принята в Ленинграде в ноябре 1926 г. и получила самые положительные отклики прессы. Несколькими месяцами позднее в журнале 'Музыка и революция' Асафьев писал: "Шебалин - несомненно крепкий и волевой талант", отмечая как ценное качество его музыки "восприятие инструментализма в напевном колорите". В симфонии, несмотря на несколько абстрактный характер мелодики, уже проявились индивидуальные особенности стиля Шебалина - национальная характерность музыкального языка, определяемая опорой на русскую народную героико-эпическую песню, традиции Бородина и Танеева; полифоническая насыщенность письма, отмеченная тонким и сложным переплетением мелодических линий; монотематизм, сквозное развитие тем-образов, проходящих через весь цикл; исключительно активное отношение к самой форме, подчинение ее строения и развития индивидуальным особенностям музыкальной драматургии, характерное для композитора стремление к укрупнению контраста, к "крупному плану" (вспоминается Берлиоз).
Вторая симфония до диез минор (1929), написанная уже через год после окончания Консерватории несёт новые черты - тонкость и изысканность лирических почти импрессионистских тем соседствует с драматизмом образов, характерных исключительно для русской музыки. Приготовительными упражнениями к этой симфонии сам композитор называл "Поэмы для голоса и фортепиано Сергея Есенина". Скорее всего её музыка и навеяна образами поэта, а вокальный стиль романсов на стихи Есенина переплавлен в "инструментальный". Симфонию Шебалин посвятил своей жене Алисе Максимовне.
В следующей драматической симфонии "Ленин" для чтеца, солистов, хора и оркестра (1931) Шебалин отдал дань музыкальному плакату, в ней ясно сказались воздействия агитационного искусства 20-х годов. Симфония была написана Шебалиным по совету Маяковского. Композитор был творчески связан с поэтом совместной работой над спектаклем по пьесе "Баня" (1929, театр В. Мейерхольда). В 1959 году Шебалин вновь вернулся к сочинению (его вторая редакция свелась к нескольким купюрам). I часть написана в форме монументальной фуги. Напряженность интонаций, широта скандированного ритма придают ей характер ораторской декламации. Эмоциональная напряженность усиливается выразительной сменой натурального (эолийского), дорийского и фригийского минора и тритоновыми интонациями. Ладовая переменность в теме исходит от особенностей классической русской народной песни (здесь Шебалин следует за Мусоргским). Эта же близость к народнопесенному складу мышления подчеркивается развитием темы. II часть (Largo) полна глубокого раздумья. Но и здесь, казалось бы, в наиболее сосредоточенной «интимной», музыке композитор передал не только личные переживания, но и само дыхание всенародной скорби о любимом вожде. Финал вновь переносит слушателя в атмосферу напряженной борьбы: "Завершается гнева нарастанье восстаньем. По всему по этому в глуши Симбирска родился Ленин". Венчает симфонию стремительно-лаконичный взлет к ликующему звучанию хорового и оркестрового тутти.
Третья симфония до мажор (1934) посвящена Шостаковичу (Шостакович был другом Шебалина, посвятил ему свой 2й квартет). Интонационно она связана с музыкой к театральной постановке "Командарм-2" Сельвинского. Сам композитор, говорил, что в этой симфонии он "отдал дань Прокофьеву". В "скифских" маршевых темах первой части, протяжном лирическом Анданте, токкатных темах Vivo assai особенно чувствуется влияние последнего. Оригинален финал симфонии в форме Пассакальи, в которой полифония чередуется с темами широкого дыхания (в интересе к барочным формам видимо и сказалось общение с Шостаковичем). Законченная в 34м году, симфония была впервые исполнена лишь через 10 лет в 1944 (дирижёр Н.Аносов).
Четвёртая симфония си-бемоль мажор (1935), навеянная событиями Гражданской войны, посвящена героям Перекопа. Шебалин здесь, следуя традициям соцреализма цитирует мелодии советских песен того времени. Кроме того, звучит цитата из Траурно-Триумфальной симфонии Берлиоза. После этого почти 30 лет Шебалин симфоний не писал - только редактировал старые. Сказалась занятость в Московской консерватории, где он был преподавателем, а затем и директором (снят с должности после выхода в свет известного постановления о борьбе с формализмом).
Пятая симфония, написанная уже тяжело больным Шебалиным за год до смерти (1962) задумана композитором как сочинение в традициях русской классики. Её музыка отличается тихой лучезарностью, светом, созидательным, жизнеутверждающим началом, непринужденностью высказывания, простотой и естественностью мелодий. Свою последнюю, 5ю симфонию, Шебалин, как и 1ю, также посвятил памяти Мясковского.
Виссарион Шебалин (1902-1963)
CD: Симфонии № 1, 3 (Эрмлер, Гергиев)
Симфония № 1, соч.6 (1925) I. Moderato (13:52) II. Andante (15:51) III. Allegro giusto (15:14)
Симфонический оркестр Всесоюзного радио Марк Эрмлер, дирижёр
Симфония № 3, соч.17 (1934) I. Allegro assai (8:26) II. Andante (9:24) III. Vivo assai (3:57) IV. Andante - Allegro assai (Passacaglia e fuga) (11:19) Симфонический оркестр Всесоюзного радио Валерий Гергиев, дирижёр
flac+cue 357 mb | mp3 (320) 171 mb | scan
CD: Симфонии № 2, 4, Русская увертюра (Скрипка)
Русская увертюра, соч.31 (1941) (11:42)
Симфония № 2, соч.11 (1929) I. Andante, Allegro (10:04) II. Allegro assai (11:52)
Симфония № 4 соч.24 "Героям Перекопа" (1935, 2-я ред. 1961) I. Andante, Allegro (12:39) II. Allegro molto (12:21)
Российский Государственный симфонический оркестр кинематографии Сергей Скрипка, дирижёр
Концертино для скрипки и оркестра соч.14 No.1 (1932; 2-я ред. 1958) I. Allegro (3:47) II. Largo e cantabile (3:22) III. Allegro non troppo (3:15) Борис Шульгин, скрипка Академический симфонический оркестр СССР Геннадий Проваторов, дирижёр
Концертино для валторны и оркестра, соч.14 No.2 (1930; 2-я ред. 1959) I. Andante cantabile (4:38) II. Andante (3:34) III. Vivo (3:42) Борис Афанасьев, валторна Симфонический оркестр Всесоюзного радио Николай Аносов, дирижёр
Симфониетта на русские народные темы, соч.43 (1951) I Moderately fast (4:17) II. Expressivo - cantabile (4:05) III. With ease, fast (3:40) IV. Andante (5:18) Симфонический оркестр Всесоюзного радио Александр Гаук, дирижёр
Симфония № 5, соч.56 (1962) I. Andante, Allegro (8:22) II. Lento (7:59) III. Allegro con fuoco (3:07) IV. Allegro (11:02)
Государственный симфонический оркестр СССР Евгений Светланов, дирижёр
flac+cue 324 mb | mp3 (320) 151 mb | scans
Драматическая симфония "Ленин" (Гаук)
Драматическая симфония "Ленин" по поэме Маяковсого, соч.16 (1931, 2я ред. 1959) I. Вступление. Allegro risoluto (9:30) II. Largo (9:39) III. Moderato non troppo (16:11)
Т.Антипова (меццо-сопрано), Л.Петров (бас), А.Орфенов (тенор), Н.Лепихова (сопрано) Республиканский камерный хор, рук. А.Юрлов Государственный симфонический оркестр Всесоюзного радио Александр Гаук, дирижёр 15 апреля 1960 года. Первое исп. 2й редакции
mp3 (192) 48 mb | scan
Симфония №3 (Рождественский)
Виссарион Шебалин (1902-1963)
Симфония № 3 (1935)
I. Allegro assai
II. Andante
III.Vivo assai
IV. Andante - Allegro assai
Симфонический Оркестр Министерства Культуры СССР, Геннадий Рождественский
Симфонии, Концертино для скрипки с оркестром и для валторны с оркестром В.Шебалина уже были выложены в формате mp3-320 в выкладке "Советские симфонии" (см. выше), там же есть некоторые комментарии. Симфония "Ленин" дублируется здесь в той же ссылке. Произведения перевыкладываются здесь (в основном в другом формате) из соображения подборки сочинений одного автора с разрешения администрации сайта.
В то время, когда Шебалин писал типично советское только зарождалось. Про 'Ленина' здесь подробно http://www.opentextnn.ru/music/epoch%20/XX/?id=3837 Ещё видел книгу про Шебалина - очень потрёпанную и до дыр зачитанную - видимо зубрили усиленно
Очередное спасибо,Олег!С удовольствием освежу впечатлиния от симфоний,в особенности после весьма интересных справок о них...Одно время с увлечением искал его скрипичный концерт,якобы весьма интересный,но все оказалось безуспешно.У Вас,часом,не завалялся?
Скрипичный концерт Шебалина в мп3 можно скачать по второй ссылке Некоторые симфонические и камерные сочинения http://intoclassics.net/news/2009-11-01-10447
Вот во флаке http://files.mail.ru/8B81UT
В своем роде интересный концерт, в отличие от большинства советских не романтический, а скорее барочный, в духе Concerto grosso
Уважаемые мастера выкладки! Все архивы у меня отлично скачались и распаковались, но вот эти не распаковываются: shebalin-russian_overture-symphonies_2_4.rar shebalin-symphony_3_rozhdestvensky.rar shebalin-symphony_3_rozhdestvensky_mp3.rar При этом сообщается, что или файл поврежден, или неожиданное окончание архива. Я думал, что дело в длинных названиях адресов, уменьшил путь как мог, но результат тот же. Подскажите, пожалуйста, как их все же распаковать.
"или файл поврежден, или неожиданное окончание архива"
Скорей всего именно так и есть. Первые два архива из Вашего списка скачал и разархивировал без проблем. На размер архива посмотрите - он должен быть заведомо больше, чем на странице скачивания.
Спасибо всем авторам действующего материала в несжатом формате!!! В.Шебалин - симфонист и камерный лирик, явление выдающееся в русской музыке 20 века! Бесконечно жаль, что его богатое творчество не тиражируется и не доступно должным образом ни в записи, ни на концертной эстраде. Как много от этого теряют и музыканты и слушатели...
Тарас, Ваша ссылка благополучно продублирована в теле поста - может эту в комментарии удалите? Пусть уж только этот пост будет нестандартной ширины, а не вся страница с последними комментариями.
Эээ... нууу... Сейчас ведь вообще наблюдается стремительный рост всего: битрейтов, частоты процессора, оперативной памяти. А если монитор маленький, ссылка не лезет -- конвертируйте её в mp3, в конце концов
p.s. Наоборот, монитор такой большой, что приходится отодвигаться от него чтобы увидеть и левый и правый край строки одновременно. Не поворачивая головы кочан! Отодвигаешься - приходится к мышке тянуться (провод у неё короткий), да и катать её по коленке не очень практично, штаны протрутся.
Танеев и Мясковский, может, и не были гениальными композиторами - но были гениальными ЛЮДЬМИ. Относительно Танеева так полагали Модест Чайковский и Леонид Сабанеев.
Безусловно, Мясковский абсолютный гений! И его гениальное влияние простиралось на талантливых учеников, один из которых как раз Шебалин. Брава, школа Мясковского!
Hi , anybody has the full score of Shebalin's Symphony 4?
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
Аудио/видеозаписи и литература предоставляются исключительно для ознакомления. После ознакомления они должны быть удалены, иначе, вероятно, Вами будет нарушен закон "об авторском праве и смежных правах".