Заслуженный артист Армянской ССР Ваагн Стамболцян родился в 1931 году в Ереване. Окончив среднюю музыкальную школу имени Чайковского, продолжал образование как пианист в Ереванской консерватории (класс А. Бабаджаняна), затем в Ленинградской консерватории (у профессоров Ю. Брюшкова и П. Серебрякова). Параллельно занимался в органном классе профессора И. Браудо. Уже в студенческие годы В. Стамболцян начал выступать с концертами как солист-органист, а в 1964 году после установления первого органа в Армении переехал в Ереван, посвятив свою деятельности развитию органной культуры в родной республике. Солист Армянской филармонии, В. Стамболцян систематически концертирует во многих крупных городах Советского Союза, участвовал во Всесоюзных фестивалях органной музыки, в Днях армянской культуры, проходивших в братских республиках и за рубежом (Польша, Франция). Об одном из концертов Стамболцяна профессор Л. Ройзман писал: «Органист продемонстрировал зрелость трактовки, исполнительскую волю и ясность полифонического мышления. Чувство ритмического единства и непрерывность мелодического развития способствовали созданию убедительного исполнительского плана, который был уверенно и блистательно осуществлен артистом». Репертуар Стамболцяна включает лучшие произведения органной классики. Основное место в его программах отведено И. С. Баху. Ежегодно в Ереване концертами Стамболцяна отмечается дата рождения гениального немецкого музыканта. Органист уделяет большое внимание и сочинениям советских композиторов (X. Кушнарева, А. Степаняна, А. Мнацаканяна, Т. Мансуряна и других), исполняет в переложении для органа избранные образцы старинной национальной музыки.
5 армянский духовных произведений, из армянской Литургии, рипованных с двух виниловых пластинок... Формат: mp3 - 256 кб/сек
1. H. TARONATSY- Khorourd khoryn (3:52) 2. G. PAKHLAVOUNY- Ov, Zarmanali (3:19) 3. M. YEKMALYAN- Govea Yerusaghem from the Liturgy in G Minor (2:14) 4. N. SHNORALY- Amen ayer sourb (3:28) 5. KOMITAS- Ter Voghormea from the Liturgy in A Minor (2:57)
Интересно, что первый номер (под именем Таронаци) повторяет первый же номер Литургии Комитаса, выложенной здесь. Так кто автор? Я понимаю, что могут быть использованы традиционные армянские церковные напевы - но уж очень сходство обработок близкое. Кто же это обработал (я имею в виду чисто гармонически) - Таронаци или Комитас?
Насколько мне известно, эти записи производились на органе Рижского кафедрального собора (Rigas Doms). Ясно, что в данной записи - органные переложения армянской хоровой литургической музыки. Интересно, Стамболцян сам пришёл к этой идее, или же так эта музыка исполняется тоже и в церковной практике? Я имею в виду не органный аккомпанемент хору, а отдельно взятое органное исполнение в церкви, на уровне англиканского Voluntary? Или же это концертный вариант? Помню, кто-то из наших армянских участников писал в комментариях, что традиционно в ААЦ должен петь один мужской хор, а орган - это уже позднейшее нововведение и влияние католицизма, и сетовал на то, что традиции размываются. Так или иначе, это очень хорошая подборка. Уважаемая Алина, большое спасибо от любителя армянской духовной музыки!
Всем пожалуйста и приятного прослушивания!!! alyosha PANOVNIK Литургия Екмаляна под руководством Чекиджяна, считается одним из лучших исполнений kubra все шараканы переписывались на хазы, Комитас и Екмалян просто аранжировали их, Комитас - более близко к полифонии, а Екмалян - использовал гармонии! сам шаракан Хорурд хорин (Тайна Тайн) перевел на ноты Таронаци, на аваксе релизы вместе с нотами, если сравнить мелодии, то они почти похожи, основная их разница в обработе, аранжировке. совершенно верно, Organ of the Riga Dome Cathedral, полный релиз исполнения Ваагна Стамболцяна выложено на рутрекере, тоже в mp3. Сам Ваагн Стамболцян тоже аражировывал шараканы, но основа их всех взята от Комитаса. Если честно все шараканы исполнялись в акапелле, в одноголосном мужском исполнении, естественно, Комитас и Екмалян впервые обработали для однородный и смешанных хоров, без музыкального сопровождения, ну Стамболцян как первый органист Армении, решился сыграть их на органе, самые популярные, или те которые ему больше нравились, остается только догадываться! Да,сейчас в церках исполняется Литургия в музыкальном сопровождении, особенно в Эчмиадзиновском Кафедральном Соборе, да и в большинстве церквах Армении, орган или фисгармон, влияние католизма! Вот один из самых популярный шараканов, 'Амен. Айр сурб...' (Амен. Отец Небестный...) на сервере выложены два разных исполнения Литургии Комитаса, по традиции ее исполняют в основном акапелла, в церках принято исполнять Литургию Екмаляна, в музыкальном сопровождении, лишь некоторые шараканы меняют, к примеру 'Тер вогормиа' (Господи помилуй).
Значит, Стамболцян это интерпретировал вне литургической традиции, на отдельно взятом органе, в концертном варианте. Но звучит всё равно красиво!
А приведённый Вами шаракан Нерсеса Шнорали с rapidschare (на органе, только в другом исполнении - Артур Адамян) есть и в выложенной Вами записи Стамболцяна (№4).
На нашем сайте выложены даже не два, а три исполнения Литургии Комитаса - кроме меня, ещё раньше выкладывал sav2403.
А не затруднит ли Вас продублировать на Погружении Литургию Екмаляна в записи Чекиджяна, о которой Вы хорошо отзывались? Был бы очень признателен. Я пока слышал её только в записи Бухарестского армянского камерного хора. Хотелось бы сравнить.
конечно продублирую, к сожалению ссылочки только на рапиду, я бы и здесь выложила давно, знаю. что народ затрудняется скачивать оттуда! я специально поставила Шнорали в исполнении Адамяна, чтобы показать различие исполнений, Адамян тоже внес свою лепту в аранжировке, если хотите, могу в понедельник и его записи выложить, соотвественно армянскую часть в мп3! ARMENIAN SPIRITUAL MUSIC 1. Sourb Astvac Metzi Urbatu (2:24) (Святой Бог. (страстная пятница)) 2. "Dle Vaman" (2:50) (Дле Яман (народная песня), автором считается Комитас) 3. "Yerg Aravotian tshnamu" (Обеденная (не знаю как перевести, не смогла подобрать правильный перевод) церковная Песня)(3:08) 4. M. Airivanetzi "Sirt im sasani" (3:41) (Сердце мое содрогается, от того, что сделал Иуда) 5. Kh. Taronnaci "Khorurd khorin" (3:01) (Тайна Тайн) 6. N. Shnorhali "Amen Hair Sourb" (2:38) (Амен. Отец Небестный)
Вот пожалуйста, посмотрите, авторами считаются те, кто их перевел в хазы или европейские ноты Шнорали (Св. Нерсес IV (Шнорали) 1166—1173), Таронаци (армянский ученый VI века), Айриванеци (армянский историк, книжник, поэт, педагог XIII века), Пахлавуни (армянский политический деятель, философб 990-1059). хотя Амен. Айр Сурб аранжировал Екмалян, но все же автором считается Шнорали! вот посомотрите, тут: http://intoclassics.net/news/2010-02-10-13759 и тут: http://intoclassics.net/news/2010-02-12-13860 там некоторые есть в вокальном сопровождении
Jolkki записей Стамболцяна нет в инете, к сожалению... в консерватории нашла только эти две пластинки, и то не в лучшем состоянии Тигран, знаменитый Тигран, который перевел на армянский релизы Ивану, приятно слышать, что вы ученик Стамболцяна, а у вас самомого нет записей армянских шараканов на органе? у меня еще есть Перч Жамкочян, канадец армянского происхождения, тоже оцифровка, но с кассеты... но его исполнение отличается от Стамболцяна и Адамяна!
Уважаемый, Тигран, я буду рада послушать в исполнении Вашей знакомой)) а тут нечему учиться, все просто, если нужно я могу найти инструкции как риповать диски в наилучшем качестве
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
Аудио/видеозаписи и литература предоставляются исключительно для ознакомления. После ознакомления они должны быть удалены, иначе, вероятно, Вами будет нарушен закон "об авторском праве и смежных правах".