Большой театр СССР и творческое объединение «Экран»
представляют
балет П.И.Чайковского «Лебединое озеро» с участием Наталии
Бессмертновой
балет в 4-х актах, либретто В.Бегичева и В.Гельцера
постановка и хореография Юрия Григоровича
использованы хореографические фрагменты А.Горского,
Л.Иванова, М.Петипа
дирижёр Альгис Жюрайтис художник Симон Вирсаладзе
Действующие лица и исполнители: Одетта – девушка-лебедь и Одиллия – двойник Одетты – Наталия Бессмертнова Принц Зигфрид – Александр Богатырёв Владетельная принцесса, мать принца – И.Нестерова Ротбарт, злой гений – Борис Акимов Вольфганг, наставник принца и церемониймейстер – Ю.Папко Придворный шут – Е.Зернов Невесты принца: Венгерская – М.Былова Русская – Г.Притворова Испанская – Т.Бессмертнова Итальянская – Н.Архипова Польская – Т.Красина а также артисты балета: И.Прокофьева, Н.Ананиашвили, Е.Боброва, Г.Соколова,
Л.Трубчиков, В.Кокорев, Е.Горемыкин, А.Валуев, Т.Гаврилова, М.Зятикова, М.Нудьга,
М.Сидорова, И.Лазарева Симфонический оркестр и артисты балета Большого театра СССР
Над фильмом работали: режиссёры Инесса Селезнёва, Феликс Слидовкер главный оператор Георгий Рерберг операторы Ю.Райский, В.Халтурин, Б.Дунаев звукооператоры М.Кожухова, И.Ляховицкий музыкальный редактор Л.Черницкая монтажёры Л.Крылова, Н.Осипова мастера по свету Л.Лелюхин, Д.Тавер, Б.Чесалин административная группа Г.Андреева, О.Ермакова, С.Ершова редактор А.Шершова директор Асхат Муртазин
Творческое объединение «Экран», Гостелерадио СССР, 1983 год,
цветной, продолжительность 115 минут, DVD-5.
3,98 ГБ.
Спектакль Юрия Григоровича по
праву долгие годы был визитной карточкой русского балета – «нашим всем». Роль
Одетты-Одиллии и на премьере (и позже в телевизионной версии) исполняла Наталия
Бессмертнова. Исполняла с такой красотой и выразительностью, что можно было
говорить о новом этапе в жизни балетной классики. Трепетность, наверное, самое
точное определение исполнительского стиля Бессмертновой. Как в музыке
Чайковского, кроме мелодической кантилены, есть сияние звука, так и у неё сиял
танец. Её Одетта не заколдованный лебедь, а романтическая душа, целомудренная,
чистая, прекрасная в своей поэтичности. Она околдовывала принца и манила своей
загадкой, а понять её можно было, лишь проникнув в глубины её тайны, ответив
таким же возвышенным и поэтичным чувством. Перед любой исполнительницей в
«Лебедином озере» встаёт одна и та же задача: показать в Одетте и Одиллии
разные лики любви. Бессмертнова не пошла путём контрастного противопоставления,
точно ощутив нюанс новизны: всё происходящее связано с внутренним миром принца.
Ведь не только внешне похожи Одетта и Одиллия! Зигфрид у Григоровича больше
ищет не лебедя, а свою любовь, своё ускользающее «я». Один полюс этих
стремлений – романтическая любовь, явившаяся в облике Одетты. Другой –
блистательная Одиллия. Наталия Бессмертнова танцевала не искусительницу. Её
чёрный лебедь тоже околдован, и тема эта достаточно ясно звучала в танце,
сопровождаемом окружением таких же чёрных лебедей. И Одиллия мечтает о любви, и
любовь пришла бы к ней, не будь у принца в душе лебедя белого, не останься он
верен клятве. И в её танце-призыве к принцу звучит не коварство и не соблазн, а
та же любовь, только выраженная с не таящейся откровенностью. Два разных, в
чём-то перекликающихся образа. Что у неё получится Одетта, вряд ли кто сомневался.
Во-первых, она танцевала партию, и достаточно впечатляюще, в старом спектакле.
Во-вторых, её последующее творчество как бы вело танцовщицу к новой, более
значительной встрече с ролью мирового репертуара. Однако бравурность Одиллии?
Здесь, пожалуй, были скептики. Но виртуозная партия проводилась балериной с
подлинным блеском. Великолепны следовавшие один за другим двойные пируэты,
вращения, как бы устремлённые ввысь, что достигается
пластикой поднимающихся рук, стремительны и благородны по форме 32 фуэты,
которые, бывало, балерина увенчивала тройным пируэтом. Отточено и огранено всё,
чтобы броско засиять в круговерти бала.
Александр Авдеенко. «Шаги по
земле и в облаках». Стр. 38-39. Фрагмент из книги
«Незабываемая Наталия Бессмертнова». Издательство «Театралис». Москва. 2008.
«В первый вечер гастролей
стало ясно, что среди трёх лебедей есть исполнительница уникального дарования,
и в течение всех гастролей наши глаза были прикованы к хрупкой Наталии
Бессмертновой, поражающей своей необычной грацией». Клемент Крисп. (Файнэншл
таймс. Лондон. 1963. 29 июля.)
«Во 2-ом акте заблистало
чудесное искусство первой звезды – Наталии Бессмертновой в партии
Одетты-Одиллии. У неё идеальная балеринская фигура: средний рост, она правильно
сложена и у неё одухотворённое лицо. Она прекрасный инструмент для исполнения
главных ролей в классических балетах». Эль Насьональ (Мехико). 1966.
10 ноября.
«Одетта Бессмертновой была
девушкой-лебедью, хрупкой и вместе с тем сильной и энергичной. Прекрасно,
«кантиленно» станцевала балерина адажио, где был проведён с большим искусством
лейтмотив арабесков. (…) Уже первое появление Бессмертновой-Одиллии поразило
отточенностью силуэта балерины: необычайно тонкая фигурка в агатовой чёрной
пачке пленила своей строгостью и изысканностью. У Бессмертновой в этой партии
не было никаких традиционно обольстительных мотивов. Воплощение этой загадочной
красоты было классически строгим, тонким и умным». Марианна Боголюбская.
(Музыкальная жизнь. 1966. № 5).
«Партия белого лебедя очень
близка лирическому дарованию Бессмертновой. Как искренно и музыкально балерина
«пропела» знаменитое адажио второго акта! Но обрадовало и то, как станцевала
она трудную роль Одиллии. И здесь, в этом необычном для себя перевоплощении,
Бессмертнова сохранила самоё себя, свою индивидуальность. У неё появилась здесь
техническая уверенность, спокойствие, но в самых бравурных темпах она не
изменила своему достоинству лирической балерины, не нарушила тонкости своей
манеры, избежала соблазна внешней эффектности и броскости. Бессмертнова
удивительно естественно и органично восприняла и по-своему претворила то, что
можно назвать романтической традицией русского балета. Вот почему так часто
всвязи с ней вспоминают имена Павловой и Спевивцевой. Она из тех, кто может и
должен сказать своё слово в искусстве».Борис Львов-Анохин. (Культура
и жизнь. 1966. № 9).
«Покоряет лучистая
Н.Бессмертнова. Одетта-Одиллия – это её роль. Балерина раскрывает в ней своё
лирико-драматическое дарование». Фёдор Лопухов. (Известия. 1969.
29 декабря.)
Фрагменты из книги
«Незабываемая Наталия Бессмертнова». Издательство «Театралис». Москва. 2008.
Материал переведён с бывшей участницы mari-lance на почитателя (kubra)
Категория: видео |
Просмотров: 8360 |
Добавил(а): kubra
: bravo: СПАСИБО!!! Великолепная постановка! Бессмертнова! Господи, как хороша! Впрочем и Богатырев - выше всех похвал. Но Наталия Игоревна, это что-то! Спасибо!!!
Божественная Балерина! Что "белый", лебедь, что "черный" - восхитительно, Сцена обольщения - как она "бросает" кисти!Удовольствие сродни физическому. "Лебединое" просто мой "настольный" балет, гоняется бесконечно по кругу - хочется смотреть еще и еще. Любая сцена - шедевр. :bravo: :bro:
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
Аудио/видеозаписи и литература предоставляются исключительно для ознакомления. После ознакомления они должны быть удалены, иначе, вероятно, Вами будет нарушен закон "об авторском праве и смежных правах".