Два сочинения Бёртвистла на темы из античной мифологии - очень контрастные по настроению.
Поля скорби (Fields of Sorrow). Для двух сопрано, смешанного хора и камерного ансамбля. 1972 г.
Бескрайние равнины загробного мира; две бесплотные тени - две души, затерянные на мрачных просторах, скитаются, перекликаясь друг с другом. Атмосфера тоскливая - и одновременно трогательная; слушая, понимаешь, что музыка эта - ещё и о любви (с чем согласен и сам Бёртвистл).
Хор поёт латинский текст из Авсония:
Errantes silva in magna et sub luce maligna inter harundineasque comas gravidumque papaver et tacitos sine labe lacus, sine murmure rivos, quorum per ripas nebuloso lumine marcent fleti, olim regum et puerorum nomina, flores.
- "Cupido Cruciator", 5-9
(Бродят они по великому лесу, при свете неверном, Посреди тростниковых стволов, меж маков тяжёлых, У безмолвных, недвижных озёр и ручьёв без журчанья. Никнут там на брегах цветы в туманном сиянье, Юношей и царей с именами, оплаканных древле...
- перевод Валерия Брюсова)
Композитор использует антифонные эффекты, предписывая, как именно должны располагаться группы инструменталистов в первом ряду, хор - во втором, солистки - позади хора.
Состав ансамбля: 3 флейты, 3 английских рожка, 3 бас-кларнета, 3 фагота; валторна; вибрафон; 2 фортепиано. Состав хора: 8 партий, SSAATTBB, по два певца на партию.
London Sinfonietta and Chorus, дирижёр - David Atherton. 1-е сопрано - Jane Manning.
FLAC. Время звучания: 10 мин.
Паника. Дифирамб для альтового саксофона, ударной установки, духовых и ударных. (Panic. A dithyramb for alto saxophone, jazz drummer, wind, brass and percussion.) 1995 г.
Произведение, связанное с образом Пана; музыка буйная, дикая, экстатическая, опьяняющая. Здорово выбраны солисты - саксофон и ударная установка вносят в звуковую палитру что-то неповторимо дионисийское.
"I have called the work a dithyramb, in Classical Greece a choric song in honour of Dionysus, whose wild exuberance here runs riot. The soloist, as chorus leader, is identified with the mythic god Pan, literally "spreading ruin and scattering ban" as in the quotation from Elizabeth Barrett Browning with which I preface this score. The title Panic refers to the feelings of ecstasy and terror experienced by animals in the night at the sound of Pan's music. The chaos wreaked by Pan is exemplified by the conflict between the orchestra and the alto saxophone soloist together with the drum kit. At times the two odd-men-out rebel and branch out, adopting tempos independent of the orchestra." (Birtwistle)
Премьера "Паники" на концерте в Альберт-холле, транслировавшемся по Би-Би-Си, вызвала такой громкий скандал, каких со времён "Весны священной" бывало немного; пьесу называли "позором, оскорблением британской публики", газеты "Дейли мейл" и "Дейли экспресс" описывали её как "жуткую какофонию" и "полный хлам". Хотя у Бёртвистла есть вещи и пожёстче.
BBC Symphony Orchestra, дирижёр - Andrew Davis. Саксофон - John Harle. Ударная установка - Paul Clarvis. Запись 1995 г.
Thanks a lot for Birthwistle! Before your posts I've had only 1 CD of his; he is a very interesting and underappreciated composer!
3.Евгений Капишников (keb) (30 Июня 24 06:04)
[Материал]
Спасибо!
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
Аудио/видеозаписи и литература предоставляются исключительно для ознакомления. После ознакомления они должны быть удалены, иначе, вероятно, Вами будет нарушен закон "об авторском праве и смежных правах".