"Страсти по Марку" написаны Бахом по либретто Генрицы, лейпцигского чиновника и довольно известного в ту пору поэта, печатавшего свои стихи под псевдонимом Пикандер. В 1727 году Бах написал "Траурную оду" на смерть королевы Христианы Эбергардины, и, чтобы музыка не пропала, было решено использовать её для «Страстей», с текстом, который был заказан Пикандеру. Премьера состоялась в страстной четверг 1731 года в лейпцигской церкви Святого Фомы. До нашего времени музыка не дошла, сохранилось лишь перечисление всех 132 номеров этого величественно задуманного произведения.
Свои варианты реконструкции "Страстей по Марку" предлагали Фридрих Сменд(1940), Дитхард Хельман (1964), Густав Адольф Тайль (1975), Саймон Хайес (1993), Андор Гомме (1997) и др. За основу брались фрагменты "Траурной оды" (1727 год) и "Кётенской траурной музыки". Сюжет "Страстей" традиционен: рассказ о тайной вечере, когда Христос сообщает ученикам, что один из них предаст его; далее следуют события в Гефсиманском саду; молитва Христа; смущенные ученики, которых после своего молитвенного уединения учитель нашел спящими. Затем проходят эпизоды сговора первосвященников против Христа, предательства Иуды, взятия Иисуса стражей. Далее ночь во дворе пыток; отступничество Петра и его раскаяние; эпизод у римского наместника Пилата; фанатичная толпа иудеев требует распятия Христа; путь на Голгофу, страдания и смерть Христа, сопровождающиеся небесными знамениями. Непременные участники вокально-драматического действа: Евангелист (у Баха - тенор) - речитативом, иногда с признаками ариозо, он ведет рассказ о событиях, отдельные реплики передаются другим персонажам трагедии, Иисус (в партитуре - партия баса, ныне чаще ведомая баритоном); Петр, Пилат (бас); первосвященники, лжесвидетели. Многообразны задачи хора или хоров. Хор исполняет назидательную роль нравственного наставника общины; хор - это сама народная мудрость, комментирующая события и осуждающая низкое поведение предателей, лжесвидетелей, корыстных возбудителей слепой толпы. Хор - действующее лицо в самых напряженных сценах, и это глас народа, благословляющий конечное торжество добра над злом. Лирический пафос, душевные излияния, мотивы покаяния и очищения, поэтическая трактовка идеальных образов верности и любви отданы сольным голосам - сопрано, альту, тенору, басу. Как и в лучших духовных кантатах, слово подчинено Бахом музыке. Развитие собственно музыкальных образов создает то гуманистическое наполнение трагедии, какое привлекает к себе, близко слушателям нашего времени.
Вашему вниманию предлагается запись, выполненная в 1999 году. Партию Евангелиста исполняет Кристоф Прегардьен, Иисуса Христа - Питер Коой. Солисты: Сибилла Рубенс, Бернхард Ландауер, Пауль Агнью, Клаус Мертенс, Сакрамент-хор мальчиков Бреды. Амстердамский барочный оркестр под руководством Тона Коопмана.
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
Аудио/видеозаписи и литература предоставляются исключительно для ознакомления. После ознакомления они должны быть удалены, иначе, вероятно, Вами будет нарушен закон "об авторском праве и смежных правах".