История создания Фортепианого квинтета Иоганнеса Брамса необычайно интересна и вместе с тем запутана. Первоначально
Брамсом был сочинён Струнный квинтет (с двумя виолончелями), который не имел успеха и был раскритикован выдающимся
скрипачом и другом композитора Йозефом Иоахимом. Вторая редакция сочинения — Соната для двух фортепиано — была
исполнена автором и польским пианистом и композитором Карлом Таузигом в Вене, в 1964 году и произвела достаточно
сильное впечатление на слушателей. Однако по совету Клары Шуман, которой больше нравился первоначальный вариант,
Брамс вновь переделывает произведение, но уже в Фортепианный квинтет, закончив партитуру осенью 1864 года.
В результате всех произошедших изменений, Квинтет для двух скрипок, альта, виолончели и фортепиано стал одним из
самых популярных творений великого композитора, неизменно вызывая восторг любителей музыки своим виртуозным блеском,
звуковой роскошью и такой знакомой „брамсовской" задушевностью. Первая часть квинтета развёрнута во времени и
отличается строгостью и сосредоточенностью. Её основные темы контрастируют между собой, появляясь в неожиданных,
порой острых сочетаниях. Вторая, медленная часть, полная нежности и покоя, неторопливо покачивается, словно
колыбельная. Жанрово она близка немецкой песне, выдающимся образцам вокального творчества Шуберта, да и самого
Брамса. Мощное и стремительное Скерцо опирается уже на классические, прежде всего, бетховенские традиции. Цельность
формы в сочетании с вулканической энергией и мелодическим блеском позволяет считать эту часть одной из вершин в
творчестве композитора. Финал открывается интонациями полными печали и тревоги, но постепенно переходит к
классическому Рондо, в котором танцевальность, свойственная многим финалам Брамса, развивается стремительно и
разнообразно, свободно следуя гениальной композиторской мысли.
Исполнение в Москве 23 ноября 1940 года Фортепианного квинтета Дмитрия Шостаковича (Квартет имени Бетховена и автор)
стало одним из самых значительных триумфов в жизни композитора. Музыкантов вызывали на сцену бессчётное количество
раз, аплодисментам не было конца. После концерта Шостакович долго не мог успокоиться, несколько часов в одиночестве
гуляя по Москве. Квинтет был принят восторженно. Коллеги, друзья, критики, — все единодушно подчёркивали достоинства
и красоты нового сочинения. Более того — в 1941 году за Фортепианный квинтет композитору была присуждена Сталинская
премия: золотая медаль с изображением „вождя народов" и сто тысяч рублей — колоссальная сумма по тем временам.
Власть давала тем самым понять опальному Шостаковичу, что он „прощён".
Композитор обратился в своём произведении к баховской полифонии (таковы две первые части — Прелюдия и Фуга), но
многие элементы мелодического и гармонического языка роднят квинтет с русской музыкальной классикой. Одновременно с
квинтетом Шостакович закончил оркестровку „Бориса Годунова". Мелодизм и особый образный мир оперы Мусоргского
оказали значительное влияние на это камерное сочинение. Как и в других произведениях конца тридцатых годов, основные
черты зрелого стиля Шостаковича проявляются здесь с особой яркостью: квинтет поражает мастерством построения формы,
в том числе полифонической, выверенными кульминациями, совершенством ансамбля и мелодической щедростью.
На протяжении шести десятилетий Фортепианный квинтет остаётся не только одним из лучших сочинений Дмитрия
Шостаковича, но и важнейшим произведением данного жанра во всей музыкальной литературе двадцатого века.