«ВЕЛИКОЛЕПИЕ И ОБСТОЯТЕЛЬСТВА: ВОЕННЫЕ ОПУСЫ ОТ МОЦАРТА ДО СТРАВИНСКОГО»
13:09
Концертный зал радио "Орфей"
«ВЕЛИКОЛЕПИЕ И ОБСТОЯТЕЛЬСТВА: ВОЕННЫЕ ОПУСЫ ОТ МОЦАРТА ДО СТРАВИНСКОГО» Центральный концертный Образцовый оркестр Военно-Морского Флота имени Н. А. Римского-Корсакова. Художественный руководитель и главный дирижер оркестра Заслуженный артист России, капитан 1 ранга – Алексей КАРАБАНОВ Запись из Московского международного дома музыки от 17 октября 2010 года.
Главный дирижер оркестра Алексей Карабанов подготовил программу, в которую вошли военные сочинения совершенно неожиданных авторов, в причастности к ратному делу как будто бы не замеченных. Так, откроется концерт увертюрой, а затем маршем из "Женитьбы Фигаро". Почему – объясняет Алексей Карабанов:
– Действительно, Моцарт несколько неожиданно оказался здесь. Но это исторический факт, что знаменитая ария Фигаро "Мальчик резвый и кудрявый, и влюбленный", переложенная для духового оркестра, была маршем 11-го Гренадерского Фанагорийского полка, шефом которого был Александр Васильевич Суворов. Есть основания полагать, что именно Суворов сам и выбрал этот марш для своего полка. С этим маршем полк участвовал во взятии Измаила. – Но ведь там же совершенно отчетливо юмористическая интонация... – Суворов был очень веселый человек, остроумный. Ему нравилась эта музыка. Собственно, юмористический оттенок больше в словах, а в музыке – это хороший такой военный марш. – Исполняет ли его кто-нибудь сейчас, помимо вас? Я имею в виду, конечно, как военную музыку? – Как военную музыку его никто не исполняет. Это музыка старинная, уже вышедшая из военного обихода. Вообще, с Моцартом интересная штука. Его хотел пригласить на службу Потемкин. Но Потемкин был достаточно ленив в некоторых своих делах и вопрос приглашения Моцарта все время откладывал. Таким образом мы лишились счастья иметь Моцарта на русской службе. Но марш Фанагорийского полка не единственная в нашей программе из таких неожиданных встреч. Свадебный марш Мендельсона тоже оказался здесь. – А он-то каким образом? – Когда император Александр II приехал инспектировать лейб-казаков перед войной с турками, казаки к этому тщательно готовились. У них все было украшено – и сбруи коней, и они сами. По этому поводу император сказал, что "мои лейб-казаки идут на войну, как на свадьбу". На следующий день, когда он продолжил смотр, оркестр встречал его Свадебным маршем Мендельсона. Императору эта шутка понравилась. С тех пор до 1917 года маршем лейбказаков был Свадебный марш Мендельсона. Такие истории мы расскажем на этом концерте. – То есть на концерте будет звучать не только музыка, но и какие-то комментарии? – Да. Все произведения будут с комментариями, потому что, собственно, без комментариев не совсем понятно, как они оказались в военном мундире. В первом отделении будут как раз такие курьезные пьесы. Во втором отделении – очень редкое исполнение, когда в одном концерте прозвучат два опуса Римского-Корсакова: это вариация для гобоя и концерт для тромбона, сочиненные специально для духового оркестра. В то время, когда Римский-Корсаков был инспектором военно-морских оркестров, он сочинил два этих произведения специально для концертного духового оркестра и солиста. Они исполняются иногда, но так, чтобы в одном концерте два сразу – это просто уникальное дело. Также во втором отделении прозвучит "Славянский марш" Чайковского. Тоже достаточно редко исполняемое сочинение. Очень красивая музыка. – А чем вы объясняете то, что произведения таких хрестоматийных композиторов, тем не менее, исполняются редко? – Концерты для гобоя и тромбона редко исполняются, потому что не так часто вообще духовые оркестры появляются на эстраде. Концертные духовые оркестры не пользуются большой популярностью, к сожалению. Это как-то вышло в нашей стране из потребления, за исключением, может быть, Петербурга. – Почему вы назвали свою программу "Великолепие и обстоятельства"? – Мы позаимствовали это название из опуса Эдварда Элгара. У него есть такой цикл военных маршей, очень красивые и очень известные марши. Но, на самом деле, они военные только по названию. Это такая симфоническая музыка в маршевом ритме, в Великобритании безумно популярная. Мы исполняем один из этих маршей. А "Великолепие и обстоятельства", потому что это великолепная музыка. И есть определенные обстоятельства, по которым она возникла в военном жанре.
В программе: Моцарт Вольфганг Амадей - Марш Фанагорийского, Генералиссимуса князя А.В. Суворова полка (из оперы «Женитьба Фигаро») Моцарт Вольфганг Амадей - Марш в турецком стиле (из сонаты A-dur, К. 331) Бетховен Людвиг ван - Марш Йоркширского полка Шуберт Франц - Военный марш (транскрипция Таузига в аранжировке А. Карабанова) Мендельсон-Бартольди Феликс - Марш Лейб-Гвардии Казачьего полка (из музыки к комедии В.Шекспира «Сон в летнюю ночь») Ханссен Й. - Марш города Вальдрес Вагнер Рихард - Хульдигунгс-марш. (Марш по случаю принятия присяги на верность королю Людвигу Баварскому) Стравинский Игорь - Цирковая полька, сочиненная для молодого слона Элгар. Великолепие и обстоятельства - марш № 1 Римский-Корсаков Николай - Концерт для тромбона с духовым оркестром Фучик Ю. - Веселые деревенские кузнецы. Полька Римский-Корсаков Николай - Вариации для гобоя и духового оркестра Чайковский Петр - Славянский марш
Солисты: Ксения Mусланова - меццо-сопрано Алексей Лобиков - тромбон Александр Левин - гобой
Мр3~192
Великолепие и обстоятельства.rar 139.6 МБ скачать files.mail.ru/XPHWWIXPHWWIXPHWWIXPHWWIXPHWWIXX
А вы послушайте музыку и комментарий дирижёра - как раз эта полька отдаленнно связана с военной темой. К тому же Г.Рождественский утверждает, что она генералу Де Голю понравилась.
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
Аудио/видеозаписи и литература предоставляются исключительно для ознакомления. После ознакомления они должны быть удалены, иначе, вероятно, Вами будет нарушен закон "об авторском праве и смежных правах".