Привет автору от Рахманинова, Шведова и Свиридова
А если серьезно...
Почему так на Руси повелось -
как духовная музыка - так всенепременно "душа нараспашку"?
Музыка-то все же духовная по назначению, а выходит - душевная, слишком душевная...
Сурово-скорбный натуральный минор, раскатисто-пафосный мажор да томное смешение того и другого...
И скупая мужская слеза в басовом "Ныне отпущаеши" - без нее душа не развернется и не свернется, опять-таки...
И утопание в роскошном бархате тембристой, обволакивающей ткани-фактуры...
И "стенающие" подголосочки женские...
Автор данной "Всенощной" не открыватель сего подхода, разумеется.
"...Россия – страна просторов, страна песни, страна печали, страна минора, страна Христа" – писал еще Георгий Свиридов.
А я вот не могу с этой мыслью согласиться.
Как и с музыкой соответствующей.
С каких это пор печаль и минор – атрибуты христианского мироощущения?
И тоскливый взгляд на «родные просторы»?
Смирение – это не подавленность.
Покаяние – не «соль на рану».
И даже сокрушение сердечное – не печаль и не томление души.
Да еще в таком мясисто-сочном воплощении, как в «русской» хоровой музыке последнего столетия... и в «русской» религиозной живописи (Васнецов со товарищи…)
Почему русской в кавычках?
Да потому что и сумрачно-матовая минорная подсветка, и дебелая аккордовая плоть, и жирная масляная мазня – из Европы XIX века завезены, и в церковную культуру России проникли не напрямую даже, а через салон, оперу и кабацкий романс времен оных (а до того партес польский у нас орудовал – тоже подарок тот еще...)
И только поверхностное, сентиментальное, вконец обмирщенное религиозное чувство российского вельможи и обывателя могло впитать эту чужеземную дурь как часть своего, родного… и «русской» обозвать.
Иммунитет духовный в искусстве отсутствовал.
Св. Игнатий Брянчанинов мог сколько угодно о «прелести» говорить… «а Васька слушает, да ест».
Вот в мелодиях кое-что древнерусское сохранилось, да и то... с романсом вперемешку.
Но после таких гениев, как Рахманинов со Свиридовым это, увы, неизлечимо.