Знаменитый французский фортепианный дуэт сестёр Лабек играет сочинения классиков для 2х ф-но и в 4руки. В программе Гимнопедии, Пьесы в форме груши, Гносьены, Три фаршированные пьесы, Спорт и развлечения, Засушенные эмбрионы, Вялые прелюдии, Чёрным и белым, Ноктюрны, Шесть античных эпиграфов, Линдараха, Испанская рапсодия, Матушка-гусыня, Болеро. 3CD, flac
Экстравагантные названия стали одной из характерных и наиболее обсуждаемых черт стиля Эрика Сати. Одни названия носили вполне серьёзный характер, связанный с замыслом сочинения, другие юмористический, эпатажный. К пьесам первого вполне серьёзного типа можно отнести 3 Гимнопедии (Gymnopedies, 1888), название которых происходит от ежегодного праздника в древней Спарте, во время которого нагие юноши исполняли танцы и делали гимнастические упражнения. В эстетике и музыкальном языке этих пьес проявляются характерные для раннего творчества Сати рафинированность, особая тихая, неторопливая созерцательность с оттенком просветленной грусти. Цикл лишен яркой контрастности, пьесы основаны на одном материале и вариантно оттеняют друг друга. Принцип вариантности служит также основой для их структуры и развития мелодии. В жанровом отношении они опираются на вальсовость, но танцевальность нивелируется, а сам тип движения вызывает ассоциации, близкие медленным гимнастическим движениям
Программа и особый шарм этих пьес быстро привлекли внимание к молодому Сати, который с легкой руки Венталя Гоке получил прозвище «гимнопедиста». Названные черты цикла «Гимнопедии» развиты в последующем цикле "Гносьены" (Gnossienne), с таким же греческим названием, означающим «истинность» или «простоту». Первая Гносьена появилась в 1889 году. Как известно, этот год был ознаменован проведением в Париже Всемирной выставки, которая для европейцев стала «окном» к иным, восточным культурам. Посетивший ее Эрик Сати, как и другие музыканты, был очарован балийским гамеланом. При всей своей оригинальности восточные принципы музицирования во многом были близки сложившимся к этому времени творческим установкам композитора. Первые три Гносьены роднит меланхоличная грусть, 4я - кажется романтически-тревожной, 5я наоборот раскованно-мажорной, а 6я даже ироничной. Цикл остается разомкнутым: пьесы не заканчиваются, а прекращаются. Мелодике принадлежит ведущее значение, она имеет ориентальный характер и выказывает импровизационность. Помимо вариантности Сати опирается в ней на два формообразующих принципа, восходящих к вокальному жанру, - прорастание и продление. Восточный колорит задан в мелодии ее модальной основой, а архаические фразы повторяясь, создают эффект медитативного состояния и ощущение безграничности развития. Партитура пьес снабжена пометкам композитора с просьбой исполнять их «в манере достижения пустоты», «потерянно» и, наконец, «открыть голову», что может быть сравнимо с достижением нирваны в процессе медитации. Эти два известных цикла Сати является примером тихой и медленной музыки, ставшей закономерной в XX веке.
Три пьесы в форме груши (Trois Morceaux en forme de Poire, 1899-1903) - семичастный цикл, центром которого являются непосредственно три пьесы (отрывка), представляет собой в целом вполне узнаваемые контуры груши. Сати был одним из первых, кто обратился к идее фигуративной нотации на рубеже веков и мастерски ее апробировал. Этот опус имеет свою предысторию: он стал полемическим ответом Сати на упреки со стороны Дебюсси в том, что его произведения недостаточно хорошо структурированы. Сати волновало не только графическое оформление пьес, заявляя в названии слово «форма», он подразумевал также музыкальную организацию. Возможно, он рассуждал так: «Если произведение должно иметь форму - сонатную, рондо и т.п., почему бы тогда не сочинить в форме груши?» Не скрывается ли здесь известное желание Сати обойти стороной все музыкальные законы, с одной стороны, покорно признавая их, а на самом деле подшучивая над ними и над самим Дебюсси? Во французской культуре и языке «груша» (poire) имеет несколько значений: одно из них, разговорное, означает «болван», «простак», «простофиля» (связано с карнавальным началом и носит, скорее, положительный оттенок), возможно, оно касается Дебюсси, с которым Сати вёл тихую войну, о чём свидетельствует, например цикл «Грызущие и раздражающие одного деревянного болвана» - вторая пьеса этого цикла «Хилый танец (на манер этих мсье) основана на противопоставлении аллюзии на собственный стиль (№ 6 из «Трех отрывков в форме груши») и пародии на фортепианный стиль Клода. Война, впрочем не помешала Сати посвятить свою Идиллию из цикла "Вещи, увиденные слева и справа (без очков)" всё тому же Дебюсси
Желание быть непохожим на других, шокировать вскоре привело к еще более смелым опытам с названиями циклов, в большинстве своём юмористического программного свойства. В одном из них Сати словесно и музыкально «замаскировал» под морских животных классических любимцев - Моцарта, Шопена и Шуберта, назвав их «Засушенными эмбрионами-зародышами». В пьесе названной Эдриофалма («d"Edriophalma») изображаются очень грустные с виду ракообразные, живущие вдали от мира, в отверстиях скал. Иллюстрацией к сцене глубокой грусти ракообразных стал Траурный марш Шопена из сонаты b-moll. Сати несколько преобразовал шедевр, в частности, упростил и сократил форму, опустил тональность на полтона, осветлив ее. Присутствующая в партитуре ремарка «Отец семейства берет слово» знаменует собой переход к середине, где с незначительными мелодическими вариантами предстает тема трио из шопеновского марша. Видимо, исходя из юмористических побуждений Сати одновременно поясняет, что здесь представлена «Цитата известной мазурки ШУБЕРТА», поскольку, как известно, Шуберт не сочинял в данном жанре. Тем не менее здесь появляется имя еще одного классика. Таким образом, композитор, используя современный музыкальный язык, смело высказывает свое отношение к классическому наследию - отжившему музыкальному прошлому. Он облекает пародии в собственную лаконичную и открытую форму: вряд ли кто-либо до Сати осмеливался излагать музыкальные мысли в форме «отрывков» без тактовых черт и обозначения размера, а нередко и без выставления ключей. Он обращается и к характерному для XX века эпическому приему введения «рассказчика», но позже запрещает оглашать эти тексты на концертах, что создает «парадокс в лучших традициях авангарда».
Содержание не менее юмористических «Настоящих вялых прелюдий для собаки» представляет собой рассказ о воспитании пса. В соответствии с ремарками Сати, в первой пьесе он получает строгий выговор, во второй - «отбывает наказание», сидя дома в одиночестве, а в третьей - играет. Пиком графических опытов Сати, начатых в Пьесах в форме груши, стал фортепианный цикл 1914 года «Спорт и развлечения» (Sports et divertissements) с рисунками Шарля Мартена и опять с кучей цитатат и аллюзий. Обратившись к фигуративной нотации, Сати опередил «Каллиграммы» Гийома Аполлинера (1918) - сборник стихотворений в фигуративной записи. Три маленькие фаршированные пьесы (1920) навеяны образами Рабле - его Гаргантюа и Пантагрюэлем
Три Гимнопедии (1888) 1. 1ere Gymnopedie [03:33] 2. 2eme Gymnopedie [03:14] 3. 3eme Gymnopedie [02:52] Пьесы в форме груши (1903) 4. Maniere de commencement [03:34] 5. Prolongation du meme. Au pas [00:47] 6. I. Lentement [01:13] 7. II. Enleve [02:16] 8. III. Brutal [02:52] 9. En Plus [02:37] 10. Redite [01:13] Шесть Гносьен (1889-1897) 11. Gnossienne n°1 [03:50] 12. Gnossienne n°2 [02:23] 13. Gnossienne n°3 [03:13] 14. 4eme Gnossienne, 1891 [02:03] 15. 5eme Gnossienne, 1889 [03:03] 16. 6eme Gnossienne, 1897 [01:38] Три маленькие фаршированные пьесы (1920) 17. I. De L' Enfance de Pantagruel (reverie) [01:13] 18. II. Marche de Cocagne (demarche) [00:57] 19. III. Jeux de Gargantua (coin de polka) [01:45] Засушенные эмбрионы (1913) 20. II. d'Edriophthalama [02:24] Вещи, увиденные слева и справа (без очков) (1915) 21. I. Idylle, a Debussy [01:05] Спорт и развлечения (1914) 22. Choral inappetissant [00:53] 23. La Balancoire [00:34] 24. La Chasse [00:16] 25. La Comedie italienne [00:35] 26. Le Reveil de la mariee [00:26] 27. Colin-Maillard [00:50] 28. La Peche [00:49] 29. Le Yachting [00:34] 30. Le Bain de mer [00:32] 31. Le Carnaval [00:37] 32. Le Golf [00:30] 33. La Pieuvre [00:29] 34. Les Courses [00:20] 35. Les Quatre-Coins [00:46] 36. Le Pique-Nique [00:25] 37. Le Water-Chute [00:36] 38. Le Tango perpetuel [01:13] 39. Le Traineau [00:22] 40. Le Flirt [00:38] 41. Le Feu d'artifice [00:27] 42. Le Tennis [00:41] Настоящие вялые прелюдии (для собаки) (1912) 43. I. Severe reprimande [00:55]
Трехчастный цикл "Белое и черное" для двух фортепиано (1915) завершает обширный список фортепианных сочинений Дебюсси. Название цикла, навеянного Первой мировой, связано с поисками «черно-белого» гравюрного колорита (в духе знаменитых капричос Франсиско Гойи "Бедствия войны"). Три пьесы цикла резко контрастны: первая ("Кто упокоится на этом месте") выдержана в характере стремительного вальса, чей безмятежный колорит нарушается мотивами грозно-воинственных фанфар; батальная вторая часть - с эпиграфом из "Баллады против врагов Франции" Ф. Вийона ("Покоя, счастья недостоин тот, кто зла желает Франции прекрасной") - являет собой уникальную у Дебюсси картину жестокой битвы; здесь применен чисто плакатный прием столкновения двух антагонистических символов - немецкого лютеровского хорала и начальной попевки Марсельезы. Триптих заканчивается зловещим скерцо - с эпиграфом из Шарля Орлеанского ("Зима, ты всех злодеев злей"), словно напоминающим о невзгодах военной поры. В финальной части особенно заметно обострение гармонического стиля позднего Дебюсси (его гармония, по словам критика, будто 'ёжится и гримасничает, становится едкой'). Последняя пьеса посвящена Игорю Стравинскому, влияние которого несомненно здесь присутствует
В четырех фрагментах "Маленькой сюиты" (1888) - "На лодке", "Шествие", "Менуэт" и "Балет" - зарисовка природы соседствует с остроумной картинностью, тонким воспроизведением популярных жанров (марш, танец, баркарола), изящно-стилизованная неоклассика с городской музыкой кафе, кабачков и кабаре Парижа. При легкости, доступности этой типично бытовой музыки в ней уже проглядывают мотивы утонченно светлой печали, а также склонность к новизне гармонических средств
В Шести античных эпиграфах (1914) Дебюсси, используя архаические лады, пентатонику и прихотливые восточные гармонии, изобразил экзотический мир древней Греции. Пьесы содержат в себе множество красивых тонкостей. В первой - "Призыв к Пану, богу летнего ветра" изящна пентатоника, во второй - "На безымянной гробнице" колоритны целотонные и политональные наслоения, создающие лёгкую, туманную гулкость созвучий. В третьей пьесе - "Да будет ночь благосклонна" обращают на себя внимание необычные эффекты, а в четвёртой "Танцовщице с кроталами" - натуральная диатоника, чередующаяся со сложными хроматическими гармониями. В пятой пьесе "Египтянке" чутко выдержан сумрачный, слегка терпкий колорит, на фоне которого рисуются томные и загадочные фиоритуры. В шестой пьесе "В благодарность утреннему дождю" с помощью остинатных секунд и хроматизмов, выдержанных нот баса и лёгких подголосков достигнута почти иллюзорная в своей правдивости звукопись шумов дождя.
Пьеса "Линдараха" (1901) - первое произведение, написанное Дебюсси специально для двух фортепиано. Название отсылает к саду Линдарахи, столь часто упоминавшейся в рассказах об Альгамбре, и в этой связи пьеса может рассматриваться как предшественник "Ла пуэрто дель Вино" из второй книги прелюдий. Танец Линдарахи основан на ритме хабанеры, создающим вполне определённый испанский колорит. По поводу этой, так и оставшейся неопубликованной пьесы, у Дебюсси с Равелем вышла неприятная история, касающаяся авторских прав...хотя гениев не судят)
Белым и чёрным, для 2х фортепиано, L.134 (поэтические эпиграфы) (1915) I. Qui reste a sa place: Avec emportement (Barbier et Carre) (4:03) II. Prince, porte soit des serfs: Lent. Sombre (Villon) to Jacques Charlot (6:40) III. Yver, vous n'estes qu'un vilain: Scherzando (Charles d'Orleans) to Igor Stravinsky (4:16) Маленькая сюита, для фортепиано в 4 руки, L.65 (1888) I. En bateau (2:54) II. Cortеge (2:33) III. Menuet (2:37) IV. Ballet (2:45) Ноктюрны Nos. 1 & 2 (транскрипция для фортепиано в 4 руки Мориса Равеля, 1909) I. Nuages (5:54) II. Fetes (5:51) 6 античных эпиграфов, для фортепиано в 4 руки, L.131 (1910) I. Pour invoquer Pan, dieu du vent d'ete (2:22) II. Pour un tombeau sans nom (3:31) III. Pour que la nuit soit propice (2:16) IV. Pour la danseuse aux crotales (2:06) V. Pour 'Egyptienne (2:53) VI. Pour remercier la pluie au matin (1:56) Линдараха, для 2х фортепиано, L.97 (1901) (5:17)
Хабанеру для фортепиано в 4 руки, которая позднее вошла в Испанскую рапсодию, Равель написал ещё в 1895 году. В окончательном виде (1907) сочинение вылилось в четырёхчастный цикл с ярко-жанровым испанским колоритом. В первой части ("Прелюдия к ночи") воссоздана поэтическая картина южной природы, отдыхающей после знойного дня. В следующих частях - танцы: воздушно-легкая "Малагенья", исполненная томной неги "Хабанера" и финал "Ферия" - сцены народного праздника - мелькает пестрая череда карнавальных масок, все более бурными, темпераментными становятся пляски.
На создание пьес «Матушки-Гусыни» для 2х фортепиано Равеля вдохновили Мими и Жан Годебские – дети близких друзей композитора. С обычной для него мягкой иронией композитор писал Годебским-старшим, что он рассказывает их детям разные истории, "не слишком грустные по вечерам во избежание кошмаров и мрачные по утрам для возбуждения аппетита. Намерение воспроизвести в этих пьесах поэзию детства, естественно, привело меня к очищению моего почерка". Все пять пьес цикла посвящены различным сказочным образам, почерпнутым из популярных во Франции детских сказок Ш. Перро. Здесь нежные аккорды Паваны, под звуки которой заснула Спящая красавица; простодушно изысканное движение мелким шагом робких терций – волнения и неудачи Мальчика-с пальчик. Хрупкий, нереальный перезвон вымышленных музыкальных инструментов Азии, сопровождающий сложный обряд омовений «Дурнушки» - императрицы пагод; лукавая выразительность бесед Красавицы и Чудовища, затем трогательная красота «Волшебного сада», насыщенного ароматами звучаний.
Равель писал о "Болеро”: "Там нет формы в собственном смысле слова, нет развития, нет или почти нет модуляций. Тема в жанре Падильи (прим. - автор популярной песенки "Валенсия”), один ритм...”. При всем своем ироничном тоне, Равель изложил суть дела. Действительно, в "Болеро” есть тема, даже две темы. Затем – ритм. Первая тема написана в чистом до мажоре, и в ней при присутствует некий баскский тон. Затем вторая тема (ее можно назвать контртемой) – очень томительная. В ней есть странные гармонические повороты, и вся тема производит впечатление какого-то восточного рисунка – мавританского, андалусского. Темы – в полном своем составе – это всего-навсего шестнадцать тактов. 8+8. В обеих присутствует некая сосредоточенность европейца, сдержанная чувственность француза и вместе с тем скользящая грация, необыкновенная узорчатость, томность Востока. Сами темы обладают необыкновенной ритмической свободой, а их фоном является мерно отбиваемый (он повторяется 169 раз) ритмический рисунок. Возникает известное противоречие ритма и мелодии. Мелодия как бы струится поверх такта, при этом отбивается трехдольный такт, в котором выделена вторая доля. У Равеля было странное представление о своем сочинении. В последовательности двух тем он почему-то усмотрел непрерывность заводского конвейера. Ему хотелось, чтобы на сцене, в балете на музыку "Болеро” изображался завод. Это было модно в 20е годы - культ машин, всё индустриальное
Испанская рапсодия, для 2х фортепиано (1907) I. Prelude A La Nuit (4:52) II. Malaguena (2:00) III. Habanera (2:59) IV. Feria (6:23) Моя матушка-Гусыня, для фортепиано в 4 руки (1910) I. Pavane De La Belle Au Bois ... (1:50) II. Petit Poucet (2:57) III. Laideronnette Imperatrice D... (3:34) IV. Les Entretiens De La Belle ... (4:17) V. Le Jardin Feerique (3:55) Античный менуэт, для фортепиано (1895) (7:12) Павана умершей инфанте, для фортепиано в 4 руки (1899) (6:32) Прелюд, для фортепиано (1913) (2:06) Болеро, балет для 2х фортепиано и ударных (1928) (15:09)
Сёстры Лабек (фр. Labèque) - Катя и Мариэль - французские пианистки. Дочери и ученицы Альды Цекки (учившейся, в свою очередь, у Маргерит Лонг); занимались также у Люсетт Декав.Выступают преимущественно как фортепианный дуэт, исполняя произведения для двух фортепиано и для фортепиано в четыре руки — причём как академического репертуара (включая современный: Пьер Булез, Лучано Берио, Дьёрдь Лигети, Оливье Мессиан), так и джаз. В 1986 г. удостоены премии «Виктуар де ля мюзик» как лучший камерный ансамбль Франции. Официальный сайт http://www.labeque.com/
Так, тока не надо этого-будьте верны одной теме! Как сейчас вижу-сидят это сестрички Лабек в своей парижской квартирке, трэ жанти, буон кафэ-и над головами три портрета-Дебюсси, Равель, Сати...и даже телевизор не смотрят, всё о них сердешных курлыкают...сэ бон!
Добавьте шарма... Поднимите крышку рояля... Пусть музыка льётся! А Вы... рассыпайте горох. Да... здесь... в высоком-высоком регистре. Не слышу... Уже громыхаете? Значит оглох.
Кстати, хороший пример классических артистов со всеми атрибутами поп звёзд, но вполне академическим репертуаром. Это к вопросу о шоу) http://www.youtube.com/watch?v=iaLznptGye4&feature=channel http://www.youtube.com/watch?v=nczRaIjLIZA&feature=channel
Темп в "Испанской раппсодии" в первом видео в два раза быстрее, чем на диске, обратили внимание? Всё же -"Вестсайдская история"-не совсем академический репертуар, а скорее-демократический реверанс голландской публике. Но меня очаровал второй клип-сижу и горестно размышляю-кем мне надо быть, сколько заплатить, куда пойти, что бы обо мне сняли подобное в моей стране? и кому оно, в конце концов надо? потешить самолюбие и положить на полку? И разве сёстры Лабек-уникальные , доселе невиданные пианистки?-ничего подобного. Просто красиво снято...
Да, но у них и Булез есть c Лигети в программе - это вам не хухры-мухры, конечно широта репертура тоже значение имеет. Может вам, Юра на телешоу засветиться с Зажитькой на пару Представляю заголовки "Скандал в прямом эфире!. Ничего не подозревающих зрителей, пришедших слушать Брамса встретили шаманским действом с бубном и ф-но. Если некоторым персонажам не привыкать, то куда смотрел уважаемый маэстро" etc...
Да мне всё равно, где светиться-лишь бы светиться! Тока с Зажитькой не пойду-лучше сам. Я-человек робкий, но научился себя преодолевать для пользы дела, и выглядел бы не хуже многих телеперсонажей. И в кино снимался, правда, режиссёр увидел во мне бандита. А планировался пианист.Беда в том, что наше телеруководство Брамс не интересует, на нём бабла не сделаешь, а мы идём в Европу и нам нужно высококультурное телевидение!!!
Никогда бы не подумал, что вы робкий - и по игре, и по повадкам - хищник Режиссёр угадал. Если Брамс ТВ не интересует, может тогда пару для дуэта найти, только славой придёться делиться
За хищника-ответишь! Честно-робкий, но живёт во мне жажда самопреодоления. Да и что это за робкий выступающий пианист? кому он интересен? пожалеть его только...надо было идти в дипломатические работники. А дуэт уже был-мой партнёр неплохо устроился в Европе. Слушаю испанцев-гораздо больше мне нравится. Хотя исп. музыка и примитивновата и однообразновата(но благотворно влияет на публику-проверял), и с некоторых событий в личной жизни питаю сильную антипатию к её отдельным гражданам.
Молодчины, 60-летние девочки! О. Вы меня натолкнули на мысль-я им напишу, скажу, что безумно нравятся их диски, и я безумно хочу им поиграть, и безумно хочу жить во Франции, если можно, в соседнем доме. Будем играть втроём... как говорят в Одессе-а шо такое?
Интересно Был как-то на их концерте, Пуленка исполняли концерт для 2-х ф-но и звучал он весьма непривычно (скажем так) для моего офранцуженного слуха Спасибо!
Кстати! Диск с Пуленком (пополам с Мийо) у меня же есть, совсем забыл о нём
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
Аудио/видеозаписи и литература предоставляются исключительно для ознакомления. После ознакомления они должны быть удалены, иначе, вероятно, Вами будет нарушен закон "об авторском праве и смежных правах".