Поскольку "великость" измеряется не арифметически (к счастью), то Екатерину Громову вполне можно назвать великой певицей. Она всю жизнь проработала иллюстратором в концертмейстерском классе Ленинградской (Петербургской) консерватории, в частности, в классе Софьи Борисовны Вакман. Громова была безотказна - пела всё и всем. Не зная ни одного западного языка, она пела на любом из них с идеальным (на наш слух, конечно) произношением. Ее голосу и ее артистизму были доступны и камерный, и оперный материал, великолепно в ее исполнении звучала современная музыка, которую она пела с той же свободой, что и классику.
Даргомыжский.
Мне минуло шестнадцать лет
Не скажу никому
Юноша и дева (2 варианта)
Чайковский.
Кабы знала я, кабы ведала
Скажи, о чем в тени ветвей
Рахманинов
Ау!
Крысолов
Отрывок из Мюссе
Вокализ
Прокофьев
Пять стихотворений Ахматовой
Равель.
Вокализ в форме хабанеры
Дебюсси
Ария Лили из кантаты «Блудный сын»
Пуччини.
Ария Чио Чио Сан из оперь «Мадам Баттерфляй»
Россини.
Ария Розины из оперы «Севильский цирюльник»
Все это самодельные записи со студенческих
концертов, сделанные преданной ученицей Екатерины Николаевны; романсы Чайковского, Рахманинова (кроме Вокализа) и 5 песен на стихи Ахматовой Прокофьева записаны чуть ли не на единственном сольном концерте певицы. Аккомпаниаторы не указаны.
Добавлен цикл Татьяны Ворониной "Вереск" на слова Р.Бернса. Аккомпанирует автор.
Бывают люди, искусство которых — как яркий свет, озаряющий все вокруг, будто бы позволяющий соприкоснуться с небесным,
вечным. И бывает, увы, так, что когда такие люди завершают свой творческий
путь, память о них постепенно тает, их вспоминают все реже...И невольно вспоминается выражение: нет пророка в своем отечестве.
Выдающейся исполнительнице недавнего прошлого Екатерине Николаевне
Громовой посвящено лишь несколько небольших статей, в фондах радио и в архиве консерватории можно отыскать немногочисленные записи. А ведь она дарила другим свой свет, не щадя себя. Это действительно чудесная личность. Ее удивительный вокальный и человеческий таланты оставили неизгладимый след в душах тех, кому посчастливилось узнать этого человека.
В музыкально-педагогическом
училище, а потом — в консерватории Екатерина Громова занималась у талантливого
педагога О.П. Павлищевой, которая имела свою собственную школу пения.
С 1983 по 2008 Громова преподавала постановку голоса на дирижерско-хоровом отделении консерватории. Она была мастером своего дела. В ее класс стремились попасть очень многие:
художественный результат был всегда прекрасным. И воспитательное влияниеГромовой на учеников имело очень важное значение. Никого она неоставила равнодушным, и о ней отзываются с нежностью и
восхищением. Также Екатерина Николаевна много работала как концертмейстер-иллюстратор для студентов-пианистов
и для хора консерватории, часто выступала в ансамбле с легендарной пианисткойСофьей Борисовной Вакман.
Екатерина Громова — обладательница уникального голоса, Лирико-колоратурного сопрано
необъятного диапазона. С равным совершенством воссоздавала она образы Джильды, Иоланты и... Кармен! Безупречная техника и артистизм неизменно сочетались в ее исполнении с особенной вдохновенностью и естественностью. Слушателей покоряло виртуозное филирование, тонкая нюансировка и, конечно, глубина драматического переживания. Уникальность была
и в том, что певица, чувствуя стилевую природу каждого произведения, органично
вживалась в музыку самых разных эпох ижанров.
Ееголос мог мгновенно поменять
окраску, плотность, передать любой штрихи
оттенок, требуемые музыкальными поэтическим текстом. Н.А. Тамбовская в своей статье «Восхищение» называет Громовуизумительной камерной певицей.Впервые
она услышала Громову, когда та исполняла «Пять стихотворений А. Ахматовой» на концерте, посвященном Прокофьеву: «Ошеломилоневероятное сочетание филигранной вокальной техники, артистизма и какой-то свыше дарованной
свободы и благородства. А за всем этим угадывалась чрезвычайно притягательная, наделенная необыкновенной
духовной мощью личность» («Музыкальные кадры», № 6, 1992). В другом издании
читаем: «Примижизнь чуть иной оборот, мир знал
бы о существовании русской ДжоанСазерленд
или Элизабет Шварцкопф, наделенной к тому же шаляпинской щедростью и
светоносностью Эммы Киркби» («Мариинскийтеатр»,
№ 9 – 10, 1999). Репертуар Громовой обширен — романсыЧайковского, Рахманинова, песни Шуберта, французские миниатюры,обработки народных песен. Партии в операх. Известно, что Екатерина
Николаевна исполняла главную партию в «Травиате» Верди. На памяти И.С. Федосеева — ее триумфы в кантатно-ораториальных жанрах. Это соло огромного диапазона в Christe Eleisonиз Мессы cmoll Моцарта,
Benedictus и Agnus Dei из G-dur’ной мессыШуберта, участие в 1972 году в премьере «Свадебки» Стравинского.Дирижер В.И. Нестеров вспоминает, как блестяще Громова пелав кантате «Победная песнь Мириам» Шуберта, как над мощным и немного
агрессивным звучанием хора легко и свободно парил еесильный голос. Певица также участвовала в исполнении ораторииОнеггера «Жанна д’Арк на костре» (70-е годы, концертный зал «Октябрьский»). Там она была в роли Святой
девы, которая покровительствовала героине, одновременно являясь ее духом.
Огромный вклад Громова внесла в исполнение произведений ленинградских композиторов. Она очень много этим занималась, и многие премьеры прошли с ее участием. Екатерина Громова была совершенно бескорыстным человеком и пела всегда и везде, где ее хотели слышать. Она по-настоящему
любила музыку и не упускала никакой возможности своим голосом приобщиться к «мировой гармонии». Без устали репетировала она часами, оттачивая свое мастерство. Ее требовательность к себе и стремление к совершенству
поражают. Певица также обладала редкой культурой музыканта, обширной эрудицией и прекрасным добрым характером. Таким же бескорыстным и преданным музыке был и ее муж, Анатолий Манухов. Они часто выступали вместе.
Хотелось бы, чтобы талантливых людей, как Екатерина Громова, не
забывали, и цель этой статьи — напомнить об уникальном человеке, удивительной певице...
Автор пишет в прошедшем времени, видимо, потому, что Екатерина Николаевна давно отошла от деятельности из-за болезни. Но все, что о ней можно сказать, требует времени настоящего - Г.Т.
Фотографию на главной странице предоставила Gella2
Спасибо за запись. Есть ещё одна Громова, Вивея Громова. Тоже преподавала - преподаёт?-, но в Москве в Гнесинском училище. Тоже лирико-колоратурное сопрано. Тоже очень хорошая певица.
Я слышала ее и на концертах, и на репетициях. Она все делала гениально и непредсказуемо. Исполняла цикл Татьяны Ворониной на стихи Бернса, и Татьяна Александровна чуть ли не сетовала, что на репетиции договоришься об одном, а на концерте певица делает все наоборот. Поскольку Татьяна Александровна ей аккомпанировала, можно понять, что она испытывала, когда ей приходилось на ходу все менять. Но импровизация была гениальной, сетования - веселыми.
А в этих записях Екатерине Николаевне (честно, честно!) 67 лет.
Если я не придумываю - кто-то рассказывал, что ее приглашали в Ла-Скала, но она отказалась. Причину не помню.
Спасибо огромное, Галина! Услышать пятый-десятый диск известнейшего исполнителя - радость, но ни с чем не сравнимо счастье открытия нового имени. Чудесный, светлый, чистый голос.
Послушал! Совершенно замечательно! Конечно обидно, что карьера у Екатерины Николаевны не сложилась, как у Шварцкопф, но, может быть, не так плохо уже и то, что ей удалось достичь такого понимания музыки для себя и передавать его тем, с кем она работает и общается. Такие люди внушают надежду.
Да. Надежду и благодарность - за то, что и нам перепало от этого таланта, за то, что "удивительное - рядом", а не где-то там. И еще уверенность в основе и в корнях музыкальной культуры. Есть заметные вершины творческих проявлений, о них знают и много говорят. И есть такие вот, невидимые, но конгениальные видимым. Значит, культура имеет мощную опору. Таким, не видимым на поверхности, был и Хоршовский, и многие другие. И я хорошо знаю, что гениальных музыкантов, о которых не знают, множество. Мне настолько повезло с друзьями и учителями, что для меня слово "гениально" - просто рабочий термин, свидетельствующий о присутствии Духа, о даре: или это есть, или его нет.
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
Аудио/видеозаписи и литература предоставляются исключительно для ознакомления. После ознакомления они должны быть удалены, иначе, вероятно, Вами будет нарушен закон "об авторском праве и смежных правах".