The Hidden Face, for countertenor, oboe, 8 violins & 8 violas (1996)
Michael Chance - countertenor
Nicholas Daniel - oboe
Apokatástasis, for countertenor, 6 viols & Tibetan bowls (1999)
Michael Chance - countertenor Elizabeth Wilcock -Tibetan bowls (поющие чаши)
Nipson, for countertenor & 5 viols (1998) Michael Chance - countertenor
Сокровенное лицо это молитва для контертенора соло, гобоя и группы приглушенных скрипок и альтов. Я пытался оставаться в целостных границах традиции, вне персонального или индивидульного, словно иконография, что само по себе явилось трудной задачей для композитора конца 20 века. Это музыка, в которой нет ничего интересного в ключе всей западной музыки начиная с раннего Средневековья. Чтобы музыка была интересна в современном западном смысле, она должна быть не только создана, но более того, быть создана бесстыдным тираном под названием эго.
Молитва, как она совершается на православном Востоке должна идти из самого сердца. Разум должен уйти в сердце. Мы молимся втайне, втайне даже от самих себя, так как только Божественное Присутствие знает, что в наших сердцах, и это предполагает музыку такого рода смирения, вложенного в глубину внутренней тишины и сспокойствия, в которой нет места идее.
Рай был сотворен из покоя, поэтому Адам мог слышать Божественный Глас. Это почти невозможно в современном мире. Мы должны отбросить все приобретенное, интеллектуальное, изощренный мусор, мнимое знание Бога, которое современный человек губительно накапливает и услышать свое сердце, которое должно настолько смягчиться, чтобы наше лицо больше не было сокрыто от нас.
Но мы еще находимся в самом начале, поэтому по прежнему стоит заглавие Сокровенное лицо.
Джон Тавенер
Примечание: понятие The Hidden Face предстает перед нами в двух значениях. В светском смысле-это сокрытое в живописной композиции или творениях природы изображение лица, которое либо сразу отгадывается (как в в знаменитых картинах Джузеппе Арчимбольдо, изображающих портреты из фруктов и овощей)
либо не столь очевидны и требуют внимательного вгляда (как с студноуловимыми изображениями лиц в силуэтах пещерных образований, скал, облаков и др.) Природные "лица" даже ближе замыслу произведения Тавенера, поскольку именно чистота сердечных помыслов и открывает это внутреннее, сокровенное лицо, подобно тому, как зоркий глаз может разглядеть человеческое лицо в случайных образах природы.
Второе значение богословское, духовное. Hidden Face-это ипостась, сокровенная сущность человека, имеющая самостоятельное бытие. В Христианском богословии термин использовался для ясного отделения от понятия персона (личина, маска), дабы не содействовать еретическому измышлению о том, что Отец, Сын и Святой Дух это всего лишь лица или маски единого Божества, в то время как термин ипостась наделял какждое лицо Святой Троицы самостоятельным существованием при стремлении к единству друг в друге. То есть и человек через молитву и молчание ума обнаруживает в себе божественную сущность, выходящую за рамки его вполне ограниченной личности, противостовляя истинность своей божественной сути той увядающей маске не только бренной, изменчивой внешности, но и своих человеческих мудрствований, скрывающих в человеке образ божественного.
Апокатастасис (др.-греч. aποκατάστασις — восстановление) — богословское понятие, использующееся в значении «восстановления» и в значении «восстановления всего», когда с ним отождествляется учение о всеобщем спасении. В музыкальном плане это одно из самых экстатических произведений, созданных когда-либо
Нипсон-это изображение славы и покаяния. Идея внутренней тишины пронизывает сочинение, так как автор размышляет над своими грехами, произвольными или непроизвольными, явленными или скрытыми, моля: "Помилуй нас, Боже, помилуй нас"
http://narod.ru/disk/2875800001/Tavener%20Fretwork.rar.html
|