Луи Жозеф Фердинан Герольд (1791-1833) известен, главным образом, как автор опер. Из них широкую известность приобрела романтическая опера "Цампа" (или "Мраморная невеста"), поставленная впервые в Париже в 1831 году. Выдающийся русский музыкальный критик А.Н. Серов, отмечая мелодраматичность сюжета оперы (главный герой оперы Цампа - корсар, которого постигает возмездие за измену невесте), находил в музыке Фердинана Герольда "изобилие мелодических мыслей, увлекательно-прекрасных".
В своих операх Даниэль Франсуа Обер (1782-1871) соединял сложную технику, стройность формы, характерные выразительные мелодии, острую пикантную ритмику, в оркестровке проявлял много вкуса, а глубокое понимание сценических условий позволяло ему прекрасно сочетать музыку со сценическим действием. Многие его увертюры обрели самостоятельную концертную жизнь
Композитор Шарль Луи Амбруаз Тома (1811-1896) написал более тридцати опер и балетов.
Он был последователем творца французской лирической оперы Шарля Гуно. В его произведениях П.И. Чайковский отмечал "превосходную, колоритную, поистине художественную инструментовку", считая Тома мастером, "в полной мере овладевшим технической стороной своего дела". Из двадцати опер Тома наиболее жизнеспособными оказались "Миньон" (1866) по роману И.В. Гете. Опера "Раймон" была сочинена в 1851 году. Мелодичную, изящную увертюру к ней часто включают в свой репертуар симфонические оркестры.
Шарль Гуно в опере "Фауст" создал колоритную хореографическую картину "Вальпургиева ночь", которая обрела самостоятельную жизнь. Она была написана для постановки парижской "Гранд Опера": традиция французской "большой оперы" требовала непременного введения в спектакль масштабного танцевального эпизода. По сюжету оперы танцевальный эпизод "Вальпургиева ночь" происходит во владениях Мефистофеля, когда он стремится отвлечь мысли Фауста от Маргариты и предлагает насладиться всеми благами мира. Начинаются танцы, один прекраснее другого...
Богемский танец из оперы Жоржа Бизе "Кармен" - одна из лучших мелодий, позднее она появляется и в арии Хозе с цветком.
Опера Камиля Сен-Санса "Самсон и Далила" представляет собой не драматически-конфликтное действие, а скорее ряд красочных картин, где удача более сопутствовала композитору в изображении изнеженности филистимлян и обольщений Далилы, нежели суровости иудеев и героики Самсона. Именно образ коварной соблазнительницы и ее окружения стал центральным в опере. В музыке нашли отражение своеобразно преломленные ориентализмы (хроматика, лады дорийский, фригийский и т. п.). В сцене знаменитой Вакханалии филистимляне, а с ними и коварная Далила, любовь к которой погубила Самсона, радостно празднуют свою победу над иудеями
В своей грандиозной оперной дилогии "Троянцы" Гектор Берлиоз подобно своему другу-сопернику Вагнеру обратился к эпосу. Гениальный мастер оркестра, Берлиоз здесь исключительно изобретателен в инструментовке. Симфоническая сцена царской охоты в африканском лесу - один из впечатляющих моментов оперы
Луи Фердинан Герольд (1791-1833)
Увертюра к опере "Цампа, или Мраморная невеста" (7:29)
Даниэль Франсуа Обер (1728-1871)
Увертюра из оперы "Алмазы короны" (7:14)
Шарль Гуно (1818-1893)
Балетная музыка из оперы "Фауст"
I. Вальс (2:24)
II. Адажио (4:33)
III. Танец нубийцев (1:41)
IV. Танец Клеопатры (1:28)
V. Танец троянских девушек (1:49)
VI. Танец Елены
VII. Вакханалия
VIII. Вальс из 2го акта
Камиль Сен-Санс (1835-1921)
Вакханалия из оперы "Самсон и Далила" (7:38)
Жорж Бизе (1838-1869)
Богемский танец из оперы "Кармен" (4:36)
Гектор Берлиоз (1803-1869)
Королевская охота и Буря из оперы "Троянцы" (8:50)
Жюль Массне (1842-1912)
Увертюра "Федра" (9:08)
Амбрауз Тома (1811-1896)
Гавот из оперы "Миньон" (2:01)
Детройтский симфонический оркестр
Поль Паре, дирижёр
1960, 1962 / 1991
Праздник по-французски № 2: Забытые шедевры
Следующий диск (точнее два) полон неожиданностей и приятных сюрпризов
Исп. Альбер Луи Вольф (1884-1970) - классический французский дирижёр, оркестр Парижской консерватории и Opera-Comique
Композитор Гюстав Шарпантье (1860-1956) известен прежде всего своей оперой "Луиза". Окончив Парижскую консерваторию, где он занимался у Жюля Массне и получив Римскую премию за кантату "Дидона" он отправился в Рим, на виллу Медичи где и написал симфоническую сюиту "Итальянские впечатления" (1890), хорошо принятую слушателями. Это мелодичная, пейзажно-красочная музыка с отголосками Гуно и Массне, интонаций итальянских и французских народных песен. Уже слышны робкие предзнаменования импрессионизма. Использовал композитор и новейшие приёмы оркестровки . Впоследствии на музыку Впечатлений был поставлен балет.
Жюль Эмиль Фредерик Массне - один из известных французских композиторов XIX века.
Лирические оперы Массне "Манон" (1884), "Вертер" (1892), "Дон Кихот" (1910) прочно вошли в театральный репертуар. Увертюра к трагедии Ж. Расина "Федра" была создана Массне в 1873 году.
Легко и быстро работая, Жюль Массне создавал мелодичные, искусно построенные произведения, рассчитанные на вкусы современного композитору слушателя. Среди сочинений Массне представляют также интерес колоритные симфонические сюиты, которые он называл "сценами". Особенно известны 4я сюита - Живописные сцены и 7я - Эльзасские сцены
Успех Эдуарду Лало принесли его симфонические произведения - среди которых и Норвежская рапсодия. Даже увертюра к лирической опере Лало "Король города Ис" впервые прозвучала в 1876 году - за много лет до представления."Музыка Лало необычайно тонка в своей сущности", - пишет Ж. Тьерсо. - "Это чеканная работа, но сделанная с артистической легкостью, без видимого напряжения, как-то естественно, точно делалась она сама собой. Мелодии, обычно короткие, - изящны и свежи. Ритмы - четко оформлены, инструментовка блещет звучностью и радостью".
Сезар Франк был очень религиозен. И не случайно в центре сюжета его фантастической симфонической поэмы "Проклятый охотник" (1882) по поэме немецкого поэта Готтфрида Августа Бюргера - образ беспечного аристократа, который дерзнул отправиться на охоту в нарушение религиозных ограничений. По мере того как он углубляется в лес, демонические силы поглощают его. Всё это естественно завершается сатанинской оргией с очень живописными танцами. На музыку "Охотника", как и поэмы-симфонии "Искупление" во Франции 20 го века были поставлены балеты
CD1
Гюстав Шарпантье (1860-1956)
Итальянские впечатления (1890)
I. Серенада (8:55)
II. Фонтан (3:55)
III. Мулы (5:23)
IV. В горах (6:47)
V. Наполи (13:55)
Жюль Массне (1824-1912)
Живописные сцены (1874)
1. Марш (3:17)
2. Балет (2:34)
3. Ангел (4:58)
4. Чешский праздник (5:13)
Эльзасские сцены (1881)
1. Воскресное утро (6:46)
2. Кабаре (5:02)
3. Под липами (5:05)
4. Воскресный вечер (5:49)
CD2
Сезар Франк (1822-1890)
Проклятый охотник, симфоническая поэма (1882) (15:10)
Симфоническая интерлюдия из поэмы-симфонии "Искупление" (1874) (11:52)
Эдуардо Лало (1823-1892)
Норвежская рапсодия (1879) (10:57)
Скерцо (5:08)
Увертюра "Король города Ис" (1888) (11:53)
Жюль Массне (1824-1912)
Увертюра "Федра" (1873) (9:02)
Вступление и Рождественская ночь из оперы "Вертер" (1892) (9:05)
Оркестр Парижской консерватории и Opera-Comique
Дирижер Альбер Вольф
1951, 1956, 1957, 1975
2010
Праздник по-французски № 3: Лихо и парадно
И ещё один "Праздник по французски". На этот раз с Шарлем Дютуа - выдающимся интерпретатором французской музыки. Бойкие оркестровые миниатюры с "танцами маршами, играми и парадами" звучат вкусно и празднично.
В 1882 Эммануэль Шабрие совершил путешествие в Испанию, после которого на следующий год появляется оркестровая рапсодия , ставшая наиболее известным произведением композитора. Музыка "Испании" легка, оптимистична, ярка, мелодична и отличается богатством гармонии, ритма и оркестровки.
Скерцо "Ученик Чародея" Поля Дюка - пожалуй, самое популярное и известное даже неакадемической публике произведение Дюка. Согласно справочникам, написано оно по мотивам одноименной Гётевской баллады "Der Zauberlehrling", известной у нас в переводе Бориса Пастернака: "Старый знахарь отлучился! Радуясь его уходу, Испытать я власть решился. Над послушною природой".. итд.
Гимнопедии (буквально - танец нагих мальчиков) являлись гимнастическим праздником, который с 670 г. до н.э. ежегодно проводился в Спарте; позднее они были посвящены памяти спартанцев, павших при Фирее (544 г. до н.э.), и сопровождались танцами и телесными упражнениями этих самых нагих мальчиков. Характерно, что праздник этот, служивший прославлению юношеской красоты и длившийся от шести до десяти дней, настолько высоко почитался спартанцами, что даже самые тревожные события не могли отвлечь их от него. Что хотел изобразить в своей музыке мастер чудачеств Эрик Сати лучше не знать:), но звучит красиво
В 1871 году Жорж Бизе написал сюиту для фортепиано в четыре руки "Детские игры” - ряд изящных и живых сценок из детской и кукольной жизни. Пять пьес из этой сюиты были оркестрованы композитором и составили "Маленькую сюиту”.
Жак Ибер (1890–1962) – видный французский композитор первой половины ХХ века. По-французски элегантную, мастерски отточенную музыку Ибера отличают ясность и стройность формы, гибкая и прихотливая ритмика, изящная, подчас орнаментированная мелодика, красочная инструментальная палитра. Ему удается сочетать в своем творчестве импрессионистские и неоклассицистские веяния, влияния Дебюсси и Стравинского, композиторов Шестерки. Ибер склонен к музыкальной буффонаде, к остроумной, на грани эксцентричности шутке; его излюбленные жанры – сюита и дивертисмент.
http://s55.radikal.ru/i150/1012/a8/f3aa714c37d5.jpg
Эммануэль Шабрие (1841-1894)
Радостный марш (1888) (3:54)
Поль Дюка (1865-1935)
Симфоническое скерцо "Ученик чародея" (1897) (11:36)
Эммануэль Шабрие (1841-1894)
Испания (1883) (6:23)
Эрик Сати (1866-1925)
Две Гимнопедии (1888)
I. Гимнопедия № 1 (2:52)
II. Гимнопедия № 2 (3:33)
Камиль Сен-Санс (1835-1921)
Вакханалия из оперы "Самсон и Далила" (1877) (7:09)
Жорж Бизе (1838-1875)
Детские игры, маленькая сюита (1871)
I. Марш (Труба и барабан) (2:13)
II. Колыбельная (Кукле) (2:34)
III. Экспромт (Волчок) (1:02)
IV. Дуэт (Маленький муж и маленькая жена) (3:33)
V. Галоп (Бал) (1:53)
Амбруаз Тома (1822-2896)
Увертюра к опере "Раймон, или Секрет королевы" (1851) (8:10)
Жак Ибер (1890-1962)
Дивертисмент для оркестра (1930)
I. Вступление (1:06)
II. Кортеж (4:55)
III. Ноктюрн (2:35)
IV. Вальс (3:02)
V. Парад (1:44)
VI. Финал (1:49)
Монреальский симфонический оркестр
Шарль Дютуа, дирижёр
1990