Борис Тищенко - "Симфония № 7" Дирижёр - Дмитрий Яблонский
00:09
В панораме современного искусства произведения Бориса Ивановича (р. 1939) Тищенко занимают уникальное положение. Серьезнейшее испытание, какое суждено было пройти музыке ХХ века — стремление к радикальному новаторству, приводившее нередко к почти полной потере индивидуальности стиля, — композитор преодолел, выйдя из него во всеоружии техники, но сохранив моментальную узнаваемость своей музыки. Борис Тищенко — ученик выдающихся композиторов Г. Уствольской, В. Салманова, В. Волошинова, О. Евлахова. Огромную роль в развитии творческой личности композитора сыграло общение с Д. Шостаковичем, у которого Тищенко учился в аспирантуре Петербургской консерватории. Музыка композитора рано получила признание. В 1963 году по просьбе М. Ростроповича написан Первый виолончельный концерт (I премия на международном композиторском конкурсе «Пражская весна, 1966»). С 1965 года Тищенко преподает в Ленинградской консерватории, с 1974 — ведет класс композиции. Ныне Борис Тищенко — профессор, народный артист России. Среди его учеников немало известных композиторов. Борис Тищенко пишет фактически во всех существующих жанрах — от напева без сопровождения до суперсимфонии. Важные сферы творчества образуют балеты, концерты для солирующих инструментов с оркестром, камерные вокальные и инструментальные произведения (в частности, фортепианные сонаты). Седьмая симфония создана композитором в 1994 году. Она посвящена дирижеру Эдуарду Серову, под руководством которого она была впервые исполнена 22 февраля 1997 года в г. Волжский, и на следующий день в Волгограде. Петербургская премьера симфонии состоялась 2 марта 1997 года в Большом зале филармонии. Пять частей сочинения носят жанровые названия (Соната, Фокстрот, Вариации, Вальс, Рондо), но симфоническое развитие выводит их образность далеко за рамки чистых жанров. Издание адресовано дирижерам, музыковедам, а также широкому кругу любителей музыки.
Борис Тищенко - "Симфония № 7"
Содержание: I. Соната II. Фокстрот III. Вариации IV. Вальс V. Рондо
Тищенко – один из немногих композиторов, чьё творчество представляет собой не просто сумму опусов, но некое единое пространство, "эмоциональное поле", именуемое "музыкой Тищенко". Не знаю, что сильнее привлекает к премьерам композитора: желание услышать новое или расслышать в этом новом знакомое и родное, оттенок встреч со старым другом после долгой разлуки. Премьера пост-советской Седьмой симфонии (1994) была особенно интригующей, потому что в предыдущей, Шестой (1988), композитор удивил и озадачил нас внешней непохожестью музыки на привычную "симфонию Тищенко".
Первая часть - Соната. Короткий ироничный мотив засурдиненной трубы. Те самые несколько нот, по которым узнаётся музыка Тищенко (и Шостаковича, конечно, вспоминается его 9я). Характерна для композитора и дальнейшая игра с этим мотивом. Может быть, чуть меньше постепенного "раскачивания", больше собранности, стремительности, чем в иных первых частях Тищенко. И чуть больше блеска, отточенности. Иногда возникает впечатление, что композитор стилизует самого себя. Но стилизует блестяще. Слушается на одном дыхании, с неослабевающим интересом. В конце слух констатирует почти точную репризу и ясный заключительный каданс – точку в конце части. В музыке Тищенко эти обычнейшие приёмы воспринимаются странно и неожиданно.
Вторая часть – Фокстрот – вполне типичный для Тищенко гротеск, с банальным мотивом из "Вот, компания какая". Обычно такая музыка возникает у композитора как результат длительного и болезненно напряжённого развития. Но здесь вторая часть психологически не вытекает из первой. Две части - две "вещи в себе" – два разных взгляда на мир.
В третьей части – медленных, текучих Вариациях – музыка устремляется "вглубь себя"… Ловлю себя на том, что хочется продолжить описание в духе программки – аннотации к какой-нибудь классической симфонии – Бетховена или Чайковского. Да, странность ощущения возникает именно от этой классической симфонической концепции…
Четвёртая часть – Вальс – звучит неожиданно. Незаметно навязанные традиционные "правила игры" требуют здесь или "собирающего" динамичного "классического" финала, или… взрыва, отрицания всего сказанного. Происходит – третье. Прорыв в иной, как бы "нематериальный" мир. Это не романтическое скерцо, не ностальгический вальс, чего можно было бы ожидать от части с таким названием. Вальс теней?
Пятая часть – Рондо – поначалу возвращает в знакомую стихию финалов "старого доброго Тищенко". Простенькая, нарочито "инфантильная" темка окрашена добрым гайдновским юмором. Чрезвычайно характерна для жизнерадостных страниц Тищенко и вторая тема – угловатый сплав мощи и добродушия. Но постепенно рефрен выявляет и другой свой потенциал – агрессивный, жёсткий, даже жестокий. Зарождается музыкальный конфликт, типичный для средних частей Тищенко. Вот после этой части мог бы звучать Фокстрот. Но нарастающая недобрая волна стремительно врезается в тишину. Симфония закончилась (или оборвалась?) Осталось лихорадочное возбуждение, глубокий след значительного духовного события. Выводы – потом.
Симфония Тищенко оставляют за собой "послезвучие", побуждает к осмыслению, анализу – не специальному анализу с партитурой, а скорее, к анализу собственных ощущений.
Может имя и не на слуху, но в учебниках по Истории отечественной музыке второй половины XXго века глава ему посвящена Вот тут можно почитать http://www.people.nnov.ru/syrov/Rus/Tischenko.htm
Только сегодня собрался для внимательного прослушивания этой симфонии. Слух прикован полностью к первым двум частям. музыка столь насыщена и глубока, что некогда подумать - нравится-не нравится. Скорее всёже- нравится. Спасибо.
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
Аудио/видеозаписи и литература предоставляются исключительно для ознакомления. После ознакомления они должны быть удалены, иначе, вероятно, Вами будет нарушен закон "об авторском праве и смежных правах".