Предлагаю всем послушать струнные квартеты известных композиторов в оркестровой версии. В программе: 11й, 14й и 16й квартеты Людвига ван Бетховена (оркестровка Малера, Митропулоса и Бернстайна), квартет ми минор Джузеппе Верди в орк. Тосканини и "Смерть и Девушка" Шуберта. Исполняют Венский филармонический оркестр, Андре Превин, Леонард Бернстайн, оркестр "Солисты Москвы" и Юрий Башмет
Четырнадцатый квартет Людвига ван Бетховена (1826) - одно из самых масштабных камерных сочинений композитора. Число частей в нём доходит до 7, причем они свободно переходят одна в другую.
I часть - медленная философская фуга, о ней можно говорить как о предвестнике вагнеровского "Парсифаля". В сонатном аллегро II части нет контрастных тем - она целиком насыщена светлой радостью жизни на лоне природы. Небольшой речитатив (III) приводит к идиллической лирике IV части, воплощенной в форме разнохарактерных вариаций: здесь есть и фугато, и хорал, и ноктюрн. Праздничная V часть - скерцо с энергичным ритмом и резкими динамическими контрастами - и особенно бурный драматический финал, следующий за кратким интермеццо VI части, - заставляют вспомнить героический стиль Бетховена.
Молодой Леонард Бернстайн будучи ещё студентом Гарвардского университета услышал оркестровую версию 14го квартета на концерте Митропулоса с Бостонским симфоническим оркестром в 1936 году, был потрясён и позднее уже в 80х сам исполнил его вместе со своей оркестровкой последнего бетховенского 16го квартета
Струнный квартет ми минор Джузеппе Верди написан весной 1873 года - это единственное сочинение в жанре камерной музыки в каталоге композитора. Верди прокомментировал работу так: "Я написал этот квартет в моё свободное время в Неаполе, ожидая постановки "Аиды", которая была отложена из-за болезни сопрано Терезы Штольц. Я сочинил его за несколько вечеров в моем доме в присутствии 7-8 обычных моих гостей. Не знаю, хороший это квартет или плохой, но я знаю, что это квартет!" Премьера квартета состоялась через два дня после первого исполнения "Аиды" в ходе неофициального концерта, данного Верди в своём отеле 1 апреля 1873 года. Несмотря на скромное место, которое инструментальная музыка занимает в творчестве Верди, его струнный квартет ценится среди великих классических камерных произведений 19 века. Он также существует в версии для струнного оркестра, которую оркестровал Артуро Тосканини.
Бетховен, Верди - Квартеты. оркестровка Митропулоса и Тосканини
String Quartet No.14 in C sharp minor, Op.131 - Version for String Orchestra by Dimitri Mitropoulos I. Adagio, ma non troppo e molto espressivo (8:53) II. Allegro molto vivace - attacca (3:18) III. Allegro moderato - attacca (0:52) IV. Andante, ma non troppo e molto cantabile (14:43) V. Presto - Molto poco adagio-attacca (6:03) VI. Adagio quasi un poco andante-attacca (2:45) VII. Allegro (6:53)
Giuseppe Verdi (1813-1901)
String Quartet in E minor - Version for String Orchestra by Arturo Toscanini I. Allegro (7:49) II. Andantino (6:55) III. Prestissimo (3:02) IV. Scherzo. Fuga (4:37)
Одинадцатый квартет (1810) сам Бетховен именовал "Серьезным". Его глубокое идейное содержание, героические образы заставляют вспомнить написанные в той же тональности увертюру «Эгмонт» и сонату «Аппассионата». Мятежный вопль, протест, звучащий в долгом стенании первой скрипки, придает Allegro мрачный колорит, оттенок трагической печали. Бетховен словно стремится поведать нам о своём смятении и горе, что стонет в этой музыке, о волнении, выраженном в Allegretto, о тревоге истерзанной души, пытающейся освободиться от физических и нравственных страданий. Ремарка assai vivace ma serioso раскрывает смысл Allegro третьей части. Хорал придает торжественность этому трепетно-скорбному настроению. Без всякой надуманности здесь возникают новые формы, рожденные той искренностью, с которой Бетховен выражает оттенки сложного чувства. В дальнейшем к ним обратятся и сделают их более обостренными Шуман и Вагнер в "Тристане"
Последний, Шестнадцатый квартет Бетховена был начат летом 1826 года и закончен в конце сентября. Бетховен сочинял его очень быстро; всего лишь за несколько дней до кончины, 18 марта 1827 года, он посвятил Квартет Иоганну Вольфмайеру. В этом квартете в волнующей форме, словно подведен лаконичный итог всему вдохновенному искусству Бетховена. Вот легкое Allegretto, в котором столько фантазии, неожиданных находок и грации, где вновь оживают уже такие далекие воспоминания о Гайдне. Никаких следов ослабления творческой изобретательности; в пятидесяти первых тактах - шесть различных мелодий. В Vivace, сквозь игру приглушенных звучностей, под покровом свободного и уверенного мелодического рисунка, просвечивают смелые находки, которые возмутили иных критиков или робких слушателей; однако их подхватят Шуман, Шопен и Вагнер. Содержание Lento композитор раскрыл сам: Süsser Ruhegesang, Friedengesang - сладостная песнь покоя, песнь мира. Финал квартета до сих пор остается загадкой. Композитор снабдил его пометкой: "С трудом найденное решение" и двумя мотивами-эпиграфами. Под первым - медленным, трагическим, вопросительного характера - подписано: "Должно ли это быть?" Второй - энергичный, утверждающий, в темпе аллегро - имеет подпись: "Это должно быть!".
Струнный квартет Франца Шуберта D-moll написан в 1824 году. Его вторая часть — вариации на тему ранней песни композитора "Смерть и девушка", отсюда название. В этом сочинении - ярком образце раннеромантического стиля, мелодичность и поэтичность соединяются с глубоким трагизмом. Широко известно оркестровое переложение этого квартета, сделанное Густавом Малером
Шуберт-Смерть и Девушка / Бетховен - Квартет № 11. орк.Малера
String Quartet d minor, D.810 "Death & the Maiden" - Version for String Orchestra by Gustav Mahler I. Allegro II. Andante con moto III. Scherzo. Allegro molto IV. Presto
Ludwig van Beethoven (1770-1827)
String Quartet No.11 in F minor, Op.95 - Version for String Orchestra by Gustav Mahler I. Allegro con brio II. Allegretto ma non troppo III. Allegro assai vivace ma serioso: Piu allegro IV. Larghetto espressivo: Allegretto agitato
String Quartet № 16 in F major, Op.135 - Version for String Orchestra by Leonard Bernstein
I. Allegretto II. Vivace III. Lento assai, cantante e tranquillo IV. 'Der schwer gefasste Entschluss'- Grave (Muss es sein) Allegro (Es muss sein)
String Quartet № 14 in C sharp minor, Op.131 - Version for String Orchestra by Dimitri Mitropoulos I. Adagio, ma non troppo e molto espressivo II. Allegro molto vivace - attacca III. Allegro moderato - attacca IV. Andante, ma non troppo e molto cantabile V. Presto - Molto poco adagio-attacca VI. Adagio quasi un poco andante-attacca VII. Allegro
Значит я правильно сделал, что не полез с расспросами в ЛС. Так гляну - живой? Живой! Очень рад, что у Вас появилось снова времечко для любимого хобби!
Мне понравилось, я вообще поздние квартеты Бетховена люблю Есть вот такой диск http://www.answers.com/topic/beethoven-the-late-string-quartets-arranged-for-string-orchestra Очень хочется - кроме 11го в малеровской оркестровке и Большой фуги с Клемперером ни одного не слышал
Вот Клемперер http://files.mail.ru/SMX6MP
Кстати, есть же квартеты в переложении для ф-но соло - ноты. никто не хочет сыграть?
11й в оркестровке Малера все слышали, наверное Вот от такого Бернстайна ещё с 14м и 16м думаю никто бы не отказался http://www.amazon.com/Beethoven-String-Quartets-131-Bernstein/dp/B000001GGN
Давайте ноты-чем чёрт не шутит... Моя любимая пьеса в этом жанре-шёнберговское переложение ф-нного квартета Брамса, в финале просто не могу сдержать гомерический хохот...очень это талантливо сделано!
Сейчас всё дам. Я решил глобально расширить пост - будут 14й и 16й с Бернстайном, 11й и "Девушка" Шуберта с Башметом (вроде не выкладывали) и ноты всех квартетов в фп транскрипции - гулять так гулять!
С утра пораньше заявился, Гляжу... а пост-то обновился! Раздался в теле! Куча ссылок! Стаканов нет и нет бутылок! Культурно значит всё прошло! Или в калории ушло!
В современном мире классической музыки, мире чистогана за что платят, то и играютЬ - хошь симфонический квартет, хошь скрипичную сонату на барабане Страдивари
Да уж,Олег,не за то мы женщин любим... Хочу выразить Вам прямо-таки нечеловеческую благодарность за двухручные нотки!!! Я без поздних квартетов Бетховена жить не могу,и теперь вот не придётся ждать каждый раз второй пары рук-а просто сам сяду и сыграю. Спасибо!
Что сыграть, вы запишите. Из любимых квартетов слышал только квартеты Дебюсси и Равеля, как звучит Арфовый квартет Бетховена не представляю, наверное здорово
Я несколько погорячился-чтобы записать квартет-надо позаниматься, адажио можно и с листа, а когда начинаются пассажи терциями, или больно резвое престо--тут уж, всё равно что сонату (его же) учить. Олег, я намекаю на известную фразу Шаляпина насчёт птичек, которые бесплатно поют... Но зато у меня теперь отпечатанный 10-й квартет, в минуту трудную я его сяду поковырять, и на душе потеплеет. Я вспомню, благодаря кому он у меня... а Вы пока собирайте на памятник!
Большое спасибо! Начал с Башмета и "Солистов Москвы". Давно хотел послушать их исполнение в записи. Дело в том, что именно с интерпретации Башмета и началось мое знакомство с квартетом Шуберта "Смерть и девушка". Оригинала (т.е. квартетного исполнения) раньше не слышал.
Я слушал это произведение в первый раз на концерте, живьем (Башмет приезжал в Самару). Невероятно впечатлился. Также впечатлила и техника дирижирования Башмета. И хотя я в этом ничего не понимаю, но, вдруг, мне на мгновение стала видна связь между его жестами и музыкой. Сейчас просматриваю дирижерские уроки проф. Ильи Мусина http://intoclassics.net/news/2011-12-13-26246 и там он говорит также об умении дирижера жестами показывать, визуализировать эмоциональную сторону музыки. И вот впервые в жизни, тогда на концерте Башмета и "Солистов" мне было не скучно смотреть на дирижера и я даже начал улавливатиь ту образную, абстрактную (для меня) связь между слышимым и видимым.
Первое впечатление - самое сильное, но от него порой бывает довольно трудно освободиться. Сейчас мне больше всего нравится версия квартета Шуберта-Малера в исполнении Хартмута Хенхена http://intoclassics.net/news/2012-03-30-27688
Знаю, что есть еще несколько вариантов исполнения этого переложения Малера и этого пока нет на "погружении". Как только заимею, непременно выложу.
Хотя, если честно более всего хочется услышать не варианты, а любимые квартеты. Например, 10й или 15й Бетховена. Сколько квартетов Шостаковича оркестровано! Неужели венгры не догадались оркестровать Бартока? Про Дебюсси и Равеля я уж и не говорю. Есть квартет Грига в оркестровке http://www.youtube.com/watch?v=9aWCUFE22sg&list=UUwZjXirl7InmOHw8yMoLy1w&index=358&feature=plpp_video
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
Аудио/видеозаписи и литература предоставляются исключительно для ознакомления. После ознакомления они должны быть удалены, иначе, вероятно, Вами будет нарушен закон "об авторском праве и смежных правах".