Погружение в классику
Погружение в классику
RSS
аудио
Меню сайта
Поиск
по заголовкам
по всему сайту
поиск от Google

Из нашего архива
Йозеф Маркс (1882-1964) - Произведения для фортепиано с оркестром. David Lively (piano), Bochum Symphony Orchestra - Steven Sloane [аудио]
Мильштейн Я. И. Константин Николаевич Игумнов (1975) [литература]
Гленн Гульд играет 24-й концерт Моцарта (mp3 320 кбит/с) [аудио]
Календарь новостей
«  Ноябрь 2010  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930

Приветствуем Вас, Гость.
Текущая дата: Понедельник, 27 Март 17, 17:38
Главная страница » 2010 » Ноябрь » 29 » С. Жуков. "Silentium"
С. Жуков. "Silentium"

«SILENTIUM», концерт для фортепиано с оркестром, 2001 г.

Фортепианный концерт является частью цикла инструментальных концертов, который Сергей Жуков посвятил живущим в Великобритании талантливым музыкантам - сестрам Бековым: скрипачке Эльвире Бековой, виолончелистке Альфие Бековой и пианистке Элеоноре Бековой. В полном виде цикл составляют тройной «Концерт-мистерия», скрипичный концерт «День Ангела», виолончельный концерт «Гефсиманская ночь» и фортепианный концерт «Silentium».

Посвящая «Silentium» Элеоноре Бековой, Сергей Жуков, как и в остальных случаях, имел в виду не только возможности солистки (а они раскрываются здесь как очень большие), но и ее психологический портрет. Так, по поводу натуры пианистки композитор заметил: «Элеонора способна пребывать в глубокой медитации и вместе с тем быть взрывной до максимума. Она - звук и тишина». Взаимоотношения звука и тишины и стали «темой» фортепианного концерта. Но у замысла «Silentium» есть и другой источник – знаменитое стихотворение Осипа Мандельштама, давшее название произведению.

SILENTIUM*

Она еще не родилась,

Она и музыка и слово,

И потому всего живого

Ненарушаемая связь.


Спокойно дышат моря груди,

Но, как безумный, светел день,

И пены бледная сирень

В черно-лазоревом сосуде.

 

Да обретут мои уста

Первоначальную немоту,

Как кристаллическую ноту,

Что от рождения чиста!

 

Останься пеной, Афродита,

И слово в музыку вернись,

И сердце сердца устыдись,

С первоосновой жизни слито!

______
* Молчание (лат.)
 

I часть концерта – развернутое вступление и зерно сочинения. Это «обживание» звуком тишины - как движение в пространстве наощупь, с замираниями и полными остановками, - с импровизационными «пробами» разных типов фактуры и высот динамической шкалы, с фиксациями состояний в амплитуде от умиротворения до взвинченности и последним возвратом в тишину, точнее - к поэтическому образу тишины (что будет в каждой последующей части). Это «вольное изложение» первой строфы мандельштамовского стихотворения:  «Она еще не родилась,/ Она и музыка, и слово…».   

II часть – «наступление» звука на тишину в энергичном токкатном движении, начинающемся исподволь в диалоге рояля и ударных. Найденный остинатный ритм прочно связывает детали все более уплотняющейся оркестровой фактуры и действует «как порох» в первом «взрыве», многократно расширяющем звуковое пространство. Вторая волна токкатного нашествия начата под удары литавр, словно «злое» скерцо, и превосходит первый накат сильнейшим крещендо. Однако на пике вырастает пантеистический гимн, согласующийся, как с программой, со второй строфой стихотворения Мандельштама: «Но, как безумный, светел день…».  

            III часть – образ тишины как синоним первозданной красоты, рождение идеала, заклинаемого поэтом: «Останься пеной, Афродита…». Эта часть, корреспондируя с началом концерта, – тоже исследование, «ощупывание» пространства, с той разницей, что пространство уже невраждебно, а потому в «инструментах» исследования нет прежних кластеров сфорцандо, например, но есть гармонические интервалы, возникающие в медленном темпе на разной высоте, и покойно длящиеся аккорды, порождающие плавные мелодические линии.      

            IV часть – финальное развитие идеи звука как разрушения и одновременно созидания, заявленной во второй части концерта, о чем в первую очередь напоминает возникновение остинатного ритма. Обилие туттийных звучаний, резких акцентов, предпочтение вихревого типа движения – все это своего рода танец Шивы, который в каждом мгновении уничтожает и вновь возрождает мир.

V часть, «Post scriptum», звучит как парафраза третьей части концерта и соответствует ей по образному содержанию. Это новое воплощение тишины. Здесь обнажается «первоисточник» концерта – стихотворение Осипа Мандельштама. Пианистка декламирует строфы, сокращенные автором до трех из четырех в оригинале, притом с переменой порядка, что является дополнительным уточнением окончательного смысла сочинения. В отличие от поэта, композитор делает последним почти молитвенное обращение - «Да обретут мои уста/ Первоначальную немоту,/ Как кристаллическую ноту,/ Что от рождения чиста».

О. Бугрова

 

I   Andante
II  Allegro
III Largo
IV Allegro molto
V   Post Scriptum


Элеонора Бекова, рояль


Симфонический оркестр
Карельской государственной филармонии
Дирижёр Мариус Стравинский

Формат APE

http://files.mail.ru/EOZGRT

Категория: аудио | Просмотров: 1783 | Добавил(а): sergzhukov
Важно: что делать, если ссылка на скачивание не работает.
Понравился материал?
Ссылка
html (для сайта, блога, ...)
BB (для форума)
Комментарии
Всего комментариев: 12
1. Андрей (dzuban)   (29 Ноябрь 10 18:42)
Спасибо, интересно ознакомиться. А остальные концерты имеются у уважаемого автора поста? Уж слушать, так триптих полностью.

3. Sergey (sergzhukov)   (30 Ноябрь 10 00:16)
Все концерты были выложены на сайте.
Если какие-то ссылки не работают, напишите мне, я перезалью.

2. Oleg (legoru)   (29 Ноябрь 10 19:06)
Очень понравилась 4я остинатная часть piano

4. Sergey (sergzhukov)   (30 Ноябрь 10 00:17)
Спасибо!

5. Андрей (dzuban)   (30 Ноябрь 10 00:48)
Уважаемый Сергей, перезалейте пж День Ангела. Заранее спасибо!

6. Sergey (sergzhukov)   (30 Ноябрь 10 21:43)
"День Ангела" перезалил.
Вот ссылка:
http://narod.ru/disk/584670001/%D0%94%D0%B5%D0%BD%D1%8C%20%D0%90%D0%BD%D0%B3%D0%B5%D0%BB%D0%B0.rar.html

7. (vlad-k)   (03 Декабрь 10 21:48)
Простите, но на мой взгляд, эти концерты - идеальный пример плохой музыки.

8. t42 (t42)   (15 Февраль 11 11:40)
простите, но эта реплика - идеальный пример плохого комментария

9. (vlad-k)   (28 Сентябрь 11 16:47)
Sluchajno zaglyanul i dobavlyau, chto eta muzika - odna sploshnaya pretencioznaya banalnost'

10. Михаил Симаков (misimka)   (04 Декабрь 11 23:13)
Очень хочу послушать ещё раз, но ссылка не работает..

11. Sergey (sergzhukov)   (05 Декабрь 11 00:27)
Концерт перезалил.
Новая ссылка:
http://files.mail.ru/EOZGRT

12. Михаил Симаков (misimka)   (05 Декабрь 11 01:32)
УРАААААААААААА)))))))

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Аудио/видеозаписи и литература предоставляются исключительно для ознакомления. После ознакомления они должны быть удалены, иначе, вероятно, Вами будет нарушен закон "об авторском праве и смежных правах".
Помощь тяжело больным детям. Подробнее.
Форма входа








ПОГРУЖЕНИЕ В КЛАССИКУ. Здесь живет бесплатная классическая музыка в mp3 и других форматах.