Предлагаю всем послушать музыку польских композиторов Людомира Ружицкого и Гжегожа Фительберга, вместе с Шимановским и Мечисловом Карловичем, входивших в группу прогрессивных музыкантов "Молодая Польша", боровшуюся против академизма, за развитие нового национально самобытного и высоко профессионального искусства. Их деятельность оказала влияние на композиторов младшего поколения - Станислава Веховича, Тадеуша Шелиговского, Яна Маклякевича, Казимира Сикорского, Болеслава Войтовича, Зыгмунта Мыцельского, Артура Малявского.
Шимановский и Карлович представлены на сайте довольно широко, остальные как-то остались в тени - не было записей, но я их нашёл! (разного правда качества, половина сделана явно с каких-то кассет и радио - благодарю неизвестного польского энтузиаста из Соулсика. Родина Вас не забудет)! Ссылки внизу, но сначала немного истории
В начале 20 го века польская музыкальная культура, переживала кризис - камерная и симфоническая музыка не поднималась выше уровня посредственности, новые музыкальные веяния, идущие из России, от Могучей кучки, из Франции - Дебюсси, Равель - едва достигали порога музыкальных учреждений и начисто игнорировались. Первым из польских композиторов откликнувшимся на зовы времени стал Мечислав Карлович, воспринявший мятежный дух Скрябина и залюбовавшийся импрессионистами, но основную творческую дань плативший всё же неоромантизму "двух Рихардов" - Вагнера и Штрауса. Путь его на симфоническую эстраду был труден из-за царящей рутины. В 1905 году уже известный к тому времени Кароль Шимановский знакомится с Гжегожем Фительбергом, талантливым польским дирижером, страстным пропагандистом новой музыки, неистовым поклонником Рихарда Штрауса. Вскоре образуется группа молодых прогрессивных музыкантов, объединившаяся под названием "Молодая Польша". В нее вошли Г.Фительберг, Людомир Ружицкий, М.Карлович и К.Шимановский. К ним тяготели Рубинштейн и еще несколько высокоодаренных артистов, составляющих исполнительский актив "Молодой Польши". "Молодая Польша" декларировала борьбу за новую польскую музыку, не теряющую своих национальных традиций, но не отстающую от достижений музыки европейской! Таков был лозунг и реальная платформа.
Группа была очень неоднородна: Фительберга поглащала дирижёрская деятельность, поэтому сочинением музыки он занимался от случая к случаю; Ружицкий больше жил в Германии, не отличался последовательностью эстетических взглядов и устремлений, но вместе, имея в центре такую сильную фигуру как Шимановский,- они составляли внушительный авангард, борющийся за музыкальный прогресс Польши. К сожалению Мечислав Карлович трагически погиб в 1909м в результате схода снежной лавины во время экскурсии в горы, и его талант так и не успел полность раскрыться Кароль Шимановский оказал огромное влияние на композиторов младшего поколения - Станислава Веховича, Тадеуша Шелиговского, Яна Маклякевича, Казимира Сикорского, Болеслава Войтовича, Зыгмунта Мыцельского, Артура Малявского. Совершенствуясь в Париже у Поля Дюка и Нади Буландже, в Берлине и Вене, эти композиторы испытали влияния Стравинского, Бартока, Прокофьева, французского неоклассицизма и новой венской школы (в меньшей степени). Против композиторов, группировавшихся вокруг Шимановского резко выступали академические круги. Вторая мировая война и 6-летняя фашистская оккупация (1939-1945) почти полностью парализовали муз. жизнь страны, большое число нот и рукописей произв. совр. композиторов погибла во время Варшавского восстания (1944). В середине 40-50-х гг. возник новый для Польши жанр - героически-монументальная симфония. Изменения в культурно-политической обстановке социалистической Польши отразились и на характере муз. искусства: многие композиторы обратились к использованию польского муз. фольклора и созданию сочинений для широкой аудитории. Широко известна "Варшавская симфония" Болеслава Войтовича (1945), "Польская Симфония" Зыгмунта Мыцельского (1951), 2-я симфония (с солистами и хором) Казимижа Сероцкого (1953), Драматическая симфония Малявского (1956)
Людомир Ружицкий (1883-1953) композицию изучал в Берлине, был учеником Э.Хумпердинка Он многое почерпнул у Рихарда Штрауса и позднего романтизма вообще, особенно в ранний период своего творчества; в последующих сочинениях Ружицкого можно обнаружить и следы влияния русской музыкальной школы и импрессионизма. Первые крупные произведения Ружицкого - симфоническое скерцо "Станчик" (по картине Я.Матейко) и "Баллада" для фортепиано с оркестром, написанные при окончании консерватории, - вызвали положительный отзыв Р.Штрауса. Наиболее значительны его программные оркестровые произв-я на национально-исторические сюжеты - симфонические поэмы "Пан Твардовский" (1906) по роману И.Крашевского (впоследствии переработана в балет - 1920), "Анхелла" (1909), "Монна Лиза Джоконда" (1910) и др, успехом пользовались опера "Эрот и Психея" (1916), Струнный квартет (1916), Рапсодия для трио (1913), написанный в последние годы скрипичный концерт (1944). Для стиля Р. характерны ярко выраженный национальный колорит, опора на музыкальный фольклор, тяга к монументальности и повышенной экспрессии, гармоническое богатство, насыщенность и яркость инструментовки
Гжегож Фительберг(1879-1953) окончил Варшавский музыкальный институт, работал оперным дирижёром в Москве и Петрограде. В ранний период творчества Фительберг завоевал известность как интересный композитор, автор эффектных симфонических поэм "Песни о соколе" по М. Горькому (1905) и фантастической картины "В морских глубинах" (1913), впоследствии больше был известен как дирижер - пропагандист современной музыки (Равеля, Русселя, Хиндемита, Мийо, Онеггера, Скрябина, Стравинского, Прокофьева, Мясковского, Шостаковича) и редактор сочинений Шимановского и Карловича (закончил его симфоническую поэму "Эпизод на маскараде"). Его музыке свойственны прекрасное чувство формы, широкое использование технических возможностей инструментов, пышность и сочность оркестровки
Станислав Вехович (1893-1963) муз. образование получил в Краковской и Петроградской (1914-16) консерваториях, затем учился в Схола канторум в Париже и в Институте Жак-Далькроза, профессор по классам композиции и хор. дирижирования Краковской консерватории. Среди учеников В. - Кшиштоф Пендерецкий. В своих сочинениях широко использовал польский муз. фольклор. В программе Симфоническое скерцо "Шмель" (1926-27) и Фольклорная сюита для струнных и двух кларнетов (1946)
Тадеуш Шелиговский (1896-1963) окончил Львовскую Консерваторию и юридический факультет Краковского университета. В 1924 году познакомился с Каролем Шимановским, встреча с которым определила его судьбу. Он едет в Париж, где учится у Поля Дюка и Нади Буланже, знакомится с новейшими тенденциями в европейской музыке и с композиторами французской столицы - Онеггером, Прокофьевым, Энеску, Мийо, Пуленком. По возвращении в Польшу полностью посвятил себя музыке, преподавал в Познанской и Варшавской консерваториях, во время войны служил органистом в костёле в Вильнюсе, в 1951-54 годах был главой Союза польских композиторов, стоял у истоков фестиваля современной музыки "Музыкальная весна" в Познани. В творчестве Шелиговского, сочетающего неофольклорные, классические и неоромантические тенденции, ощутимы влияния К.Шимановского, Бартока, музыки франц. "Шестёрки", архаизмов и польского фольклора. В программе: Сюита для оркестра "Казюки" (1928-29) - нео-фольклорная архаично-ироничная вещь (Казюки - это знаменитая ярмарка в Вильно (нынешнем Вильнюсе), которую сопровождают народные гуляния, танцы и песни. Начало ярмарки обычно приходится на воскресенье, ближайшее к Дню святого Казимира, отмечаемого 4 марта) Концерт для оркестра (1930) - остромодернисткая, вместе с тем сбалансированная работа, предвосхищающая концерты Бартока и Лютославского. Жесткие урбанистические ритмы здесь соседствуют с красивыми лирическими откровениями Концерт для фортепиано (1941) и Флейтовая соната (1953) - звучат как сочинения одного из композиторов французской "Шестёрки", интересные неоклассические работы, полные привлекательных идей, по стилю близких музыке Пуленка. Эпитафия для струнных памяти Шимановского (1937) - написанное на смерть композитора мрачноватое Адажио, завершающееся траурным маршем. Ноктюрн (1947) - красочная "ночная" пьеса, состоящая в значительной степени из чистого, сочного, атмосферного хроматизма, с интересными соло инструментов. Комедийная увертюра (1952) - весёлая незатейливая консервативная вещь в духе соцреализма. Четыре польских танца (1953) - пышно оркестрованые пьесы на народные темы
Ян Адам Маклякевич (1899-1954) учился в Варшаве в Высшей муз. школе им.Шопена, в 1922-25 - в консерватории у Р. Статковского, совершенствовался у П. Дюка в "Эколь нормаль" в Париже, преподавал теорию музыки в консерваториях, директор Гос. филармонии в Кракове, в 1947-48 - филармонич. оркестра в Варшаве. С 1947 профессор композиции в Высшей муз. школе в Варшаве. Для М. характерны тяготение к архаике, использование нац. муз. фольклора, традиций К. Шимановского, а также стилизация под восточную музыку
Артур Малявский (1904-1957) ученик Я. Хмелевского. Поляки считают его одним из крупнейших своих авангардных композиторов 1-й пол. 20 века. Для музыки Малявского характерны динамические контрасты, разнообразие ритмики, варваризмы в духе Прокофьева и Бартока, колористическая насыщенность, острые гармонии при значительной роли мелодического начала, а также использование музыкального фольклора. В программе симфонические вариации для ф-но с оркестром (1948), Увертюра (1948), балет-пантомима "Горные вершины" (с солистами и хором, 1950), Драматическая симфония (1956), Венгрия 1956 (1957), скрипичная соната, фп. трио (1953)
Казимиж Сикорский(1895-1986) учился в Варшаве, Львове и Париже, профессор теории музыки и композиции Варшавской консерватории. В 1954-1959 гг. также председатель польского Союза Композиторов. В своём творчестве продолжал традиции "Молодой Польши"
Зыгмунт Мыцельский (1907-1987) учился композиции в Кракове, совершенствовался у П. Дюка и Н. Буланже в Париже. В 1929-36 секретарь, затем вице-пред. общества молодых польских музыкантов в Париже. С 1948 жил в Варшаве. Председатель (1949-50) и вице-пред. (1950-54) Союза польских композиторов. В композиторском творчестве Мыцельский опирается на национальный муз. фольклор, использует современные приёмы письма. Наиболее известное его сочинение - 'Польская симфония" (1950-51)
Болеслав Войтович (1899-1980) композицию изучал у Р.Статковского и В.Малишевского в Варшаве, а позднее у Н.Буланже в Париже, концертировал в качестве пианиста, вёл класс фортепиано в Варшавской консерватории. В числе наиболее известных произведений Войтовича - "Варшавская симфония" (удостоена Государственной премии). Рукописи многих произведений Войтовича утеряны во время войны
Anhelli, symphonic poem for orchestra, Op. 22 (1909) (23:19) Poznan Philharmonic SO Robert Satanowski, conductor King Cofetua, symphonic poem for orchestra, Op. 24 (1910) (24:38) Polish Radio National SO Janusz Przybylski, conductor Mona Lisa Gioconda, symphonic prelude for orchestra, Op. 29 (1911) (10:03) Polish Radio National SO Wojciech Czepiel, conductor
Pan Twardowski, ballet suite, Op. 45 (1919-1920) I. Introduction (0:31) II. Marionettes (Krakowiak) (4:41) III. Waltz (5:46) IV. Csardas (3:29) V. Oberek (3:06) VI. Krakowiak II (3:43) VII. Polonaise (4:27) VIII. Mazurka (2:20) Warsaw State Opera Orchestra Robert Satanowski, conductor
Stanczyk, symphonic scherzo for orchestra, Op. 1 (1903-04) (10:47) Poznan Philharmonic SO Robert Satanowski, conductor Ballade for piano and orchestra, Op. 18 (1904) (11:52) Barbara Hesse-Bukowska, piano Polish Radio National SO Jan Krenz, conductor Rhapsody for piano trio, Op. 33 (1909-13) (12:20) Varsovia Piano Trio Piano Concerto No. 1 in g minor, Op. 43 (1917-18) (30:23) Krystyna Makowska, piano Polish Radio Orchestra, Cracow Andrzej Straszynski, conductor Italia for piano, Op. 50 (1923) (14:30) Kazimierz Gierzod, piano
In the Depths of The Sea, musical tableau for orchestra, Op.26 (1914) (22:39) Polish Radio National SO Marcin Nalecz-Niesiolowski, conductor Song of the Falcon, tone poem, Op.18 (1905) (14:28) Brandenburgisches Staatsorchester, Frankfurt Jurgen Bruns, conductor
Symphonic Scherzo 'The Hop' (Chmiel) (1926-27) (6:43) Polish Radio National SO Jan Krenz, conductor Kasia, Folk Suite for strings and 2 clarinets (1946) (14:21) Zenon Kitowski & Maciej Skorski, clarinets Polish Radio Orchestra Andrzej Straszynski, conductor
"Kaziuki" – St. Casimir's Day, suite for orchestra (1928-29) 24:29 Concerto for Orchestra (1930) 23:52 I. Allegro con brio II. Andante con moto III. Allegro vivace Epitaph on the Death of Karol Szymanowski for string orchestra (1937) 14:45 Nocturne for Orchestra (1947) Piano Concerto (1941) 22:52 I. Allegro con brio II. Andante III. Allegro risoluto Comedy Overture (1952) 5:49 Four Polish Dances (1954) 16:07 No. 1. Korowod (Procession) No. 2. Walc lubelski (Waltz from the Lublin region) No. 3. Sielanka (Bucolic Dance) No. 4. Oberek (Folk Dance) Bogdan Czapiewski, piano Poznan Philharmonic Orchestra Mariusz Smoli, cond. Polish Radio National SO Jan Krenz*, Andrzej Borejko**, cond.
Sonata for flute and Piano (1953) Marta Balinska, flute Bernard Job, piano http://files.mail.ru/4FF1GU mp3-192
Jan Adam Maklakiewicz (1899-1954)
"Grunwald" poemat symfoniczny (1939-44)
Polish National Radio Symphony Orchestra Katowice Boguslaw Madey
http://files.mail.ru/A49S5J
Cello Concerto on Gregorian Themes (1929) (27:04) Tomasz Strahl, cello Polish Radio National SO Slawek A. Wroblewski, conductor Concertino quasi una fantasia for piano, mezzo-soprano and orchestra, Op. 23 (1929) (18:07) I. Lento tranquillo II. Adagio sostenutoIII. Allegro Slawomir Wroblewski, piano Henryka Januszewska, mezzo-soprano Polish Radio National SO Tadeusz Wicherek, conductor
Overture for orchestra (1948-49) (6:24) Polish National Radio SO Jan Krenz, conductor Symphonic studies for piano and orchestra (1948) (17:47) Beata Bilinska, piano National Polish Radio Symphony Orchestra Tadeusz Wojciechowski, conductor Symphony No. 2 'Dramatic' (1956) (29:02) Artur Malawski Rzeszow PO Tomasz Chmiel, conductor The Peaks, ballet-pantomime for soprano, tenor, baritone, choir & orchestra (1944-52) (45:51) Beata Harasimowicz-Has, soprano; Ryszard Minkiewicz, tenor Marcin Bronikowski, baritone Polish Radio Choir, Cracow Polish Radio National SO Tadeusz Wojciechowski, conductor Hungaria 1956 for orchestra (1957) (25:06) Polish National Radio SO Jerzy Katlewicz, conductor Piano Trio (1953) (26:45) Krystyna Borucinska, piano Slawomir Tomasik, violin Andrzej Wrobel, cello Sonata after Feliks Janiewicz for violin and piano (1951) (15:53) Henryk Tritt, violin Barbara Halska, piano
Symphony № 2 "Symphony of Songs" for soprano, baritone, choir and orchestra (1953) (26:07) I. Arioso II. Scherzo III. Quasi Variazioni IV. Finale Bozena Betley, soprano; Feliks Galecki, baritone Choir and Orchestra of Polish Radio, Cracow Jan Krenz, conductor
ещё один поляк Роман Палестер (1907-1989) Его ранние вещи конца 30х - балет Песнь о Земле, скрипичный концерт, квартет - в духе Шимановского, дальше - авангард
Ой, ну это же праздник самый настоящий!!!Вам срочно надо поставить памятник!ОГРОМНЕЙШЕЕ Вам спасибо!!!Поляки(в том числе и я ) Вас не забудут Jeszcze raz szczerze dziękuję Pana
Oh, oczywiście!po prostu zrobiłem błąd drukarski. Wiem, że w języku polskim trzeba mówić-dziękować KOMUŚ,bo jestem Polakiem.przepraszam i dziękuję za sprostowanie
Пожалуйста! Надеюсь имена правильно написал - брал из словаря, довольно много информации можно найти, а вот музыку раньше не слышал, интересно было познакомиться
Спасибо, я прочитал. Но всё-таки в гугле композитор Зыгмунт Мычельский встречается один раз, а Мыцельский в 40 раз больше. Оставлю для удобства поиска, извинившись перед поляками за косноязычие
А их гораздо больше! Я думал только пять: Шопен и Лютославский. Кого б ещё назвать? Конечно, Шимановский, Ну... Пендерецкий там, И полонез Огинского Играет по утрам! Да вот и всё пожалуй! А Вы их где нашли? Венявского припомнил...
Их гораздо больше. Польская музыкальная культура - одна из древнейших славянских муз. культур. Наиболее ранние сведения о существовании Польской музыки содержатся в путевых записках арабских купцов, торговавших на польских землях аж в 7м веке!! Здесь можно почитать http://www.belcanto.ru/polskaya.html А период я постарался в лице заметных неизвестных нам сочинений охватить, хотя тут далеко не всё. У человека полсотни папок с неизвестными польскими композиторами - страшно представить
У него своеобразная музыка - иногда практически голый ритм Островки спокойствия зато как хороши! Больше всего понравилась Драматическая симфония (местами почти как 3я Прокофьева) и балет "Вершины" красивый
Пожалуйста! Кстати, красивый скрипичный концерт у Ружицкого, и квартет неплох Ещё из камерного струнного интересные трио, а скрипичная соната Малявского написана на темы польского классика 19го века, тоже скрипача Феликса Яневича
Только что ещё раз прослушал Варшавскую симфонию - отличная вещь, совсем не трагическая, но и не парадно-торжественная. В самом конце звучат две аллюзии с намёком на освободителей - тихие звоны и пассаж из 4го концерта Рахманинова
Уважаемый коллега legoru! Неоднократные попытки скачать три части из выложенного Вами материала не увенчались у меня успехом; загрузка останавливается в незавершенном виде с информацией "Внутренняя ошибка сервера". Эти части: Eros and Psyche, opera fantastique in 5 scenec, Op. 40 (1914-16) http://files.mail.ru/SVIH06
Jan Adam Maklakiewicz (1899-1954) http://files.mail.ru/BXPBR4
Artur Malawski (1904-1957) http://files.mail.ru/KFVVV1
Я закачивал сразу после открытия поста и у меня всё скачалось без ошибок. Но сейчас тоже столкнулся при закачке других файлов с этой проблемой. Опять майл.ру сбоит. Возможно через пару дней всё образуется. Такое уже было!
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
Аудио/видеозаписи и литература предоставляются исключительно для ознакомления. После ознакомления они должны быть удалены, иначе, вероятно, Вами будет нарушен закон "об авторском праве и смежных правах".