На погружении уже выкладывались фрагменты "Парсифаля" с Карлом Муком.Предлагаемые здесь фрагменты вагнеровской музыки являются единственными записями без преувеличения великого,но ныне почти забытого маэстро. В подборку не вошла его запись "Путешествия Зигфрида по Рейну",которая как пишут очень испорчена купюрами и качеством записи.
Прошу не пугаться годов записи.Записано достаточно хорошо и отреставрировано людьми,которые не только понимают в технике,но и любят музыку и понимают с чем работают.Всем кому интересен Вагнер если можно так сказать в "аутентичном" исполнении рекомендую эти записи как одни из эталонных."Зигфрид-идиллию" иначе как фантастической охарактеризовать невозможно.Плюс к тому единственное издание знаменитого антракта из "Лоэнгрина".
1. Вагнер - Прелюдия к опере "Нюрнбергские майстерзингеры" (08.12.1927) 2. Вагнер - Траурная музыка из 3го дейст. оперы "Сумерки богов" (10.12.1927) 3. Вагнер - Прелюдия к опере "Тристан и Изольда" (15.05.1928) 4. Вагнер - Увертюра к опере "Летучий голландец" (16.05.1928) 5. Вагнер - Увертюра к опере "Тангейзер" (17.05.1928) 6. Вагнер - Прелюдия к 3му действию оперы "Лоэнгрин" (21.11.1929) 7. Вагнер - Зигфрид-идиллия (21.11.1929)
Оркестр Берлинской государственной оперы.Дирижёр Карл Мук.
Хочется поздравить Вас с началом выкладывания материала! Спасибо, что нашли время и мы получили возможность прослушать уникальные записи, которые, кстати, на удивление оказались вполне нормального качества
Предполагаю, что именно эти немногочисленные записи, сделанные Карлом Муком, и вошли в именную пластинку знаменитой мелодиевской серии «Из сокровищницы мирового исполнительского искусства» (сейчас у меня её перед глазами нет, не помню – но то, что там был Вагнер, помню). Тогда не купил, слушаю сейчас.
Это была эпоха честных записей. Всё писалось одни дублем, сравнить это можно с любой нередактированной концертной записью. И вот здесь-то и было слышно, кто чего стоил на самом деле (и именно тем и объясним определёный уровень-допуск всевозможных обусловленных «человеческим фактором» исполнительских недочётов в таких записях). В те времена, когда не было такого массивного давления и акцентуации на техническое суперкачество (ставших реальностью в более позднюю эпоху конкурсов и расцвета звукозаписи), люди музицировали свободнее и с большим отношением, и технократическая «ловля блох» ещё не была так развита. Тем ценны эти записи.
Как известно, все симфонические фрагменты вагнеровских опер (вырванные, так сказать, из контекста) в концертном варианте имеют традиционные начала и окончания (за исключением вполне завершённых увертюр раннего периода). В этой записи мы имеем в этом смысле некоторые вольности. В увертюре к «Майстерзингерам», в самой опере переходящей непосредственно в первый акт (вступление хора и органа), для концертного окончания обычно используются три самых последних такта оперы. Здесь же окончание более произвольное, неизвестно кем дописанное. Похожие картины и в некоторых других фрагментах: в «Тристане» после вступления вместо традиционного перехода к заключительной арии умирающей Изольды используется лишь её самое окончание, в траурном марше из «Гибели богов» нет вступительного валторнового хода и т.п. – видимо, тогда ещё не устоялись концертные традиции исполнения этих фрагментов. А может быть, пришлось сделать "вивисекцию" для того, чтобы запись поместилась на 78-оборотные пластинки.
Действительно, на удивление хорошее для тех времён качество записи. Оставлю за скобками иногда возникающие исполнительские шероховатости. С удовлетворением для себя услышал отдельные голоса, которые раньше не слышал. Например, аккорды арфы в увертюре к «Майстерзингерам» (может, микрофон к ней близко стоял?), или в ней же яркие ходы у струнных в начале репризы, во многих исполнениях превращающиеся в бесформенную кашу (обычно там гремят тромбоны с главной партией). В самом начале увертюры возникло чувство некоторой торопливости, коей грешат многие дирижёры – а здесь должна быть возвышенная поступь. Всё-таки в этой увертюре в отношении темпов и формы, и не только – для меня Мравинский forever, именно в его записи я смог полюбить эту музыку, казавшуюся мне ранее тяжеловесной и неудобоваримой.
Вообще, в интерпретациях Карла Мука на первый план выходит лирическое начало, качество звука (особенно у струнных) и прозрачность, что особенно ярко проявляется в таких вещах, как «Зигфрид-идиллия». Даже в таких напористых пьесах, как увертюра к «Летучему голландцу», чувствуется некая сдержанность в эмоциях – в отличие от более богатого контрастами стиля Фуртвенглера. Антракт к 3-му акту «Лоэнгрина» меня вообще удивил своим сдержанным темпом и характером – зато хорошо прослушалась оркестровая фактура (хотя я и не сказал бы, что это была бы моя любимая интерпретация). Про Мука сохранились свидетельства, что его дирижёрский жест был довольно скупым (двигался в основном кончик дирижёрской палочки), но при этом сам он мог в работе быть очень импульсивным, нетерпеливым и доминантным (каковыми были многие большие маэстро тех времён). Но он, в отличие от многих других дирижёров, позволявших себе большие вольности в прочтениях, не самовыражался через музыку - в трактовках он был скорее консервативным и строго следующим указаниям партитуры.
В общем и целом я бы сказал – хорошее исполнение. Во многих аспектах даже образцовое.
Константин, большое спасибо за выкладку. С интересом послушал.
P.S. До 1997 площадь перед гамбургским Musikhalle носила имя Карла Мука - она была так названа ещё в 1934 году, при жизни дирижёра. Увы, Мук был одним из сторонников гитлеризма, и это послужило одной из причин переименования этой площади в 1997 году в площадь Иоганнеса Брамса - уроженца Гамбурга и к столетию со дня его смерти.
А не 3-й ли акт Парсифаля там был (на мелодийном диске)? И ещё: у Мука существуют также некоторые записи Бетховена, Берлиоза, Вагнера и Чайковского 1917-го года с Бостонским симфоническим оркестром.
В аннотации Марстон пишет,что это полный комплект его вагнеровских записей,что касается его бостонских записей,то по моему они до сего дня на дисках не изданы,да и для 1917 года боюсь качество будет более чем не очень.
У меня есть! Качество их неплохое. Посмотрите Ракоци-марш Берлиоза: http://files.mail.ru/CE1A5S О существовании этих записей Уорд Марстон мог и не знать, т.к. они вышли недавно (года полтора назад) и на специфической фирме - Boston Symphony Orchestra (BSO classics). Это издание архива Бостонского оркестра.
Спасибо! 1929 год, а играют так современно, как будто это все было записано только вчера. Мук - это ведь один из старых мастеров, как и Вейнгартнер, и его исполнение восходит, возможно, к самому Вагнеру, хотя кто сейчас сможет точно сказать, как дирижировал Вагнер. И все же, как бы не были прекрасны эти записи, я не изменил своего мнения, что величайшие вагнеристы - это прежде всего Фуртвенглер, Тосканини, Караян и Мравинский, а кроме них несомненно Клемперер, Райнер, Шолти и другие великие.
Кстати, мне было бы очень интересно узнать мнение уважаемых погруженцев об исполнении Вагнера Светлановым.
Помимо упомянутых здесь фрагментов из "Парсифаля" на Погружении есть и другие записи Карла Мука 1917 года - те самые, о которых пишет Нибелунг, и в том же альбоме "Петрушка" с Кусевицким. (http://intoclassics.net/news/2011-01-07-20739. Рекомендую! Хотя качество записи, мягко говоря (очень-очень мягко говоря), оставляет желать лучшего, ради качества исполнения их безусловно стоит послушать.
Забыл сказать спасибо Почитателю за его замечательный комментарий с анализом исполнительской манеры немецкого маэстро.
А насчет собственного вопроса о Светланове -переслушивая и осмысливая светлановские записи Вагнера я пришел к выводу, что он великий вагнерист, причем в своих интерпретациях, как мне кажется, во многом близкий Муку.
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
Аудио/видеозаписи и литература предоставляются исключительно для ознакомления. После ознакомления они должны быть удалены, иначе, вероятно, Вами будет нарушен закон "об авторском праве и смежных правах".