Название: Роланд-паладин (Орландо Паладино) Оригинальное название: Orlando Paladino Год: 2009 (запись 8 мая 2009) Жанр: Опера Композитор: Йозеф Гайдн (Joseph Haydn) Либретто: Н. Порта (Nunziano Porta), по мотивам поэмы "Неистовый Роланд" Лудовико Ариосто (Ludovico Ariosto) Режиссер-постановщик: Nigel Lowery, Amir Hosseipour Фрайбургский барочный оркестр (Freiburger Barockorchester) Дирижер: Рене Якобс (René Jacobs) Сценография, костюмы: Nigel Lowery Хореография: Amir Hosseinpour Режиссер ТВ: Andreas Morell Выпущено: Германия, Франция, EuroArts Music, Rundfunk Berlin-Brandenburg (RBB), Arte Язык: Итальянский с французскими субтитрами
Исполнители и действующие лица: Marlis Petersen - Angelica Pietro Spagnoli - Rodomonte Tom Randle - Orlando Sunhae Im - Eurilla Magnus Staveland - Medoro Victor Torres - Pasquale Alexandrina Pendatchanska - Alcina Arttu Kataja - Licone / Caronte
Долгожданный выпуск лучшей лирической работы Гайдна.
Постановка героикo-комической оперы посвящена 200-летию со дня смерти великого австрийского композитора. Блестящая, с огромной самоотдачей, работа утонченного Рене Якобса - одного из создателей аутентичного направления в исполнении музыки, безупречного специалиста по барочной музыке. Совершенно исключительная игра Фрайбургского барочного оркестра и замечательные работы немецкой певицы Марлис Петерсен и сопрано из Болгарии Александрины Пендачанска.
Постановка двух очень "веселых" режиссеров — англичанина Найджела Лаури (Nigel Lowery) и иранца Амира Хоссейнпура (Amir Hosseipour) заставляет зрителя хохотать и удивляться непредсказуемым ходам их дизайнерской мысли.
«Роланд-паладин» Йозефа Гайдна обязана своим существованием событию, которое не произошло. Великий князь Павел (будущий император России) и его жена объявили о своем прибытии в 1782 году во Дворец Эстерхази (венг. Esterházy-kastély) — барочная резиденция княжеского рода Эстерхази в городке Фертёд на западе Венгрии. Выстроена по заказу венгерского магната Миклоша Эстерхази. За пышность интерьеров дворец прозван «Венгерским Версалем». По этому случаю ожидался даже визит Иосифа II. Желая щедро приветствовать своих знаменитых гостей, князь Эстерхази заказал Гайдну сочинение оперы. Годом ранее композитор посвятил великому князю Павлу шесть струнных квартетов, которые и поныне называются «Русскими».
Но венценосная пара изменила свой маршрут. Гайдн завершил свою работу. Опера прозвучала в первый раз в декабре 1782 года и в последствии исполнялась на многих сценах Европы. В то время «Роланд-паладин» уже считалась лучшей лирической работой композитора.
О композиторе
Франц Йозеф Гайдн (нем. Franz Joseph Haydn, 31 марта 1732 — 31 мая 1809) — австрийский композитор, представитель венской классической школы, один из основоположников таких музыкальных жанров, как симфония и струнный квартет, масон. Создатель мелодии, впоследствии лёгшей в основу гимнов Германии и Австро-Венгрии.
Первоначальное музыкальное образование получил у школьного учителя и регента И. М. Франка в Хайнбурге. В 1740—49 пел в хоре собора св. Стефана в Вене, совершенствовался в игре на клавире, скрипке, органе. В 1753— 56 работал аккомпаниатором у итальянского композитора и вокального педагога Н. Порпоры, изучал основы композиции. В 1759—61 дирижёр капеллы у чешского графа Морцина в имении Лукавице (близ Пльзеня), где написал первые симфонии; в 1761—90 капельмейстер князей Эстерхази: до 1766 в Айзенштадте, затем в их резиденции (Эстерхаза), где создал большинство произведений. Годы 1791—92 и 1794—95 Гайдн провёл в Лондоне. В 1792 в Вене учеником Гайдна был Бетховен. Последние годы Гайдн жил в Вене. Почётный доктор Оксфордского университета (1791), член Шведской королевской музыкальной академии (1798), почётный гражданин Вены (1804), почётный член Музыкального общества г. Лайбах (ныне Любляна, 1804), филармонического общества в Петербурге (1808).
Сочинения Гайдна характеризуют оптимистический тонус, многогранность содержания, стройность и соразмерность пропорций. Философская глубина сочетается в них с непритязательностью бытовых и юмористических образов. Гайдн опирался на достижения австрийских, немецких, итальянских, французских, чешских мастеров. В традициях венского бытового музицирования созданы многие дивертисменты и струнные трио, которые одновременно явились основой для кристаллизации классического жанра струнного квартета у Гайдна . Творчество Гайдна отличает широта фольклорных связей. Квартеты и симфонии 50—60-х гг. ещё близки бытовым сюитным жанрам. В произведениях начала 70-х гг. заметны лирико-драматические тенденции, в чём сказались влияние Баха и творческая близость Гайдна литературному течению «Буря и натиск» (Траурная симфония, Прощальная симфония, квартеты 1771—72 и др.). Переломными для его творчества явились так называемые Русские квартеты (1781; посвященные великому князю Павлу); в них оформился классический инструментальный стиль, который достиг расцвета в «Парижских» (1785—86) и «Лондонских» (1791—95) симфониях. К концу 1790—началу 1800-х гг. относятся лучшие вокально-симфонические произведения Гайдна , среди них — оратории «Сотворение мира» (1798) и «Времена года» (1801). В Рорау (близ Вены) в 1959 открыт музей Гайдна.
Всего в творческом наследии Йозефа Гайдна 24 оперы, в том числе:
«Хромой бес» (Der krumme Teufel), 1751 г. «Истинное постоянство» «Орфей и Эвридика, или Душа философа», 1791 г. «Асмодей, или Новый хромой бес» «Аптекарь» «Ацис и Галатея», 1762 г. «Необитаемый остров» (L’lsola disabitata) «Армида», 1783 г. «Рыбачки» (Le Pescatrici), 1769 г. «Обманутая неверность» (L’Infedelta delusa) «Непредвиденная встреча» (L’Incontro improviso), 1775 г. «Лунный мир» (II Mondo della luna), 1777 г. «Истинное постоянство» (La Vera costanza), 1776 г. «Вознагражденная верность» (La Fedelta premiata) героико-комическая опера «Роланд-паладин» (Orlando Раladino, по сюжету поэмы «Неистовый Роланд» Ариосто)
Зеркало: (до 20.11.2010 23:59 мск) Удалено, исте срок хранения.
|