Всемирно известный музыкант, основатель и художественный руководитель Московского Камерного Оркестра, с которым он с триумфом объездил весь мир, Рудольф Баршай являлся практически последним "из могикан", из плеяды таких великих музыкантов, как М. Ростропович, С. Рихтер, Э. Гилельс Он учился у легендарного Борисовского, был другом Шостаковича. Как альтист играл в первом составе Квартета имена Бородина. Меломанам памятны выступления Рудольфа Баршая со Святославом Рихтером, Давидом Ойстрахом, Леонидом Коганом и Мстиславом Ростроповичем. Мировую известность музыкант снискал как создатель и дирижёр знаменитого Московского камерного оркестра. Именно в исполнении этого коллектива впервые прозвучала многие произведения наших композиторов, в том числе - Четырнадцатая симфония Шостаковича. Рудольф Баршай прославился и как автор переложений и редакций сочинений Баха, Бетховена, Малера, Прокофьева, Шостаковича для разных оркестровых составов. Созданный Баршаем оркестр стал своего рода стимулом для создания камерных коллективов высокого класса. Его своеобразная манера дирижирования характерна мягким и в тоже время четким, лаконичным, выразительным жестом. Проявляя определенную исполнительскую волю, обусловленную его собственным пониманием исполняемой музыки, он предоставляет необходимую творческую свободу участникам ансамбля. И действительно, слушая Московский камерный оркестр, воспринимаешь подлинное творчество прекрасных музыкантов, объединенных единой художественной направленностью
CD1: Bach Johann Sebastian Bach Искусство фуги, BWV 1080, оркестровка Баршая 1. Contrapunctus 1 03:02 2. Contrapunctus 2 03:04 3. Contrapunctus 3 02:37 4. Contrapunctus 4 03:33 5. Canon per augmentationem in contrariu motu 04:59 6. Contrapunctus 5 02:31 7. Contrapunctus 6 a 4, in stilo Francese 05:12 8. Contrapunctus 7 a 4, Per augmentationem et diminutionem 02:50 9. Canon alla ottava (Hypodiapason) 03:28 10. Contrapunctus 8 a 3 06:00 11. Contrapunctus 9 a 4 alla duodecima 02:46 12. Contrapunctus 11a 4 08:56 13. Contrapunctus 10 a 4 alla decima 05:10 14. Canon alla decima (Contrapunto alla terza) 05:07 15. Contrapunctus 12 a 4 (Rectus) 02:40 16. Contrapunctus 12 a 4 (Inversus) 02:42 17. Contrapunctus 13 a 4 (Rectus) 02:15 18. Contrapunctus 13 a 4 (Inversus) 02:17[
CD2: Bach, Gluck, Rameau, Lully, Marais, Purcell Johann Sebastian Bach Die Kunst der Fuge, BWV 1080, orch. Barshai (conclusion) 1. Canon alla Duodecima in contrapuntu alla quinta 02:20 2. Fuga a 3 soggetti 13:45 C.Willibald Gluck 3. Don Giovanni - Allegretto (Pizzicato) 01:00 J.Philippe Rameau Concerto No. 6 n G Minor, from 6ème Pièces de Clavecin en concerts 4. La Poule 06:57 5. Menuets 03:45 6. L'Enharmonique 06:57 7. L'Égyptienne 03:31 8. Gavotte in A 02:05 J.Baptiste Lully 9. Menuet et Arioso 02:24 10. Menuet et Arioso 02:50 Marin Marais Trois Pièces de Viole 11. La Provencale 01:39 12. La Musette 02:02 13. La Basque 02:12 Henry Purcell 14. Fantasia for viols No. 8 03:55 15. Fantasia for viols No. 12 03:47
CD3: Haydn Joseph Haydn Trumpet Concerto in E Flat 1. I. Allegro con spirito 05:55 2. II. Andante 03:59 3. III. Finale - Rondo: Allegro 05:50 Piano Concerto No. 4 in G 4. I. Allegro moderato 09:04 5. II. Adagio cantabile 08:33 6. III. Rondo: Presto 04:19 Symphony No. 100 in G 'Military' 7. I. Adagio - Allegro 08:31 8. II. Allegretto 06:17 9. III. Menuetto: Moderato - Trio 05:35 10. IV. Finale: Presto 05:33
CD 4: Mozart W.A.Mozart Symphony No. 29 in A, K 201 1. I. Allegro moderato 08:55 2. II. Andante 08:57 3. III. Menuetto - Trio 03:09 4. IV. Allegro con spirito 06:36 Divertimento No. 17 in D, K 334 5. I. Allegro 09:21 6. II. Thema (Andante) mit 6 Variationen 09:21 7. III. Menuetto - Trio 04:07 8. IV. Adagio 06:26 9. V. Allegro 06:50 10. VI. Allegro 09:16
CD 5: Mozart, Beethoven W.A.Mozart Divertimento in D, K 136 1. I. Allegro 05:56 2. II. Andante 05:08 3. III. Presto 02:47 Ludvig van Beethoven Piano Concerto No. 2 in B-Flat, Op. 19 4. I. Allegro con brio 13:11 5. II. Adagio 09:47 6. III. Rondo: Molto allegro 05:49 Symphony No. 8 in F, Op. 93 7. I. Allegro vivace e con brio 09:26 8. II. Allegretto scherzando 04:05 9. III. Tempo di menuetto - Trio 04:59 10. IV. Allegro vivace 07:08
CD6: Debussy, Poulenc, Hindemith, Martinu, Bartók, Britten Claude Debussy 1. Children's Corner - The Little Shepherd 03:20 Francis Poulenc 2. Album des Six - No. 5: Waltz 02:01 Paul Hindemith Ein Jäger aus Kurpfalz, Spielmusik für Streicher und Bläser, Op. 45 No. 3 3. I. Breit, Majestätisch 01:52 4. II. Munter 02:34 Bohuslav Martinu Divertimento 5. I. Allegro 02:20 6. II. Andante moderato 02:10 7. III. Allegretto 02:18 Bela Bartok Divertimento Sz 113 for string orchestra 8. I. Allegro non troppo - Lento 07:50 9. II. Molto adagio 08:49 10. III. Allegro assai 06:07 For Children, Transcription for orchestra by Leo Weiner 11. Andante grazioso (Play Song, Vol. 1/7) 00:37 12. Vivace (Vol. 1/12) 00:54 13. Moderato sostenuto (Vol. 1/3) 00:50 14. Allegro robusto (Vol. 1/21) 00:43 15. Allegretto (Vol. 2/34) 00:49 16. Vivace risoluto (Canon, Vol. 3/29) 00:34 17. Poco allegro (Drinking Song, Vol. 1/20) 00:42 18. Allegro giocoso (Jest, Vol. 2/27) 00:52 19. Andante sostenuto (Vol. 2/31) 01:43 20. Risoluto (Vol. 2/36) 00:49 Benjamin Britten Simple Symphony, Op. 4 21. I. Boisterous Bourrée: Allegro ritmico 02:58 22. II. Playful Pizzicato: Presto possibile, pizzicato sempre 03:01 23. III. Sentimental Sarabande: Poco lento e pesante 06:26 24. IV. Frolicsome Finale: Prestissimo e con fuoco 03:02
CD 7: Шостакович, Вайнберг Дмитрий Шостакович Симфония No. 14, Op. 135, для сопрано, баса, струнных и ударных 1. I. De Profundis (Lorca) 04:27 2. II. Malaguña (Lorca) 02:15 3. III. Lorely (Apollinaire after Brentano) 07:40 4. IV. The Suicide (Apollinaire) 06:30 5. V. On Watch (Apollinaire) 02:51 6. VI. Madam, Look ! (Apollinaire) 01:48 7. VII. In The Santé (Apollinaire) 08:40 8. VIII. 01:50 9. IX. O Delvig! O Delvig! (Küchelbecher) 04:09 10. X. The Death Of The Poet (Rilke) 04:45 11. XI. Conclusion (Rilke) 01:31 Мечислав Вайнберг Симфониетта No. 2 A Minor, Op. 74, для струнного оркестра и ударных 12. I. Allegro 03:33 13. II. Allegretto 03:51 14. III. Adagio 03:49 15. IV. Andantino 04:47
CD 8: Шостакович, Ряэтс, Борис Чайковский Дмитрий Шостакович Камерная симфония, Op. 118a, (Квартет №10, оркестровка Баршая) 1. I. Andante 04:18 2. II. Allegretto furioso 03:36 3. III. Adagio 07:24 4. IV. Allegretto 07:15 5. Прелюдии и фуги: No. 20 in C Minor, Op. 87 04:41 6. Prelude and Fugue No. 20 in C Minor, Op. 87 05:12 7. Prelude in F-Sharp Minor, Op. 87 No. 8 01:31 Ян Ряэтс Концерт для камерного оркестра , Op. 16 8. I. Allegro 02:49 9. II. Andante 03:51 10. III. Allegro 01:40 11. IV. Grave 01:28 12. V. Allegro 03:10 Борис Чайковский Камерная симфония 13. I. Sonata 04:19 14. II. Unison 02:26 15. III. Choral Music 03:05 16. IV. Interlude 01:55 17. V. March Motifs 03:29 18. VI. Serenade 04:54
CD 9: Прокофьев, Меерович, Хачатурян, Локшин Сергей Прокофьев Миолётности, Op. 22, орк.Баршая 1. No. 1: Lentamente 01:03 2. No. 2: Andante 01:17 3. No. 3: Allegretto 00:57 4. No. 4: Animato 00:48 5. No. 5: Molto giocoso 00:20 6. No. 6: Con eleganza 00:28 7. No . 8: Commodo 01:11 8. No. 9: Allegretto tranquillo 00:54 9. No. 10: Ridicolosamente 00:44 10. No. 11: Con vivacità 00:56 11. No. 12: Assai Moderato 01:30 12. No. 13: Allegretto 00:37 13. No. 14: Feroce 00:44 14. No. 15: Inquieto 00:47 15. No. 16: Dolente 02:51 16. Fairy Tale, Op. 65, No. 3 02:19 Михаил Меерович Серенада для камерного оркестра 17. I. Allegro non troppo 02:58 18. II. Sostenuto 03:22 19. III. Con moto 04:05 Карен Хачатурян 20. Виолончельная соната - Aria: Andante 05:20 Александр Локшин Симфония № 7, на стихи японских поэтов 21. Introduction: Commodo 01:42 22. Sostenuto 01:53 23. Variation 1: Larghetto 01:40 24. Variation 2: Animato 02:19 25. Variation 3: Adagio 04:27 26. Variation 4: Allegretto 01:14 27. Variation 5: Andante 04:41 28. Variation 6: Lento 02:14
CD10: Бунин, Стравинский Револь Бунин Симфония № 5, Op. 45 1. I. Allegro 03:10 2. II. Andantino semplice 04:27 3. III. Allegro con fuoco 03:46 4. IV. Andante mosso 07:55 5. Concerto in G Minor, Op. 33: Andante maestoso - Largo - Allegretto 15:58 Игорь Стравинский Концерт in D, для струнного оркестра 6. I. Vivace 05:13 7. II. Arioso: Andantino 02:31 8. III. Rondo: Allegro 03:11 Концерт in E-Flat, 'Думбартон Оакс' 9. I. Tempo giusto 05:33 10. II. Allegretto 04:53 11. III. Con moto 05:46
Московский камерный оркестр Рудольф Баршай, дирижёр Московский филармонический оркестр (Бунин - Симфония №5) Александр Корнеев, флейта (Рамо, Дебюсси) Борис Доброхотов, Ирина Морозова, виола да гамба (Марен Маре) Тимофей Докшицер, труба (Гайдн - Концерт для трубы) Артур Морейра Лима, фортепиано (Гайдн - Концерт для фортепиано) Джон Лилл, фортепиано (Бетховен - Концерт для фортепиано №2) Евгений Смирнов, скрипка; Рудольф Баршай, альт (Барток - Дивертисмент) Галина Вишневская, сопрано; Марк Решетин, бас (Шостакович - Симфония №14) Нина Григорьева, контральто (Локшин - Симфония №7)
Записи 1956-1974гг
Ссылки: ape+cue
Alexander (olutora) сделал зеркало для всех дисков:
Слушаю 29-ю Моцарта (4-й диск). Это концертное исполнение. Т. е., не то, что на оцифрованной и выложенной нами на Погружении пластинке. (Этот представленный здесь концертный вариант на Погружении тоже уже выкладывался.) На пластинке со студийным вариантом записи 29-й темп чуть спокойней, звучание - несколько мягче и теплее (солнечней). И качество записи (не на моей пластинке, но на чьей-то - в том числе на пластинке Дениса Куталёва) лучше и стерео. Так что, ищем CD-вариант студийной записи 29-й Моцарта в Баршае.
Купив этот комплект, я был, в первую очередь, разочарован записью "Искусства фуги". Как и с 29-ой Моцарта, это не та замечательная более поздняя запись, что выходила на пластинках. Последняя, насколько мне известно, на CD так и не появилась; пришлось оцифровать самому.
Спасибо, Юра! А концернтные трактовки Баршая довольно сдержанные, интеллектуальные я б сказал. Видимо в студийных записи он более "дружественную" слушателю версию предлагал
Надо сравнивать конкретно, по произведениям. Но я безоговорочно голосую за концертные-при неизбежных потерях в так называемом "качестве" они правдивее, и ближе к истине, наконец. А что такое шлифовать в студии одну фразу, делая 5-6 дублей? ...омерзительное занятие. дело вкуса, конечно, и коллекционеры наверняка предпочтут студию. Из этого сета послушал совсем немного, но сдержанности в трактовках не заметил. Камерный оркестр-жанр специфичный, он должен быть сильно "на слуху", чтобы вдаваться в тонкости. Как история повторяется-Сталин-Прокофьев, теперь Черномырдин-Баршай...ушёл великий Могиканин...
Да, в самом деле потерю не так уж и заметили. Объявили в новостях, да Московская филармония выразила соболезнование. И всё. Записи выходят на тамошних лейблах
Именем мистера Как Всегда назовут две улицы Чиновник - герой дня сегодняшнего Именем Баршая ничего не назовут. Не знаю,как вам,а по мне - это свинство и ужас...
Для таких дел есть кратеры на Луне и неоткрытые ещё малые планеты да астероиды. А вот звёзды именами людей у нас ещё называть никто не решился ни разу. Всё только цифрами да буквами, типа "альфа", "омега" называют. А ещё есть корабли. Им тоже имена известных людей дают иногда. Например: "Ледокол Ленин".
Не тайна, в Швейцарии. Рахманинов и Стравинский в Америке умерли, там же спокойно мог умереть и Прокофьев. Это ничего не меняет
Ещё из интернета:
Имя Рудольфа Баршая подчас упоминают в ряду таких знаменитых противников советской государственной идеологии, как Галина Вишневская, Мстислав Ростропович, Гидон Кремер, Кирилл Кондрашин и другие музыканты, уехавшие из России в конце 70-х. Но сам Баршай себя к борцам не причисляет, а на вопрос: "Гражданином какой страны вы себя ощущаете?" - отвечает: "России". В том, что в середине 50-х он основал в Москве первый камерный оркестр и стал играть изысканные программы малоизвестных сочинений Вивальди, Моцарта, Гайдна, был не вызов, а добросовестность эрудированного музыканта, не желавшего пережевывать симфонические шлягеры. "Первые шесть месяцев мы работали без регламента и не получали за это ни копейки, - вспоминает дирижер. - При капитализме, который сейчас настал в России, это невозможно: сразу нужны деньги".
На концерты камерного оркестра Баршая ломились вплоть до самого его отъезда из России, но музыкант не пытался нажить на этом политический капитал. Эмигрировал тихо, без скандала. Оказавшись за рубежом, не стремился делать карьеру. Ему было вполне достаточно уважения серьезных музыкантов и работы в крупных симфонических жанрах. Нынешний приезд Баршая в Москву подавался как событие, но музыкант как мог уклонялся от исполнения обязанностей звезды. Однако, сведя разговоры с прессой о музыке к шуткам, он твердо сформулировал в одной из них свое кредо. Баршай сказал, что следует примеру знаменитого немецкого дирижера Отто Клемперера, который считался лучшим интерпретатором Баха и объяснял это так: "Если написана целая нота, я стараюсь, чтобы и звучала целая. Если написана четверть - чтобы была четверть. Честное выполнение авторских требований Баршай считает своим основным творческим принципом и увлеченно рассказывает, как ищет и исправляет издательские ошибки в нотах хрестоматийно известных опусов. В соответствии с этим принципом Баршай и продирижировал Мессой си минор - уравновешенно, аккуратно, детально передавая баховские контрасты сумрачных замысловатых мелодических узоров с праздничными аккордами
Жаль, что ЛЕГОРУ не ответит теперь, но его славословия в адрес Баршая мало чего стоят. Уехав на Запад и лишив себя и оркестра своего и аудитории, он не нашел равного там признания, а попробовав себя позиционировать в "большой" симфонии, он просто проиграл, крупная форма вообще ему не удавалась, как я считаю. "... в ряду таких знаменитых противников советской государственной идеологии, как Галина Вишневская, Мстислав Ростропович, Гидон Кремер, Кирилл Кондрашин" - это только формула, но не суть: Баршай просто не мог встать в этот, достаточно разношёрстный ряд, хотя бы в силу несоизмеримости своего таланта с талантами Кондрашина или там Вишневской, не говоря о Ростроповиче. "Фигура речи" она и есть "фигура речи" но больше напоминает фигуру из трёх пальцев: не мог и не стал вровень с ними, в полуизвестности так и ушёл из жизни...
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
Аудио/видеозаписи и литература предоставляются исключительно для ознакомления. После ознакомления они должны быть удалены, иначе, вероятно, Вами будет нарушен закон "об авторском праве и смежных правах".