Биографы Яначека в один голос утверждают, что его творчество совершенно уникально. Способ выражения и темы у него сугубо индивидуальны, стиль неподражаем. Отмечают и то, что Яначек - характерно реалистический композитор, всегда выражавший правду жизни. Музыка его полнокровна, сгущена, вся она - движение. Это здоровая, кипящая и захватывающая музыка в которой он не раз удачно использует мелодийные элементы интонаций человеческой речи
Струнный квартет № 1 "Крейцерова соната" (1923) cочинен под впечатлением рассказа Л.Н.Толстого. В музыке квартета изображена психологическая драма: "Я воображал бедную измученную женщину, точно такую же как у Толстого в Крейцеровой сонате", пишет Яначек. Главная тема квартета напоминает мелодический материал из неоконченной симфонии "Дунай" композитора. Используя принцип тематического монтажа, Яначек в этом квартете почти оставлят позади область традиционной гармонии, и вместо этого бесцеремонно обращается с различными звуковыми сочетаниями, типичными для его позднего стиля, включая его 'торговую марку' - модальные окончания. Меланхоличная первая часть - сцена в поезде, где Позднышев рассказывает свою историю. Скерцо, подобное мрачной польке, описывает историю женитьбы и невесёлых будней семейной жизни. Звучащие в скерцо отголоски скрипичной сонаты Бетховена, когда скучающая жена восхищена скрипачом, и они вместе играют Бетховенскую сонату, в третей части приобретают гротескный характер, словно передающий впечатления ревнивого мужа. В финале мы слышими повторение темы первой части, играемой скрипкой (она отмечена в партитуре как "в слезах"). Яростное развитие этой мелодии приводит драму к её ужасному концу - возвратившись ревнивец, застаёт скрипача и жену вместе. Музыкант сбегает, а Позднышев кинжалом убивает жену.
Струнный квартет № 2 "Личные письма" (1928) - последнее законченное сочинение Яначека. Название квартета "Личные или Интимные письма" (по чешски "Listy duverne") было дано композитором, как дань духовной дружбы с Камилой Штессловой, замужней женщиной моложе Яначека на 38 лет. Сочинение было предназначено, чтобы отразить характер их отношений, запечатлённый в более чем 700х письмах, которыми они обменялись друг с другом: "Вы в каждой моей ноте, вы - жизнь и любовь. Аромат вашего тела, жар ваших поцелуев... Мои ноты целуют Вас всю. Они зовут Вас неистово...". Альт играет ведущую роль в квартете, поскольку этот инструмент предназначен, чтобы персонифицировать Камилу. Партия альта была первоначально написана для виолы д'амур, однако позже его заменили обычным альтом. Третье "письмо" исследователи интерпретируют как колыбельную для сына, которого у Яначека и Камилы никогда не было. В музыке квартета Яначек хоть и не переступил грань атональности, тем не менее мажор и минор в нём вступают в необычные разногласия
Квартеты Яначека играет квартет Эмерсона. Также в программе Три мадригала для скрипки и альта Богуслава Мартину
Лично у меня этот есть, но не японский. Японский, если выложите, тоже скачаю с благодарностью, потому что качество просто удивительное (Яначека никак не могу выключить, хоть и работать надобно...). Может и другим будет интересно.
Любимые Эмерсоны,вау!Спасибо огромное.А что еще можете изыскать из их интерпретаций?выкладывайте... Вот нет в их исполнении Бетховена полного,Моцарта..они их записывали?
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
Аудио/видеозаписи и литература предоставляются исключительно для ознакомления. После ознакомления они должны быть удалены, иначе, вероятно, Вами будет нарушен закон "об авторском праве и смежных правах".