Меблировочная музыка (фр. Musique d’ameublement) - новый вид музыкального искусства, созданный французским композитором Эриком Сати. Основным принципом построения новой музыки являлась произвольная повторяемость одной тематической фразы ничем не ограниченное число раз. Первый типический образец «Меблировочной музыки» был создан Эриком Сати в апреле 1893 года. Находясь в состоянии сильнейшей досады на свою строптивую возлюбленную, Сюзанн Валадон, Сати сочинил длинную и весьма однообразную по звучанию пьесу «Раздражения» (фр. «Vexations»). В конце пьесы стояла авторская ремарка, по которой пианисту строго предписывалось играть эту пьесу «840 раз подряд, по желанию, но не больше».
Позднее Сати пришёл к выводу, что импрессионизм - искусство неточности (низкопрецизионное): "Cегодня мы желаем - искусства точности (высокопрецизионное), на место импрессионизма - приходит прессионизм», — писал Сати весной 1918 года. В противовес музыке, которую следует слушать и даже любоваться ею - Сати предложил музыку, которую слушать не нужно, до такой степени она проста и неинтересна. Эта и была та самая дорога, которую Джон Кейдж впоследствии превратил в так называемую «транс-музыку» (иначе, «репетативную музыку»), или минимализм. По этой дороге несколько лет спустя пошли: Стив Райх, Джон Адамс, Филипп Гласс и прочие нелюбимые мной композиторы. В представлении самого Сати «Меблировочная музыка» была прежде всего предметом техническим и как можно более далёким от творчества, своего рода индустриальным конструктивистским конвейером, штампующим ритмичные звуки для повседневной жизни. Она должна была служить фоном для сопровождения быта, покупок в магазине, приёма гостей, еды в ресторане и всех прочих повседневных занятий. Кроме того, «Меблировочная музыка» являлась для Сати ещё одним способом резко возразить красивости покинутого им и ветшающего на глазах импрессионизма.
В программе наиболее известные меблировочные пьесы в исполнении камерного ансамбля "Арс нова", дирижёр Мариус Констант, записанные на пластинке в 1980г.: 1 - "Синема" для фильма Рене Клэра, показывемого в антракте инстантеистического балета «Спектакль отменяется» (последнее сочинение Сати, которое он написал в ноябре 1924 года, за полгода до смерти. Небольшая прикладная пьеса для оркестра продолжительностью около 20 минут была сочинена специально для сопровождения немого кинофильма «Антракт» для показа в начале и середине балетного представления.) 2 - "Фанфары для выхода Короля обезьян" 3 - "Занавеска для кабинки голосования"
4 -"Железный коврик для приёма гостей", играемый пока светская публика не торопясь собирается на званый вечер 5 -"Звуковой плиточный пол", сочинённый для того, чтобы стелиться под ноги «во время ланча или при заключении брачного контракта» (соч.1916-1918гг) и 6- "Раздражения" (1893, сокращённый вариант и версия на 70 минут).
Erik Satie (1866-1925)
Musique d’ameublement
1. Cinema: Music from 'Relache' (Film by Rene Clair) (18:31) 2. Sonnerie Pour Reveiller Le Roi Des Singes (1:08) 3. Musique d'ameublement: I. Tenture De Cabinet Prefectoral (6:10) 4. Musique d'ameublement: II. Tapisserie En Fer Forge (3:07) 5. Musique d'ameublement: III. Carrelage Phonique (2:37) 6. Vexations (9:55)
7-9. Hindemith : Konzertstück für Trautonium und Streicher
Ars Nova Ensemble Marius Constant, cond. Michel Dalberto, piano (6)
Сати это хорошо Помнится я как-то стянул с торрента собрание его сочинений для фортепиано на пяти дисках, и каждый день, на протяжении двух недель, начинался с полного минора)) И как я тогда не впал в депрессию?
Добавка, добавка, добавка, добавка! И снова открыта французская лавка! Манят круассаны и полки с пирожным... Чтоб толстым не стать надо быть осторожным!
Прекрасная идея Э.Сати. Ироничная иллюстрация "кризиса буржуазной культуры". Полезно хранить и показывать тем, кто панически ищет новизны. Или, напротив - бежит от неё. Что, в сущности, почти одно и то же. Спасибо за выкладку.
Спасибо! Вопрос остается открытым: Музыка или Издевательство? Сама с ответом затрудняюсь и это, пожалуй, единственный француз, вызывающий во мне такие противоречивые чувства...
Всем пожалуйста! От дискуссии, наверное воздержусь. Сати, и его музыка, полны юмора, споря всерьёз с ироничными людьми легко попасть впросак Вот может статья, что-нибудь прояснит http://www.opentextnn.ru/music/personalia/sati/
Так, ну хватит! Здесь и так достаточно юмора. Если заняться нечем, я вам порекомендую скачать 4х дисковый комплект камерной (замечательной!) музыки Габриэля Пьерне...на пару часиков занятие как раз http://intoclassics.net/news/2010-02-11-13793
Я тяну с торрЕнта... видео... Lulu, А француз Ваш пачкой сложен уж в углу. Надо бы отметиться... поблагодарить... Только как бы виршами Вас не разозлить!
Всем пожалайста! В посте не упомянул, так здесь скажу - на диске с меблировочным Сати записан Концерт Хиндемита для траутониума (немецких Волн Мартено) и струнных Можно почитать http://www.muzprosvet.ru/oskar-sala.html
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
Аудио/видеозаписи и литература предоставляются исключительно для ознакомления. После ознакомления они должны быть удалены, иначе, вероятно, Вами будет нарушен закон "об авторском праве и смежных правах".