Приветствуем Вас, Гость.
Текущая дата: Пятница, 22 Ноября 24, 03:11
Главная страница » 2010»Сентябрь»29 » Рихард Штраус - Концерты для скрипки, гобоя и кларнета с оркестром. "Жизнь героя". "Смерть и просветление". Дирижёр - Владимир Ашкенази
Рихард Штраус - Концерты для скрипки, гобоя и кларнета с оркестром. "Жизнь героя". "Смерть и просветление". Дирижёр - Владимир Ашкенази
Перечень ранних произведений Штрауса удивительно недетский. Почти всё это – инструментальная музыка, которую Штраус сочинял под бдительным присмотром отца (лучшего валторниста Мюнхенского оркестра) и Фридриха Мейера (дирижера того же оркестра). Опытные наставники были консерваторами, сторонниками традиционного австро-немецкого искусства, и юного Рихарда они воспитывали на Моцарте, Гайдне, Бетховене, Шуберте, Вебере, Мендельсоне. Помимо изучения образцов, Штраус имел возможность сам распробовать разные инструменты. Он играл на них в любительском оркестре, которым руководил его отец. Так появился на свет Концерт для скрипки с оркестром (1882). Услышав этот последний, нельзя не улыбнуться: ведь мог же будущий титан обращаться с оркестром аккуратно, нежно и по правилам. Как тут не вспомнить назидательные увещевания его отца: "Дорогой Рихард, пожалуйста, когда сочиняешь что-либо новое, старайся, чтобы произведение получалось мелодичным, не слишком трудным и хорошо звучало в переложении для клавира". Впоследствии отец не одобрял музыки сына, но в ту пору, когда девятнадцатилетний мальчишка писал этот концерт, отец еще мог им гордиться. В нём все в норме, и форма и гармония, есть и взволнованно-романтические и ласковые песенные темы в духе Брамса, выгодно подчёркиваемые оркестром, и даже кратковременные омрачнения в концерте кажутся чем-то несерьезным, зато мажорные темы выглядят по-настоящему оптимистичными и светлыми. Прозрачная оркестровая фактура еще не предвещает того буйства тембровых и полифонических сочетаний, которые будут в прославивших Штрауса симфонических поэмах, а ясная мелодическая линия солирующего инструмента хоть и очаровательна сама по себе, но не содержит и капли той экспрессии и эмоциональности, что мы можем услышать в "Саломее" или "Электре".
Позже, освободившись от оков ортодоксального воспитания, узнав музыку Листа и Вагнера, Штраус забросил прежде любимые инструментальные жанры. Его внимание привлекла сначала симфоническая поэма, а затем опера. Лишь под конец жизни он вернулся к истокам – чистой инструментальной музыке. О последнем десятилетии жизни Штрауса биографы обычно пишут с большим удовольствием. Композитор был на удивление светел, свеж, полон творческих сил и создавал абсолютно новую для себя музыку – музыку кристальной чистоты и ясности. К тому времени он достиг всего, о чем мог мечтать. Все вершины были покорены, и оставалось лишь то, к чему доселе Штраус не испытывал особого интереса, – взглянуть вглубь самого себя. Концерт для гобоя и оркестра (1945) был написан Штраусом по просьбе американского солдата Джона де Ланси, который в мирное время был гобоистом Питтсбургского симфонического оркестра. Ни с чем нельзя перепутать настроение этой музыки, даже если не знать, что ее автором был старец, уже отметивший восьмидесятилетие. Это настроение человека, который светло прощается с миром, от души забавляясь последний раз. Несмотря на то, что партия гобоя требует виртуозного владения инструментом, музыка концерта немножко детская, игрушечная. Все части в мажоре. Штраус-волшебник выдумывает темы и пускает их в странствие по разным частям произведения. То там, то здесь мелькает уже знакомая физиономия, – но только один персонаж демонстрирует завидное постоянство: появляясь в побочной партии первой части, он проходит через весь концерт и достигает финала. Это совсем краткий мотив, который четырежды, мягко, но настойчиво стучится в повторяемый звук (в нем есть что-то от "темы судьбы", которая трогает за плечо и напоминает об оставшемся времени).
Дуэт-концертино для кларнета и фагота со струнным оркестром и арфой (1947) – одно из последних сочинений композитора, который в конце жизни, обращается к высокой простоте классического искусства, особенно – любимого им Моцарта. Сам Штраус говорил, что ему не приходят в голову длинные мелодии, подобные моцартовским, зато он мастерски умеет выжать максимум из каждой мелодической линии, обыграть каждый штрих и каждую деталь. Любимым полем деятельности для Штрауса всегда был оркестр. Уже в молодости он виртуозно владел мастерством оркестровки – яркой, броской и рельефной. В Дуэте-концертино на смену грандиозности и мощи оркестровых масс приходит более камерное, но не менее выразителное звучание. По признанию Штрауса, в основе концертного дуэта лежит внемузыкальный сюжет, в котором кларнет представляет принцессу, а фагот - медведя, во время их танца медведь превращается в принца.
Рихард Штраус прошёл долгий, блистательный и трудный путь триумфатора. Слава окружала его с юных лет до конца жизни. Яростные дискуссии и резкие нападки на его творчество, казавшееся в своё время необычайно смелым, лишь способствовали росту его популярности и влияния. Его называли Рихардом вторым, преемником Рихарда Вагнера на престоле некоронованного главы немецкой музыки. Он был наделён многими способностями и талантами, а также неистощимой творческой энергией, сверх того он обладал неоценимым качеством: по выражению Густава Малера, он был "великим Своевременным", подлинным сыном своего века. Он всегда тяготел к яркой, эффектной, картинной музыке, за что и был любим публикой. Жанр симфонической поэмы, пожалуй, как ни один другой связан в истории музыки с именем именно этого композитора. Свою вторую симфоническую поэму – "Смерть и просветление" (1889) Рихард закончил одновременно с премьерой "Дон-Жуана". Дебют прошел в 1890г под управлением Штрауса на фестивале современной музыки в Германии. В техническом отношении эта поэма выше "Дон-Жуана" и в отличие от последнего отличается мрачным, трагическим содержанием. Сюжет Штрауса описывает страдания больного человека, который находит успокоение на небесах. Мечтательная аура и выписанная с большим мастерством тема смерти сделали эту симфоническую поэму, по свидетельству Ромена Роллана, - "одним из самых волнующих сочинений". Говорят, что ни глубокого ощущения Бога, ни страстной веры у Штрауса не было. Когда он касался религиозной темы его всегда интересовала психология образа. Идею открыть Бога в своей душе и пренебречь официальной религией Рихард Штраус, вероятно, подчерпнул у Ницше.
В последней своей симфонической поэме "Жизнь героя" (1898) Штраус суммировал все свои достижения - как художественные, так и технические. Программа этой, своего рода монументальной симфонии, написанной для громадного четвертного состава оркестра, рассказывает, как можно догадаться из названия частей, о жизни некоего героя - о нём самом, о его злобных врагах, подруге-возлюбленной, битвах и мирных трудах героя и, наконец, уходе героя из мира, удалении от дел и успокоении. "Жизнь героя", по признанию композитора призвана была заменить собой главное героическое произведение классической музыки - Героическую симфонию Бетховена, которая прослужила весь 19й век, а на его исходе стала казаться сочинением архаичным, недостаточно пышным и к тому же отягощенным мрачным похоронным маршем. Поэма написна в той же самой тональности ми-бемоль мажор. Но если Бетховен создавал свой шедевр во славу Наполеона, то Штраус нашел героя не менее значительного - самого себя. Здесь сошлись весь эгоцентризм романтиков и вся самовлюбленность преуспевающего 34-летнего композитора и дирижера, модного автора шести блестящих симфонических поэм. В том, что под героем Штраус подразумевал самого себя, сомнений нет: в пятом разделе, озаглавленном "Мирные труды героя", звучат цитаты из его предшествующих сочинений. Как и положено, герой сражается с врагами. Битва создана средствами симфонического оркестра захватывающе, изумительно! Но кто враги? Великаны, драконы, рыцари? Нет: музыкальные критики, эта мелкая вошь, хромые и ползающие существа, изображенные кривыми и писклявыми духовыми инструментами. Как и положено, у героя есть возлюбленная. Ее портрет тоже занимает целую часть. Ну и стерва, доложу я вам. Не Изольда и не Лорелея, никак. А Штраус, упоенно любивший свою сварливую Паулину, мне бы и не возразил - в этом соло скрипки, взбалмошно виртуозном и дотошно воспроизводящим перемены настроений, слышны чуть ли не ее капризные каблучки, ну и роскошная эротика тоже слышна. В последних разделах тоже в основном главенствуют лирические мотивы, музыка обретает вдохновение и красоту. Как всегда у Штрауса, который любил программность и яркость в музыке, сочинение это по-штраусовски экспрессивно, в эпизодах гротескно-иронического характера появляются хроматически заостренные интонации, линеарные наложения, предвосхищающие будущие звуковые дерзости композиторов начала XX века. Позднеромантический язык Штрауса только подчеркивает драматизм, заложенный в общем вполне обычном сюжете на все времена: право человека на борьбу за собственную индивидуальность, за возможность стать личностью, успешно преодолеть все препятствия и найти, в конце-концов, любовь..ну, и успокоиться потом, естественно… Счастье наше со Штраусом в том, что причин для истинного героизма у нас никаких нет. Мы просто радуемся жизни, купаемся в роскоши симфонических красот и не хотим, чтобы этот праздник когда-нибудь кончился. А среди композиторов всех времен и народов никто не сравнится со Штраусом в умении длить и длить - кажется, что бесконечно - это захлебывающееся восторгом состояние торжества. Когда слушаешь, рано или поздно начнешь сопереживать, даже, против воли
Концерт для скрипки с оркестром ре минор, op.8 (1882) I. Allegro (16:02) II. Lento ma non troppo (7:01) III. Rondo: Presto (8:21) Концерт для гобоя с оркестром, AV 144 (1945) I. Allegro moderato (8:31) II. Andante (8:52) III. Vivace / Allegro (7:46) Дуэт-Концертино для кларнета и фагота с оркестром, AV 147 (1947) I. Allegro moderato (6:41) II. Andante (3:08) III. Rondo. Presto (9:56)
Борис Белкин, скрипка Гордон Хант, гобой Дмитрий Ашкенази, кларнет Ким Уокер, фагот Симфонический оркестр Берлинского радио Владимир Ашкенази, дирижёр
"Жизнь Героя" (Ein Heldenleben), симф. поэма, op.40 (1898) I. Герой (The Hero) (4:02) II. Враги героя (The Hero's Adversaries) (3:19) III. Возлюбленная героя (The Hero's Courtship) (12:34) IV. Битвы Героя (The Hero's Battlefield) (7:47) V. Мирные труды Героя (The Hero's Works of Peace) (5:34) VI. Уход Героя из мира и Избавление от земных тягот (The Hero's Retirement from the World and the Fullfillment of his Life) (10:20) "Смерть и просветление" (Tod und Verklarung), симф. поэма, Op.24 (1889) (25:01)
Кливлендский симфонический оркестр Владимир Ашкенази, дирижёр 1985
Кстати, интересную вещь обнаружил - тема судьбы из гобойного концерта 1945 года, ничто иное как мелодия из последней части Жизни героя - Уход Героя из мира и Избавление от земных тягот. Вот такие параллели можно неожиданно найти
3.Константин Владимирович (konst) (29 Сентября 10 12:29)
[Материал]
Вообще многие музыканты, наверное вспоминая Моцарта, который не успел Реквием закончить, заранее по себе поминки справляли и писали сочинения на эту животрепещущую тему
5.Константин Владимирович (konst) (29 Сентября 10 12:59)
[Материал]
Поэты тоже любят себя хоронить, предсказывать свою смерть. Некоторым неплохо удаётся.
Не будем о грустном. Как написано выше дуэт-концертино изображает принцессу и медведя, вспомнил фильм 'Обыкновенное чудо' с Абдуловым. Скоро Новый год - покажут
Большое спасибо! Так получилось, что в последнее время постоянно слушал Жизнь героя в исполнении Караяна, а тут как раз и Ваш пост подоспел. Есть теперь возможность сравнить "век нынешний и век минувший".
Вот ещё кому интересно - Домашняя симфония и Дон Жуан с Ашкенази и Чешской филармонией http://files.mail.ru/L3JGTF
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
Аудио/видеозаписи и литература предоставляются исключительно для ознакомления. После ознакомления они должны быть удалены, иначе, вероятно, Вами будет нарушен закон "об авторском праве и смежных правах".