В современной практике Русской Православной Церкви "всенощным бдением" называется богослужение, состоящее из вечерни и утрени. Это богослужение длится около двух с половиной часов и совершается накануне праздничных и воскресных дней. По своему общему настроению всенощное бдение является молитвенным приготовлением к Божественной Литургии, совершаемой на следующий день, и вместе с Литургией составляет единый суточный богослужебный цикл.
"Всенощное бдение" митрополита Илариона (Алфеева), автора целого ряда духовно-музыкальных композиций, тематически и интонационно связано с написанной им ранее "
Божественной Литургией": так, ектении "Литургии" и "Бдения" построены на одном музыкальном материале. Основной тональностью "Бдения", как и "Литургии", является фа мажор, лишь некоторые номера написаны в тональностях близкого родства (ре минор, фа минор и до мажор). Таким образом, два цикла, созданные автором в течение одного года, естественным образом объединяются в единый суточный круг богослужения.
В основе идеи "Всенощного бдения", как и "Литургии", лежит композиционная целостность богослужения.
В Древней Руси хоровое пение было унисонным, и большинство песнопений всенощного бдения вплоть до XVI века исполнялось знаменным распевом; песнопения записывались специальными знаками-крюками. В XVI веке на Русь начала проникать с Запада линейная нотация, позволявшая обозначать абсолютную высоту каждого звука, а вместе с ней и трех- или четырехголосное партесное пение (т.е. пение по партиям). К XVIII веку певческий обиход стали составлять разрозненные песнопения партесного стиля вперемежку с песнопениями древних распевов. Это нарушило внутреннюю и интонационную целостность богослужения, превратило его в серию не связанных между собой концертных номеров.
Ко второй половине XIX - началу XX века относятся попытки церковных и светских композиторов решить проблему композиционной целостности богослужения путем создания полных циклов "Божественной Литургии" и "Всенощного бдения". Среди авторов полных "всенощных" - П. Чайковский, А. Никольский, А. Гречанинов, С. Рахманинов, А. Архангельский, П. Чесноков. Традиция создания "всенощных" не прервалась и в послереволюционное время.
Митрополит Иларион в цикле "Всенощное бдение" опирается на многовековую традицию русского церковного пения, преломленную через призму авторского музыкального восприятия и литургического опыта. Музыку "Бдения" отличает напевность мелодий, простота и ясность гармонического языка, эмоциональная сдержанность и духовная глубина.
В отдельных номерах используются традиционные обиходные напевы. В частности, в "Тропарях воскресных" и в заключительной части "Великого славословия" использован Знаменный распев, звучащий в унисон, с исоном или в гармонизации. Предначинательный псалом "Благослови, душе моя, Господа" написан на мелодию Греческого распева. Мелодия песнопения "Свете тихий" интонационно близка Киевскому распеву, а в песнопении "Взбранной Воеводе" воспроизведен современный греческий напев по версии обихода Соловецкого монастыря.
Два песнопения из всего цикла написаны для солирующего голоса в сопровождении хора: "Ныне отпущаеши" (для баритона) и "Под Твою милость" (для альта). В них слышны интонации русской песни.
В произведении преобладает гомофонно-гармонический склад, наиболее характерный для русской духовной музыки последних столетий. Лишь изредка, в частности, в музыке предначинательного псалма, использованы элементы полифонии.
"Всенощное бдение" было написано в Москве в период между серединой июля и серединой августа 2006 года. Впервые исполнено 7 декабря в Большом Зале Консерватории Хором Государственной Третьяковской галереи под управлением Алексея Пузакова.