Приветствуем Вас, Гость.
Текущая дата: Пятница, 22 Ноября 24, 04:57
Главная страница » 2010»Август»28 » Хоры a cappella западноевропейских и американских композиторов (Григорий Сандлер)
Хоры a cappella западноевропейских и американских композиторов (Григорий Сандлер)
17:02
Хор Ленинградского радио и
телевидения
Дирижёр Григорий Сандлер
CD 1
1. Л. В.Бетховен. Весенний призыв (авторы слов и
перевода неизвестны) 1:17
2. В. А. Моцарт. Азбука 1:25
3. В. А. Моцарт. Слава солнцу, слава миру
1:58
4. В. А. Моцарт. Наш союз прекрасен, братья
1:53
5. В. А. Моцарт. Песенка о мёде (авторы слов
и перевода неизвестны) 3:04
6. Й. Брамс. Лесная ночь (Хейзе, пер.
Алемасовой) 5:34
7. Й. Брамс. Колыбельная (Шерер, пер.
Машистова) 2:56
8. Й. Брамс. Горбатый уличный скрипач (сл.
народные, пер. Алемасовой) 2:01
9. Й. Брамс. Розмарин (сл. народные, пер.
Сикорской) 2:20
10. Й. Брамс. Тихой ночью (сл. народные,
пер. неизвестного автора) 2:51
11. Й. Брамс. Прощай (Рюккерт, пер.
неизвестного автора) 1:00
12. И. С. Бах. Сердце, молчи (автор слов
неизвестен, пер. Машистова) 2:48
13. Ф. Мендельсон. Подснежник (Ленау, пер.
Ефременкова) 1:26
14. Ф. Мендельсон. Лес (Эйхендорф, пер.
неизвестного автора) 2:31
15. Р. Шуман. В лесу (Эйхендорф, пер.
Радионова) 3:04
16. Р. Шуман. Грёзы (обработка для хора
Александрова) 3:46
17. Р. Шуман. Вечерняя звезда (Гофман фон
Фаллерслебен, пер. Радионова) 2:19
18. Р. Шуман. На Баденском озере (Платен,
пер. Лурье) 1:28
19. Р. Шуман. Ночная тишина (автор слов
неизвестен, пер. Тонского) 1:56 П. Хиндемит. Шесть хоров на стихи Рильке
(пер. Вольского)
20. Лань 1:32
21. Лебедь 2:13
22. Если всё проходит 0:52
23. Весна 2:10
24. Зимой 0:57
25. Фруктовый сад 1:40
26. Г. Ф. Гендель. Лярго 4:33
CD 2
1. Ж. Б. Люлли.
Гавот (сл. Алемасовой) 2:08
2. Сермизи. Я долго ждал любви твоей (Маро,
пер. Годова) 3:48
3. Ш. Гуно. Ночь (автор русского текста
неизвестен) 2:53
4. Г. Форе. Колыбельная (Сюлли-Прюдом, пер.
Годова) 3:22
5. К. Дебюсси. Зима (Шарль Орлеанский, пер.
Алемасовой) 2:05
6. К. Дебюсси. Я тамбурина слышал звон
(Шарль Орлеанский, пер. Алемасовой) 2:11
7. К. Дебюсси. Ночь (Шарль Орлеанский, пер.
Машистова) 1:38
8. М. Равель. Николетта (Равель, пер. Усова)
2:07
9. М. Равель. Три птицы (Равель, пер.
Аренского) 3:26
10. М. Равель. Рондо (Равель, пер. Котляр)
1:44 Ф. Пуленк. Два номера из кантаты «Лик
человеческий»
11. Ты терпелива (Элюар, пер. Годова) 2:13
12. Страшна мне ночь (Элюар, пер. Вс. Рождественского) 1:43
13. Ф. Пуленк. Мари (Аполлинер, пер.
Емельяновой) 2:09
14. Ф. Пуленк. Белый снег (Аполлинер, пер.
Емельяновой) 1:13
15. Ф. Пуленк. Свети! (Аполлинер, пер.
Татаринова) 2:17 Х. Гутиеррес. Аргентинская сюита (русский
текст Грушко)
16. Новогодний карнавал 2:50
17. Пейзаж 2:29
18. Песня погонщика 3:12
19. Гато 2:47 Э. Вила Лобос. Бразильская сюита
20. Adagio 3:06
21. Andantino 1:35
22. Allegro 0:39
23. Дж. Томпсон. Аллилуйя 6:58
Солисты: Галина Анисимова, сопрано CD1 (26) Николай Думцев, тенор CD2 (3), Людмила Филатова, меццо-сопрано CD2 (6).
CD1 Нет ни
одного немецкого или австрийского композитора, который не опирался бы на
вековые традиции отечественной хоровой музыки. Программа первого из
двух дисков «Хоры a cappella западноевропейских и американских
композиторов» содержит хоровые сочинения, охватывающие более двух
столетий немецкой и австрийской музыки.
Первый номер - дань Бетховена хоровой песне. Не занимая ведущего места в
его творчестве, она вошла в крупные сочинения - Фантазию для
фортепиано, хора и оркестра и Девятую симфонию. Четыре хоровые миниатюры
Моцарта («Азбука», «Слава солнцу, слава миру», «Наш союз прекрасен,
братья» и «Песенка о мёде»), покоряющие светлым колоритом и радостью
восприятия жизни, благодаря простым ясным темам и несложной фактуре
могли предназначаться для любительских хоров.
Излюбленным жанром песня стала для большинства немецких
композиторов-романтиков XIX века; некоторые из них руководили хорами и
написали немало песен не только сольных, но и хоровых. В качестве
текстов обычно использовались стихотворения современников -
поэтов-романтиков. Другим источником вдохновения служили тексты немецких
народных песен. Любимой темой хоров становится природа: нередко
возникают свойственные немецкой поэзии образы леса и ночи, воспеваемой
всеми романтиками. Поэтому хоры Брамса «Лесная ночь» и «Тихой ночью»,
несмотря на то, что первая пьеса - поэтичная романтическая зарисовка, а
вторая - обработка народной песни, находятся в русле национальной
традиции. Композитор прекрасно знал фольклор: он широко использовал
народные тексты, обрабатывал народные мелодии или сам писал в народном
духе: хор «Горбатый уличный скрипач» написан на текст народной рейнской
песни, имеются фольклорные черты и в музыке. Мелодию хора «Розмарин» на
слова из сборника народных песен «Волшебный рог мальчика» также нетрудно
принять за народную песню. В народном духе написана и популярная
«Колыбельная» с распевной, плавно покачивающейся мелодией. В
противоположность лирике «Колыбельной» хор «Прощай» -простой и краткий, с
лапидарной мелодией, ясной гармонией и энергичным ритмом.
Лирическим центром программы стала духовная песня Баха «Сердце, молчи».
Изданная в 1736 году под названием «Приди, сладкая смерть», она
приобрела широкую известность. В нашей стране она чаще исполняется в
переложении для хора без сопровождения с самыми различными текстами,
например «В смерти покой» и другими. Её сдержанная скорбь, глубокое
страдание характерны для многих духовных сочинений Баха.
Хоры Мендельсона «Подснежник» и «Лес» («Прощание с лесом») отличаются
светлым, безмятежным настроением и безыскусной простотой хорового письма
- чертами, характерными для стиля композитора в целом.
Хоровые произведения Шумана разнообразны. «В лесу» - хоровая песня
балладного склада, со своеобразным эффектом эха - квартет солистов,
расположенный в отдалении, подхватывает концы фраз хора. «На Боденском
озере» носит иной характер - бодрый и активный. Песне «Вечерняя звезда»
не случайно свойственны ясность и простота - Шуман включил её в свой
фортепианный «Альбом песен для юношества». Просветлённо-мечтательные
«Грёзы» - пьеса из фортепианного цикла «Детские сцены» переложенная для
хора А. В. Александровым.
Цикл из шести хоровых миниатюр знаменитого немецкого композитора
Хиндемита - яркий образец хоровой музыки XX века, созданный на стихи не
менее известного лирического поэта Рильке. Изысканная простота и ясность
музыкальной фактуры цикла носит неоклассический характер, однако
подражание старинной музыке сочетается с современными средствами
музыкальной выразительности.
Заканчивается программа одним из самых известных сочинений Генделя -
благородным и возвышенным «Лярго» (Largo).
CD 2 Уже в эпоху
Возрождения во Франции получили широкое распространение хоровые песни, в
которых композиторы обращались не только к лирике, но и рисовали
уличные сценки, картинки природы, охоты и войны. Автор того времени Клод
де Сермизи в песне «Я долго ждал любви твоей» воспевает галантную и
изысканную любовь (второй номер программы). «Гавот» придворного
композитора Людовика XIV Жана-Батиста Люлли, открывающий программу,
относится к инструментальной музыке. Однако эта изящная лирическая пьеса
стала настолько популярной, что уже давно звучит в разнообразных
переложениях, в том числе и хоровых.
Начиная с 20-х годов XIX века во Франции возникают самодеятельные
хоровые общества, для которых писали многие композиторы: среди них был и
Шарль Гуно. В программу вошла одна из его самых известных хоровых пьес -
«Ночь». «Колыбельная» композитора-романтика Форе отличается камерностью
звучания и светлым лирическим настроением. В творчестве крупнейших
французских композиторов рубежа XIX-XX веков - Клода Дебюсси и Мориса
Равеля хоровые жанры единичны, но это подлинные шедевры. «Три песни
Шарля Орлеанского» написаны Дебюсси на стихи Шарля Орлеанского -
французского поэта XV века, прославляющего красоту и радость жизни.
Композитор сочетает тонкие приёмы стилизации далёкой эпохи и собственную
импрессионистскую звукопись. Песня «Ночь» - спокойная, созерцательная,
чувство восхищения красотой выражено строго и сдержанно. «Я тамбурина
слышал звон» - более оживленная, танцевального склада: повторяющаяся
мелодия поручена солистке, а изобретательно разработанная партия хора
подражает звучанию тамбурина. Наиболее развернута песня «Зима». Она
строится на контрасте двух образов: картина холодной зимы возникает в
перекличках хора, основанных на отрывистых, подвижных, акцентированных
коротких фразах, а цветущая весна обрисована протяжными, напевными
мажорными мелодиями, звучащими у солистов то поочередно, то в слитных
аккордах.
Три песни Равеля для смешанного хора без сопровождения (на собственные
тексты, 1916) - единственное обращение композитора к хоровому жанру
(другой вариант этих песен - для голоса с фортепиано). И слова, и музыка
навеяны французским фольклором, которым как раз в то время Равель
особенно интересовался: мелодии просты, формы напоминают варьированные
куплеты, в гармонии использованы обороты народных ладов, а ритмические
размеры свободны. Жанры песен также родственны фольклорным, причем в
каждой песне развивается определенный сюжет, возникают диалоги и
красочные характеристики нескольких действующих лиц. «Николетта»
напоминает простодушную и лукавую бержеретту (пастушескую песню), но с
неожиданной сатирической концовкой: здесь представлены легкомысленная
героиня, злобный волк, влюблённый паж и безобразный богач. Песня «Три
птицы» приближается к эпическому жанру, напоминая песни крестовых
походов - полную суровой скорби мелодию интонируют солисты на фоне
скупых аккордов хора. Здесь отразились впечатления от первой мировой
войны, глубоко потрясшей композитора. «Рондо» - шуточная игровая песня, в
которой использован приём хоровой скороговорки: первый куплет поют
старухи, второй - старики, а третий - девушки и юноши, высмеивающие
старое поколение.
Френсис Пуленк - один из виднейших участников французской «Шестерки»,
группы, образовавшейся в 20-х годах прошлого столетия. В хоровом жанре
Пуленк писал на стихи известных французских поэтов-современников,
особенно часто его привлекали Поль Элюар и Гийом Аполлинер. Среди
наиболее характерных сочинений композитора - кантата «Лик человеческий»
для двойного хора без сопровождения (1943). Написанная в дни фашистской
оккупации и содержащая мощный двойной хор на текст знаменитого
стихотворения Элюара «Свобода», кантата стала ярчайшим документом
французского Сопротивления. Части сочинения чередуются по принципу
контраста настроения. «Ты терпелива» (№ 4) - светлый лирический хор; это
обращение к страдающей родине полное тёплого, сыновнего чувства.
«Страшна мне ночь» (№ 6) - одна из самых мрачных частей кантаты,
воплощающая безысходное отчаяние, подавленность, страх: хор поёт
приглушенно, словно шепотом, по ремарке композитора, последние аккорды
едва слышны.
В семи песнях для смешанного хора без сопровождения на стихи Аполлинера и
Элюара (1936) запечатлены лирические образы. В программу диска включены
три номера: «Белый снег» и «Мари» на слова Аполлинера и «Свети!» на
слова Элюара. «Белый снег» поэтическая миниатюра, тонкая и изящная
картина природы. В песне «Мари» светлые воспоминания сменяются грустью,
которая переходит в надежду. Это отражено в контрастах звучности, смене
мелодий - то легких, подвижных, то более напевных, пылких, то неясных,
меланхоличных. Завершающая
сборник песня «Свети!», с её мощными унисонными возгласами хора,
простыми, ясными аккордами, образует ликующий финал, полный уверенности,
радости и силы.
Композитор Рамон Гутиеррес, испанец по происхождению, связан тесными
узами с аргентинской музыкой. Он собирал и изучал богатейший
аргентинский музыкальный фольклор, привозил в Европу аргентинских
композиторов и исполнителей и устраивал концерты аргентинской музыки.
«Аргентинская сюита» для хора a cappella основана на интонациях и ритмах
национальной музыки этой латиноамериканской страны. Четыре части сюиты
рисуют в первом номере яркий и пестрый «Новогодний карнавал», во второй
части суровый горный «Пейзаж», в третьей -фольклорную по характеру,
незатейливую «Песню погонщика» и в финале энергичный аргентинский
народный танец «Гато» (в переводе на русский «Кот»).
Знаменитый бразильский композитор Эйтор Вила Лобос был и активным
музыкальным общественным деятелем, создавшим на родине ряд учебных
музыкальных заведений, а также оркестры и хоры, которыми он сам
дирижировал и писал для них музыку. В своей миниатюрной «Бразильской
сюите» автор чередует лирическое адажио, подвижное песенное андантино и
весёлое танцевальное аллегро, в котором ярче всего проявляется близость к
народной музыке.
Последний номер программы представляет музыку уже не Южной, а Северной
Америки. Композитор из США профессор Гарвардского университета Рэндалл
Томпсон
был известен как автор опер, симфоний и вокальной музыки различных
жанров. В программу диска включена его самая известная работа - Аллилуйя
(Hallelujah). Этот торжественный стройный хоровой антем (церковный
гимн) был написан по заказу знаменитого дирижёра Сергея Кусевицкого. Татьяна Маркелова Записи Петербургской Студии Грамзаписи
1976-1978гг.
Звукорежиссёр Феликс Гурджи - CD 1 (1,6-19), CD 2 (1-15) и из архива
Григория Сандлера.
Поясните проблему: не можете вообще начать скачивать или закачка обрывается в процессе...? Если проблема ещё не самоустранилась - перезалью первый диск.
Спасибо за замечетельную запись. Тут ведь и на прекрасный перевод текстов нужно обратить внимание,он очень хороший и невольно,кроме пения, начинаешь прислушиваться и к словам,где по отдельным фразам чувствуется настоящая поэзия.
Я сначала вообще это слушать не захотел,когда прочел,что это американские композиторы сочинили.Уж больно это словечко нервирует и раздражает.И тут думаю они отметились.А когда прослушал,обрадовался и благодарю за замечательную музыку,замечательный перевод, замечательный хор и всё такое.
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
Аудио/видеозаписи и литература предоставляются исключительно для ознакомления. После ознакомления они должны быть удалены, иначе, вероятно, Вами будет нарушен закон "об авторском праве и смежных правах".