Геннадий Рождественский - один из крупнейших дирижеров XX века. Дебютировал еще студентом - в Большом театре. Стоял за дирижерским пультом практически всех прославленных симфонических оркестров мира. Дискография включает более 700 дисков и пластинок, исполнил и записал с разными оркестрами все симфонии Гайдна, Бетховена, Брамса, Брукнера, Чайковского, Сибелиуса и других композиторов. Крупнейший интерпретатор музыки ХХ века, Рождественский познакомил отечественную публику со многими неизвестными ей сочинениями Шенберга, Прокофьева, Хиндемита, Бартока, Мартину, Мессиана, Мийо, Онеггера; по существу, он вернул России наследие Стравинского. Под его управлением прозвучали премьеры многих произведений. При выборе своих концерных программ Геннадий Рождественский давно
отказался от совета своих друзей и коллег "сыграть им (то есть нам,
слушателям), то что обычно играют", он пошел по более оригинальному в
целом, и традиционному для себя лично пути – исполнить то, что редко
звучит или не звучит вовсе. И ему всё равно, что о нём напишут в прессе. Обычно перед исполнением маэстро рассказывает любопытные подробности, а после погружает в суть музыки отличным исполнением.
В программе - французская музыка
В 40-е годы дирижёр Эрих Ляйнсдорф (1912-1993) сделал на основе единственной оперы Дебюсси "Пеллеас и Мелизанда" оркестровую сюиту, которую сам же исполнял. В 1989 году об этой интересной транскрипции вспомнил Рождественский и сыграл (кстати, через десять лет в 1998м Аббадо представил более расширенную версию сюиты (тоже есть запись), но Рождественский всё же был первый). Музыка Дебюсси в Пеллеасе предельно статична - созерцая психологические состояния своих героев, автор последовательно фиксирует малейшие, едва уловимые движения их души. В 1904м Дебюсси написал музыку к спектаклю "Король Лир". К сожалению, его вдохновения хватило лишь на два оркестровых отрывка продолжительностью пять минут - фанфару с громогласными трубами, которой открывается представление и трехминутную задумчивую интермедию "Сон короля Лира".
Король Лир (Le roi Lear), музыка к спектаклю, L. 107 (1904) I. Fanfare (1:25) II. Le Sommeil de Lear (2:30) Сюита из оперы "Пеллеас и Мелизанда" (Pelleas et Melisande, suite, arr. Erich Leinsdorf) Prelude. Une foret. Une fontaine dans le parc. Une chambre dans le chateau (20:45)
Морис Равель (1875-1937)
Испанская рапсодия (Rapsodie Espagnole, 1907) I. Prelude a la Nute (3:53) II. Malaguena (1:56) III. Habanera (2:27) VI. Ferie (5:51)
Государственный симф. оркестр Министерства культуры СССР Оркестр Московской гос. филармонии Геннадий Рождественский, дирижёр 1989, 1958
Балет Мийо "Колокола" (1946) основан на известной поэме Эдгара Алана По (на стихи, которой написаны и "Колокола" Рахманинова). Колокола звучат и тут, но музыка Мийо больше тяготеет к средиземноморскому колориту. Сюжет впрочем всё тот же - о бренности жизни. Балет о молодой невесте и ее женихе, начинается радостно и мелодично, но уже в "Бронзовых колоколах" атмосфера становится напряжённой, а истеричный финал - "Вакханалия" изображает похороны и Короля упырей, уносящего души несчастных Третья Симфония (1946) - симфония с хором, носящая подзаголовок "Te Deum", написана Мийо по заказу французского Радио в ознаменование мира и победы во Второй мировой войне. Музыка пылкая и религиозная. Начинается симфония с энергичных фанфарных звучаний, символа военной борьбы, которые во второй части сменяются медленной, задумчивой музыкой - воспоминаниями и размышлениями о военном времени, оркестру вторит хор без слов. Третья часть - интермедия-скерцо в народном духе. Финал - ликующая Пастораль, торжественный хоровой гимн "Тебя, Бога, хвалим" на литургические тексты В 1916 Мийо вместе с поэтом и дипломатом П.Клоделем, ставшим послом Франции в Бразилии, отправился в качестве его секретаря в Рио-де-Жанейро. Там он заинтересовался бразильским фольклором, народными песнями что впоследствии отразилось в его его Бразильских напевах (1921). В этой сюите танцев Мийо идёт по пути Сати и использует различные политональные комбинации, чтобы гармонически раскрасить простые бразильским ритмы. Это самое популярное из сыгранных здесь Рождествеским сочинений Мийо, в общем, что скрывать - непопулярного композитора
Колокола, сюита из балета по поэме Э.По, Op. 259 (1946) I. Увертюра (1:48) II. Серебрянные колокола (5:38) III. Золотые колокола (3:56) IV. Бронзовые колокола (4:28) V. Железные колокола (2:59) VI. Вакханалия (4:18) Бразильские напевы, сюита танцев для оркестра, Op. 67-б (1921) 1. Botafogo (2:08) 2. Leme (2:20) 3. Tijuca (2:15) 4. Laranjeiras (2:03) Симфония № 3 "Te Deum", для хора и оркестра, Op. 271 (1946) I. Tres fierement (6:13) II. Tres recueilli (8:49) III. Pastorale (4:10) IV. Hymnus Ambrosianus (9:44)
Ирина Каменева, сопрано Елена Золотова, сопрано Виктор Обносов, тенор Александр Капустянский, бас Государственная академическая симфоническая капелла России Геннадий Рождественский, дирижёр 1993
Вторая симфония для струнного оркестра с трубой ad libitum создавалась Онеггером в годы оккупации Франции (1941). На парижской премьере с Шарлем Мюншем маститый Ги Ропарц сказал: "Вот это - гениальная музыка!" При всей суровости общего тонуса бесспорен мужественный оптимизм её общей концепции, не зря неофициально она носит название "Симфонии Cопротивления". Драматургия произведения строится на контрасте агрессивных тем (в первой части), мотивов скорби и тревоги (во второй, написанной в форме Пассакальи), бурных неудержимых тем финала и венчающего симфонию гимна победе, провозглашаемого трубой. Гимн звучит в ореоле искусных контрапунктов, мотивных перекличек, фигуративных узоров, объединяющих темы всех предшествующих частей. Музыка симфонии насыщена терпкими, жёсткими звучаниями политональных наслоений, шероховатых секунд и септим, гроздей диссонантных созвучий, перечений встречных и противоположенных движений, которые лишь оттеняют лапидарность и рельефность тематизма Музыка к трагедии Габриэля д'Аннуцио "Федра" (1926) - впечатляющая работа, демонстрация здравой силы и высокого мастерства автора. Музыка "Федры" полна сгущённых экспрессивных красок, мрачных и тяжелых настроений, которые Онеггер умел выражать как никто другой из французских композиторов своего поколения. Федра - супруга афинского царя Тезея, воспылав преступной безответной страстью к своему пасынку, красавцу и охотнику Ипполиту, покончила жизнь самоубийством, обвинив его (в предсмертной записке) в домогательстве. Разгневанный Тезей призвал на Ипполита гнев богов, и юноша был растоптан конями
Симфония No. 2 для струнного оркестра и трубы ad libitum, H.153 (1941) I. Molto moderato (9:44) II. Adagio mesto (8:44) III. Vivace, non troppo (5:42) Федра, сюита из музыки к трагедии Габриэля д'Аннуцио, H.61A (1926) 1. Prelude (5:18) 2. Procession of Petitioners (2:07) 3. Prelude (6:31) 4. Damnation of Theseus (1:19) 5. Prelude (4:46) 6. Death of Phedre (3:02) Наполеон, музыка к фильму, три отрывка (1927) 1. Children's Dance (2:26) 2. Napoleon (1:10) 3. Empress's Chaconne (3:46)
Государственный симф. оркестр Министерства культуры СССР Геннадий Рождественский, дирижёр 1986
Дягилев, у которого в жизни не было детей в шутку называл Стравинского своим первым сыном, Прокофьева - вторым, а третьим - Владмира Дукельского - автора парижского балета "Зефир и Флора", поставленного Леонидом Мясиным в "Русских балетах Дягилева" в 1925 году и впервые записанного Рождественским спустя 70 лет. В основе сюжета балета - известный античный миф о любви двух братьев Борея и Зефира (олицетворяющих соответственно холодный и тёплый ветра) к Флоре в образе умирающей и возрождающейся от их дыхания природы. Cочинение было достаточно высоко оценено не только Дягилевым, но и Игорем Стравинским и Сергеем Прокофьевым (и неудивительно, потомучто оба были его друзьями и единомышленниками-Евразийцами). Интересна судьба Дукельского - всемирную известность бывшему псковичу, ученику Глиера принесла его "вторая жизнь", начавшаяся во время путешествия в Америку в 1921 году. Там Дукельский впервые слышит джаз, пробует писать джазовые темы и знакомится с Джорджем Гершвином (тоже, кстати, нашим человеком одесситом по происхождению). Совет Гершвина: «Продолжайте это дело, но возьмите американский псевдоним». Так появляется известное каждому любителю джаза имя: Вернон Дюк (т. е. Vernon Duke). Начиная с этого времени у Дукельского развиваются две параллельные биографии. С одной стороны он - гневно осуждающий конвертируемую в культурный товар идеологию модернизма трагико-романтический русский композитор, автор кантаты "Эпитафия" памяти С.Дягилева (1930, на слова Осипа Мандельштама). С другой стороны - как Вернон Дюк - он успешный производитель этого самого музыкального товара для Бродвея и Голливуда. Как композитор и писатель Дукельский чётко разделял между своим русским и американским "я": в «серьёзной» русской музыке он наследовал Прокофьеву и Стравинскому с их попытками создать национальную музыкальную форму и независимый от западноевропейских рецептов музыкальный язык; его композиции, всегда интересные по замыслу, отличаются гармонической и ритмической сложностью (что отчасти объясняет их отсутствие в широком концертном репертуаре), а его «коммерческая» музыка к музыкальным комедиям, шоу и кинофильмам отличается мелодическим богатством и редкой для такого типа музыки гармонической изощрённостью . В 40е годы Дукельский подумывал даже вернуться в СССР, Прокофьев выхлопотал для него разрешение, но в последний момент тот отказался...
Зефир и Флора, балет (1925) I. Ouverture et concert des Muses (5:07) II. Allegro comodo. Introduction (6:01) Divertissements des Muses Theme (3:21) Variation 1: Giacoso (1:12) Variation 2: Quasi toccata (1:29) Variation 3: Molto mesto (2:36) Variation 4: Allegretto comodo (1:09) Variation 5: Risoluto (1:21) Coda: Andante ma non troppo (2:29) IV. Con moto incalzando - Tempo di marcia (10:59) V. Finale (4:53) Эпитафия (памяти Дягилева), для хора и оркестра на сл. О.Мандельштама (1930) (14:17)
Инна Ахмадеева, сопрано Хор национального театра Нидерландов Residentie оркестр (Гаага) Геннадий Рождественский, дирижёр 1998
Да, Вы правы, у недоумения множество оттенков от "первый раз такое слышу, с чем это едят? ", до "всё мне тут ясно, но не моё ". Буду маленькими шажками пробираться от одного к другому, главное, минное поле для исследований есть. Вот Владимир Дукельский - абсолютная академическая загадка, а Вернон Дюк, как старый джазовый приятель.
5.Samantha Reding (Arte) (28 Августа 10 09:08)
[Материал]
<<Обычно перед исполнением маэстро рассказывает любопытные подробности, а после погружает в суть музыки отличным исполнением>>
Какой молодец. У нас бы так делали. А то я только, по-моему, одного Бушкова вспоминаю перед симфонией Корильяно. (скучнейшие речи худрука филармонии - не в счёт). Кто-то ещё был тоже....
Борис Робинсон.Самое удивительное,что он доктор экономических наук,а не музыкант.У него замечательное чувство юмора,правда с еврейским налётом,но на его концертных спичах это не отражается.
Тут конечно вы правы.Чувство времени у него связано с тем,что когда всю жизнь читаешь лекции по 2 часа,трудно заставить себя сжать тот же объём материала до 10 минут.Рождественский же рассказчик куда лучший чем дирижёр.
Спасибо за Рождественского! Категорически не соглашаюсь с 19. Константином. Рождественский - дай Бог ему долгих лет жизни - один из ЛУЧШИХ дирижеров мира, а уж современной России ( кроме Гергиева -) это точно.
Как дирижёр Рождественский может, и хорошо может - но не всегда хочет. Талантлив недюжинно, но и ленив не меньше. Хотя 4-ю Шостаковича с ним я не забуду никогда - над ней он трудился с доселе невиданным мною отношением. См. об этом мой комментарий здесь.
Мне кажется кроме дирижёра в исполнении и другие музыканты оркестра участвуют (не всегда талантливые), да и сочинения незнакомые, репетиций, наверное мало...
Вау! Вау! Вау! Спасибо Вам Огромное за величайшего из ныне здравствующих дирижеров мирового уровня! На мой вкус, лучше, чем Рождественского ныне в мире уже просто нет... По крайне мере, я не слышал ни одного.
Добрый вечер! Не сможет ли кто-нибудь из скачавших обновить ссылки на произведения Владимира Дукелького (он же Vernon Duke)? Оказалось, что их невозможно найти в сети ни на торрентах, ни где-либо ещё...
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
Аудио/видеозаписи и литература предоставляются исключительно для ознакомления. После ознакомления они должны быть удалены, иначе, вероятно, Вами будет нарушен закон "об авторском праве и смежных правах".