Приветствуем Вас, Гость.
Текущая дата: Пятница, 22 Ноября 24, 04:47
Главная страница » 2010»Август»18 » Музыка для волн Мартено: Мийо, Онеггер, Кёклен, Мессиан, Жоливе, Ландовски, Мартину, Домпьер, Мюрай, Ж.Шарпантье и др.
Музыка для волн Мартено: Мийо, Онеггер, Кёклен, Мессиан, Жоливе, Ландовски, Мартину, Домпьер, Мюрай, Ж.Шарпантье и др.
Волны Мартено (фр. Ondes Martenot) - электроакустический музыкальный инструмент фортепианного типа (иначе - электрофон), сконструированный французским изобретателем Морисом Мартено (Maurice Martenot, 1898-1980) в 1928 году. Использует тот же принцип формирования сигнала, что и его предшественник терменвокс - вакуумный ламповый осциллятор. Но в отличие от последнего имеет 7-октавную клавиатуру, а также нить с кольцом, надеваемым на указательный палец правой руки. В левой части инструмента расположена кнопка, играющая роль смычка. Для извлечения звука, музыканту необходимо нажать клавишу на клавиатуре, либо натянуть нить до соответствующей позиции и нажать левую кнопку. Сила нажатия на неё управляет атакой и громкостью. Рядом имеется переключатель режимов управления и переключатели тембра. Волны Мартено одновременно способны издавать только один звук, но это качество с лихвой компенсируется его богатым и насыщенным тембром - от мягких басов до пароксизма супервысокого фортиссимо, от игривого присвистывания до душераздирающего воя и звуков "летающей тарелки", а также различных приёмов звукоизвлечения от глиссандо до вибрато и тп.
Мартено впервые продемонстрировал свое творение 3 мая 1928 года в Париже. Необычный, как бы неземной, прилетевший из глубин космоса, одновременно кажущийся и радостным, и загадочным, и величественным звук потряс воображение слушателей. В начале это была маленькая коробочка, к которой Мартено прикреплял чертеж клавиатуры. В поисках своего пути Мартено объехал с этой коробочкой весь мир. Когда его музыку услышал Равель, он сказал: «Какой изумительный звук! Просто фантастика. Но панели управления не хватает способности колебаться». И Мартено усовершенствовал свое изобретение клавиатурой. Это было в 1937-м году. Но ещё до этого Равель сделал переложение для волн Мартено Матушки гусыни, Сонатины и Квартета. Оригинальные сочинения для Волн Мартено и оркестровую музыку с участием этого инструмента писали и другие известные композиторы - Артюр Онеггер, Дариюс Мийо, Шарль Кёклен, Богуслав Мартину, Оливье Мессиан, Андре Жоливе, Марсель Ландовски. Очень широко использовался этот инструмент в музыке для кино 30-50х годов (в основном в фильмах ужасов и скай-фай) для создания зловещих и потусторонних звуков
Симфония "Турангалила" Оливье Мессиана (1948) - одно из наиболее известных сочинений, включающих партию Волн Мартено. Как рассказывает известная исполнительница на этом инструменте Жанна Лорио: «инструмент привлек композитора необычайной музыкальностью и сверх того неземным звуком, парящим надо всем оркестром. Мессиан был католиком, и примерно такой звук ожидал услышать на небесах». За десять лет до Турангалилы 1937 Мессиан написал цикл пьес "Праздник прекрасных вод" для 6 волн Мартено, а уже после смерти Мессиана были опубликованы "Неизданные листки" для волн Мартено и фортепиано, где волны Мартено используются как лирический подголосок ведущему инструменту - фортепиано (очень красивые пьесы в духе Дебюсси) Дариюс Мийо в 1932 году сочинил пятичастную Сюиту для волн Мартено и фортепиано. В 1939м Шарль Кёклен написал сюиту для волн Мартено "К солнцу". Артюр Онеггер использовал волны Мартено в балете-пантомиме "Семирамида" (1931), в музыке к фильму "Идея" (реж. Бертольд Бартош, 1934) и сценической оратории-мистерии "Жанна д'Арк на костре" (1935). Богуслав Мартину в 1944 году сочинил Фантазию для волн Мартено, фортепиано, гобоя и струнного квартета. Концерты для волн Мартено с оркестром писали Андре Жоливе (1947) и Марсель Ландовски (1954). Волны Мартено использовал в своих сочинениях Пьер Булез, который сам был отличным исполнителем на нём и много сделал для популяризации этого инструмента. Несмотря на архаичность волн Мартено как электронного инструмента для него до сих пор сочиняют преимущественно французские композиторы, среди них Тристан Мюрай, Клод Вивье, Морис Жарр, Франсуа Домпьер и другие. В 1988 году волны Мартено были окончательно сняты с производства, тем не менее во французских музыкальных учебных заведениях до сих пор учат игре на этом инструменте
Предлагаю всем послушать наиболее известные сочинения крупнейших французских композиторов для волн Мартено - сольные, камерные и с оркестром
* На фото изобретатель Морис Мартено и его сестра Жаннет у своего детища
Vers le soleil, 7 monodies pour ondes Martenot (1939) 1. Reveil dans la lumiere (1:24) 2. Berceuse marine (1:52) 3. Les mouettes (1:02) 4. Repos (3:31) 5. ___ (0:26) 6. Les Sirenes (4:15) 7. Final (0:54)
Kyriades, double concerto for ondes Martenot, piano, string orchestra & percussion (2001) Thomas Bloch, Ondes Martenot Bernard Wisson, piano Thomas Bloch Waves Orchestra
Я тоже внезапно загорелся Идеей Оказалось всё о чём пишут легко найти. Турангалилу я не грузил - у всех есть, Семирамида и Жанна д'Арк Онеггера тоже выкладывалась. Булеза даже не искал, ибо не знаток, хотя тоже интересно.
Не надо путать искусство с тяжёлыми буднями мартеновцев! Музыка Волн Мартено вообще далека от любых производственных реалий, ибо соткана из тишины, хотя и при помощи электричества.
Спасибо за интересную подборку! Была когда-то Декада французской культуры в СССР. Приезжал хороший дирижёр Шарль Брюк. Состоялось 3 концерта новой французской музыки. Жоливе там исполняли...Пока слушаешь, вроде интересно, а потом никаких воспоминаний... В антракте все сгрудились у эстрады - разглядеть необычный инструмент. Но снизу так ничего и не увидели. Позже Светланов исполнил Турангалилу - интерес был огромный. Потом Турангалилу стали часто передавать по радио, и интерес к ней ослаб...
Эх, где наш Ансамбль электромузыкальных инструментов п/у Вячеслава Мещерина?! Вот было искусство понятное народу!
Жоливе больше на тембр и ритм обращал внимание, хотя интересные и даже мелодичные сочинения у него есть А кстати в википедии пишут, что первым для подобного типа инструментов (для терменвокса) написал сочинение Шостакович - музыку к фильму Одна, так что мы тут первые
Спасибо. У меня в коллекции есть ещё вот такой канадский диск: http://www.amazon.co.uk/dp/B001HBX8YG?tag=musiccriti-21&camp=1406&creative=6394&linkCode=as1&creativeASIN=B001HBX8YG&adid=03206ZPB6KJV7D1GG2XE&
Там Мессиан и переложение квартета Равеля специально для Волн Мартено, прекрасное исполнение - могу выложить, если есть интерес!
Спасибо за Мессиана, нечеловечески красивая музыка.
"...известная исполнительница на этом инструменте и впоследствии жена Оливье Жанна Лорио..." - нет. Женой Мессиана была Ивон(на) Лорио, пианистка. А Жанна Лорио, игравшая на волнах Мартено - это её младшая сестра. Т.е. "жену" надо бы исправить на "свояченицу".
Вспомнил ещё одного "знатного мартеновца" и ученика Мессиана - Жака Шарпантье.
Вот здесь - его Концертино для Волн Мартено, струнных и перкуссии, написанное после путешествия по Индии в 1953-54 (YouTube): http://tinyurl.com/357gdl5
А здесь - http://files.mail.ru/JCPJZRJCPJZRJCPJZRJCPJZRJCPJZRXX - рип с винилового диска с премьерной записью этого Концертино (APE потреково):
Jacques Charpentier
Concertino "alla française" pour Ondes Martenot, cordes et percussion
Кстати, как правильно перевести названия частей у Кёклена? А то с французским я не дружу. "Reveil dans la lumiere" - "Пробуждение в свет" (?); "Рассвет"? "Berceuse marine" - "Морская колыбельная"? "Repos" - "Покой"? "Отдых"?
Значит с инструментом проблемы решены уже? Вы крутой Нот пока не встречал. Есть ещё вот такая пластинка http://www.ondes-martenot.net/omdb/omdb_album.php?id=104
Мессиан - "Праздник прекрасных вод", Мийо - Сюита, Жак Шарпантье - "Лалита" (не Лолита - мечта всех мужчин, а из индийской мифологии :)). Исп. Жанна Лорио
Ну.... Скорее всего решены проблемы научного подхода к изучению данного инструмента. Хотя, поиграть на инструменте тоже хотелось бы..... А за ссылочку спасибо...
Да, действительно, очень редкий инструмент. Но, думаю, уже есть надежда, что скоро он повысит свою популярность... Текст из MusicBox #30 уже мне известен. Наверно, это единственный текст на русском, который может дать полную информацию об этом инструменте (на сегодняшний день). Хотя, возможно, это не так. А остальные ссылки очень интересны, особенно со ссылкой на выставку "Поколение Z". Огромное Вам спасибо.
Скажите пожалуйста. Есть ли перевод названий частей 7-ми монодий Ш.Кёклена (Charles Koechlin). Если кто-то знает перевод, поделитесь пожалуйста. Очень надо... Заранее благодарю...
К солнцу, 7 монодий для волн Мартено 1. Пробуждение на рассвете 2. Морская колыбельная 3. Чайки 4. Покой 5. ___ 6. Сирены 7. Финал
В сюите "К солнцу" для волн Мартено соло (1939) непривычный воющий потенциал этого инструмента держится Кёкленом под контролем с помощью напевающей дамы-ностальгии. Эти семь поэтичных пьес с водной тематикой, сиренами и прочим были написаны во время морского путешествии из Марокко во Францию. Красивые звуки "божественного трубопровода" прерываются лишь однажды - в неназванной странно короткой бурной 5й части
Весь альбом - тут (Musique de Chambre, CD3) http://intoclassics.net/news/2010-09-05-18386
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
Аудио/видеозаписи и литература предоставляются исключительно для ознакомления. После ознакомления они должны быть удалены, иначе, вероятно, Вами будет нарушен закон "об авторском праве и смежных правах".