Жермен Тайфер (фр. Germaine Tailleferre) родилась 19 апреля 1892 года в одном из пригородов Парижа. Мать занималась с ней фортепиано. Отец не считал музыку подходящим для молодой девушки увлечением и не желал оплачивать расходы на учителей. Твёрдо решив заняться музыкой, в отместку отцу слегка изменив свою фамилию (с Tайфес на Тайфер) девушка поступила в 1912 году в Парижскую консерваторию. Училась у Шарля М. Видора, Жоржа Коссада, Шарля Кеклена. За годы, проведённые в консерватории, получила первое место по нескольким дисциплинам (аккомпанемент, гармония, контрапункт). Среди её друзей были будущие знаменитости - Артюр Онеггер, Дариюс Мийо и Жорж Орик. Исполнение написанного Тайфер Струнного квартета (1918) привлекло внимание музыкальной общественности. Ей симпатизировал даже обычно едкий Эрик Сати, называя её "fille musicale" и другие известные музыканты. Благодаря новым друзьям, Жермен познакомилась с богемными обитателями Монмартра и Монпарнаса - кварталов, любимых художниками, артистической молодёжью, поэтами и писателями - Пикассо, Модельяни, Аполлинером, Полем Валери и конечно падким на сенсации Жаном Кокто. Девушку пригласили в группу "Новые молодые", которая вскоре стала именоваться «Шестёркой» по аналогии с Могучей кучкой (известной во Франции как "Русская Пятёрка"). 15-ого января 1918 она стала полноправным членом их группы. Публикация манифеста Кокто "Петух и арлекин" сделала её знаменитой как единственную женщину в содружестве мужчин-композиторов
В 1923 году Тайфер начала проводить много времени с МорисомРавелем в его доме в Монфор-Л`Амори. Taйфер познакомилась с Равелем в Сен-Жан-де-Луз в 1920 году, тот заинтересовался творчеством девушки и даже предложил ей участвовать в конкурсе на Римскую премию. Эти отношения не были романтическими, как утверждают некоторые источники, а скорее носили характер дружеского профессионального общения. Хотя и весьма своеобразного. Равель в это время был очень впечатлён музыкой Стравинского и Шестерки, и заставлял Жермен играть ему их сочинения часами, а потом они шли на прогулку по окресностям Монфора, хотя взамен Равель всё же давал некоторые советы молодой "композиторше" по части оркестровки и композиции. Несколькими годами позже Тайфер внезапно прекратила всякие отношения с Равелем, отказавшись открыть конкретную причину, даже своим близким друзьям.
Затем последовали замужество и несколько лет семейной жизни в США - в 1925 году Тайфер выходит замуж за американского карикатуриста Ральфа Бёртона и переезжает в Манхэттен, Нью-Йорк. Тогда же она познакомилась с Чарли Чаплиным, старавшимся безуспешно уговорить её сотрудничать с Голливудскими киностудиями. Прожив с мужем в США вплоть до 1927 года, она снова возвращается во Францию и через некоторое время разводится по причине навязчивой ревности мужа, из-за которой тот даже пытался покончить с собой. Как реакцию на развод можно рассматривать, сочинённые в 1929 году "6 французских песен" на стихи о семейных размолвках эмансипированных женщин, каждая из 6 песен была посвящена одной подруг Жермен (этой пожалуй единственное выражение феминизма в творчестве Тайфер). В 1931 она вышла замуж ещё раз - за французского адвоката Жана Леже. Второй муж Тайфер не был ревнивцем, но весьма скептически относился к её занятиям композицией, что в конце концов снова привело к размолвкам, хотя они и остались в браке. В 1937 совместно с композиторами, примкнувшими к антифашисткому фронту, Тайфер участвовала в создании массового спектакля "Свобода". Затем, уже в разгар войны ей пришлось спасаться бегством из своего дома в Ницце. Она бежала через Испанию в Португалию, а оттуда на корабле – в США, где прожила несколько лет в Филадельфии. После войны в 1946 году она снова возвращается на Родину, пишет симфоническую, камерную музыку, оперы, музыку для кино. Большее число произведений композитора оставалось неопубликованным до её смерти. В 1955 году Леже и Тайфер официально развелись. После брака у Жермен осталась дочь Франсуаза. С ней у Тайфер тоже были интересные взаимоотношения, из-за непростой личной жизни последней ей пришлось взять под опеку ребёнка Франсуазы. В 1970 году Тайфер стала профессором "Cхола Канторум", но вскоре оставила пост из-за отсутствия студентов на ее уроках. С помощью общего знакомого она встретилась с композитором Дезире Донденом, который заказал ей несколько сочинений и помог осуществить несколько проектов. В 1978 году Жермен, в возрасте 84-х лет, чтобы материально поддержать себя и внучку начинает работать аккомпаниатором в частной школе в Париже. Композитор не прекращала сочинять практически до самого конца своей жизни - 7 ноября 1983 года
Жермен Тайфер - автор произведений самых разных жанров - опер, балетов, инструментальных концертов, сочинений для всевозможных камерных составов, фортепино, органа, гитары, а также вокальных и хоровых композиций. Наиболее известны её вещи 20-30х годов - написанный для Альфреда Корто Фортепианный концерт (1924) с мотивами из 3го Бранденбургского концерта Баха и с гармониями Равеля и Стравинского, Концертино для арфы и оркестра (1928) и необычный по составу Кончерто гроссо для двух фортепиано, восьми женских и мужских голосов, саксофона и оркестра (1934), названный критиками 'взрывом солнечнего света'. В 1924 Русский балет Дягилева заказал Тайфер балет "Новая Цитера", предназначенный для постановки в 1929 году, однако из-за смерти Дягилева эта постановка не состоялась (существуют лишь отрывки в переложении для 2х ф-но). Из камерных сочинений, кроме известного Квартета (1918), стоит назвать две скрипичные сонаты - Первая была написана для друга Тайфер Жака Тибо и была впервые исполнена в 1922 году Тибо и Альфредом Корто в Париже. Вторая соната для скрипки и фортепиано (1948) - это переложение скрипичного концерта 1936 года (без каденции) ноты которого были утеряны во время войны. Часто исполняют сонату для арфы, атональную сонату для кларнета соло (1957), а также Трио для ф-но, скрипки и виолончели созданное, юной Тайфер ещё в 1916 году и отредактированное уже в конце жизни (1978).
Фортепианные сочинения Тайфер в общем продолжают традиции Форе и импрессионистов. Ранние (Импромту и Романс -1912-13) написаны во время учёбы в консерватории, ещё одна пьеса 1914 года, обнаруживающая влияние Равеля (Pas trop vite) была найдена в рукописях совсем недавно. Известная Пастораль в re (1919) была сочинена для альбома"Les Six" - сборника фортепианных пьес всех участников 'Шестёрки', кроме того Жермен поучаствовала в трибьюте "Посвящение Дебюсси" (1920). Вообще, она очень любила посвящать пьесы своим любимым мужчинам, например музыкантам - Жаку Тибо или Альфреду Корто. На партитуре Сицилианы и ещё одной Пасторали 1928 года стоит посвящение первому мужу, а пьеса "Павильон в Эльзасе" посвящена пианистке Маргарет Лонг. В 1930 написан фортепианный цикл "Цветы Франции" в духе салонных фортепианных пьес 18 го века, где очень изящно воплощены образы цветов различных областей Франции - от жасминов Прованса до васильков Пикардии. Некоторые её пьесы являются парафразами других сочинений. Так пьесы "Собаки", "Пастораль инков" и "Бретань" написаны по мотивам музыки к фильмам, "Фуга зонтика" - на темы из оперы. "Пьеса в форме Самбы" - транскрипция второй части известной арфовой сонаты, пьеса "Мечты" (1964) тоже транскрипция из "Посвящения Рамо" для 2х фортепиано и ударных. Последнее оригинальное фортепианное сочинение Тайфер - Партита (1957) посвящено дочери Франсуазе.
Несмотря на помехи творчеству, чинившиеся мужьями и жизненными обстоятельствами она сочиняла в большинстве жанров с неоклассической беглостью. Её стиль, сформировавшийся под влиянием Форе, Равеля и Стравинского отличали изящная спонтанность и нежный юмор. Даже экспериментируя с неоклассицизмом и 12-тоновой техникой, она никогда не теряла свойственное ей чисто женское музыкальное очарование, пикантность, изящество, краткость, остроумие и изысканность, которые так тесно связаны с самой сущностью французской музыки. Несмотря на очевидную стилистическую эклектичность, её музыкальный язык тем не менее, остаётся чрезвычайно целостным, логически связанным, гармоничным, и вместе с тем энергичным и поэтически необычным. Для сочинений Тайфер характерно очень интересное с тембральной точки зрения звучание. Её музыка легко слушается и приятно играется. Жан Кокто назвал Тайфер "Мари Лорансен музыки" (Мари Лорансен - французская художница и гравёр, которая имела тягу к светло-розовым и голубым тонам, а также к забавным персонажам). Это довольно неудачное сравнение, потому что при ближайшем рассмотрении становится ясно, что музыка Тайфер заключает в себн большую дозу фовизма, исключающего сладость, и скорей всего ближе к живописи французской художници русского происхождения Сони Делоне, спектральные цвета и дуговые линии в живописи которой нередко соотносятся с реальностью динамичной, бурлящей жизни и типично женским взглядом на эту жизнь. Пережив шумный успех и пристальное внимание публики в 20-30е годы, востребованность в 40е и почти полное забвение впоследсвии, Тайфер всегда скромная и недостаточно уверенная в своих силах, сама подвела итог своего творчества следующим образом: "Я сочиняю музыку, потому что она развлекает меня. Я знаю - она не такая уж значительная эта музыка, но это - веселая, беззаботная музыка, с определённой долей лукавства" На сегодняшний день - Жермен Тайфер одна из самых записываемых женщин-композиторов в мире
В программе: Образ для фортепиано, флейты, кларнета, струнного квартета и челесты (1918), Струнный квартет (1917-1919), 2 сонаты для скрипки и фортепиано (1932, 1948 - арр. скрипичного концерта), Форлана для флейты и фортепиано (1972), Соната для кларнета соло (1957), Арабеска для кларнета и ф-но на темы оперы "Маленькая сирена" (1972), пьесы для фортепиано, Баллада для ф-но с оркестром (1923)
Image pour piano, flute, clarinet, string quartet, & celesta (1918) (3:15) Quatuor a cordes (1918) I. Modere (2:27) II. Intermede (2:32) III. Finale (5:11) Sonate pour violon et piano No. 1 (1921) I. Modere sans lenteur (5:17) II. Scherzo (2:36) III. Assez lent (3:57) IV. Final: Tres vite (4:13) Sonate pour clarinette solo (1957) Allegro Tranquillo (2:48) 2. Andantino Expressivo (1:25) 3. Allegro Brioso (1:34) Arabesque pour Clarinet et Piano (on a theme from the opera "La Petite Sirene") (1972) (3:01) Sonate pour violon et piano No. 2 (arrangement of Violin Concerto) (1936-1948) I. Allegro non troppo (4:13) II. Adagietto (3:44) III. Final: Allegro (4:43) Forlane pour flute et piano (1972) (2:41) Trio pour piano, violon et violoncelle (based on earlier Piano Trio 1916, rev. 1978) 1. Allegro animato (3:41) 2. Allegro vivace (3:00) 3. Moderato (2:57) 4. Tres anime (3:19)
Fanny Mendelssohn Quartet Angela Gassenhuber, piano Deborah Marshall, clarinet Ulrike Siebler, flute Heiko Stralendorff, celeste
1-2. LA NOUVELLE CYTHERE: BALLET POUR DEUX PIANOS (III scene et finale) 1929 3. CHORAL ET VARIATIONS for 2 PIANOS (1979) (5:09) 4. FANDANGO 2 PIANOS (1920) (3:03) 5. SUITE Il tait un Petit Navire 2 PIANOS (1951) (3:33) 6. INTERMEZZO (1946) (3:10)
Спасибо большое, очень интересно! Ксожалению, ноты не находятся в обозримом и-нете. Может, у кого-то из погруженцев есть? Например, скр.сонаты или Трио... Спасибо!
Ту выкладку хотел посвятить дню святого Валентина, но такие дискусси развернулись, что пришлось снять. Со временем и моё отношение к музыке Тайфер изменилось, всё-таки как не хороши авангардные течения 20 го века, но приверженность традиции и мелодии и типично женский взгляд тоже заслуживают уважения
Спасибо, пламенный Вы наш следопыт! Обычно раньше везде писалось-"Тайефер", но это детали. Одно время занимались поисками репертуара для 2-х ф-но, а тут вон сколько! но ноты, наверное, искать бесполезно...
Merci beoucoup pour une belle cadoux! Благодарю! ну, Олег, вы их как кроликов из шляпы таскаете! ну что ни скажи-нате! Что б Вам такого сказать, чтоб не так сразу... Это лето я посвятил чтению франц. авторов-дополню музыкой
ООО. да тут есть, в чём покопаться! Merci encore! Шо ж такое-тут французы, сзади по ТВ "Сказки Гофмана", на ночь Золя почитаю, в пятницу на приём во фр. посольство пойду, обложили!!!
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
Аудио/видеозаписи и литература предоставляются исключительно для ознакомления. После ознакомления они должны быть удалены, иначе, вероятно, Вами будет нарушен закон "об авторском праве и смежных правах".