Если французская «Шестёрка» дала как минимум троих композиторов первой величины, то из «Аркейской школы» по большому счёту вышел только один крупный композитор - Анри Соге. Из четверых соратников по школе особенно близок ему был Роже Дезормьер, который заразил Соге своим увлечением французской музыкой 17-18 веков, в первую очередь Люлли и Рамо. Это вскоре проявилось в сочинённой Соге Сюите танцев для фортепиано под общим названием "Франсезы" по аналогии с полонезами или аллемандами (1923-1925). А спустя 40 лет он напишет "Королевскую сюиту" для клавесина c отголосками музыки рококо времён Марии Антуанетты. Уже сами названия частей сюиты напоминают нам музыкальные и живописные образы искусства Барокко и Рококо: «Реверансы», «Пересуды», «Злословия», «Ностальгия»… В некоторых случаях аналогии напрашиваются сами собой. Так, «Пересуды» заставляют вспомнить пьесу Ж.-Ф. Рамо «Болтливая» из Концертных пьес для клавесина и ансамбля инструментов. Заключительные аккорды последней части – «Ностальгия», – наполненные щемящими хроматизмами, вызывают в памяти похожие эпизоды в знаменитой «Хроматической фантазии» ре-минор И. С. Баха. И при этом мы ни на минуту не забываем, что слушаем произведение композитора XX века.
Творчество последних двух лет жизни "аркейского мэтра" Эрика Сати, внезапно вернувшегося к мелодичной благозвучной музыке также сыграло большую роль в формировании музыкального языка Соге, оставшегося чуждым всякому жёсткому авангарду. Можно только констатировать, что не Сати периода «Парада» стал творческим ориентиром для Анри Соге (как это было в случае «Шестёрки»), а прежде всего Сати времени их личного знакомства, 1923-1924 годов, когда были написаны его последние неоклассические и неоромантические партитуры «Приключения Меркурия» и «Спектакль отменяется». Именно к этому времени относятся слова Анри Соге, на долгие годы ставшие своеобразным манифестом его творческого лица: «Быть современным — совсем не означает имитировать в музыке всяческий механизм и машинизм нашей промышленности… Эта чисто „внешняя" сторона нашей цивилизации совсем не годится для омузыкаливания. Музыка должна стремиться выразить сущность современного человека „изнутри" и при этом простыми, скупыми и скромными средствами, как это всегда было присуще французскому искусству». Уже в первых сочинениях Соге (например, в Cонатине для флейты и фортепиано, написанной 22х летним Анри или Фортепианном концерте - 1934) были заметны в точности те же стилистические наклонности, которые в 20е-30-е годы были присущи и многим другим его современникам, не прошедшим мимо опыта Сати, такими как Франсис Пуленк или Жак Ибер. Причём именно с Пуленком долгие годы Анри Соге был особенно дружен и близок как в творческом отношении, так и связан с ним отношениями личной симпатии. Спустя тридцать лет сам Пуленк недвусмысленно говорил об этом в книге своих воспоминаний: «…Безо всякого сомнения, для меня и для многих других композиторов Сати открыл совершенно новый путь. Разумеется, я не говорю, что все музыканты моего поколения находились под влиянием Сати, но Орик, Мийо, Соге и я не можем не признать Сати своим вождём». Со своей стороны и Анри Соге относился к Франсису Пуленку как к старшему брату по творчеству, а временами даже оценивал его музыку - почти как свою собственную, настолько их стилистические предпочтения были близки и родственны. Тем не менее, композиторская карьера Соге была отмечена индивидуальностью. Оставшись неоромантиком до конца жизни, развивая в своих лучших произведениях традиции Дебюсси, Сати, Пуленка и французского Рококо он избегал сложных и загроможденных музыкальных структур, предпочитая ясность и простоту.
http://ru.wikipedia.org/wiki/Соге, Анри
В программе сочинения Анри Соге разных лет:
Камерная музыка: Сонатина для флейты и фортепиано (1923), "Игры любви и случая" - сюита для 2х ф-но (1932), Сюита для кларнета и ф-но (1935), Баллада для виолончели и ф-но (1960), Буколическая сонатина для саксофона и фортепиано (1964)
Сочинения для фортепиано: "Франсезы" (1923-1925), "Листки из Альбома" (1927-1929), "Романс в До" (1929), "Поэтические пьесы для детей" - 2 тетради (1933-1934), "Колониальная ночь на берегах Сены" (1937) и Королевская сюита» для клавесина (1962)
Три танца для оркестра (1938), Концерты для Фортепиано с оркестром № 1 (1934) и для Гармоники с оркестром (1970)
Sonatine pour flute et piano (1923) 1. Allegro (3:09) 2. Andante (3:35) 3. Presto (2:47) Ballade pour violoncelle et piano (1960) (8:04) Les jeux de l'amour et du hasard, pour deux pianos (1932) 1. Preambule (1:28) 2. Poeme (2:11) 3. Jeu (2:53) 4. Nocturne (1:39) 5. Serenade (2:35) Suite pour clarinette et piano (1935) 1. Vif (2:11) 2. Menuet (2:56) 3. Toccata (3:45) 4. Reverie (4:17) Sonatine bucolique, pour saxophone et piano (1964) 1. Eglogue (4:03) 2. Chanson champetre (3:08) 3. Rondeau pastoral (4:43)
Chiharu Yachibana, Shizuko Takeda Sook-Jung Lee, Sun-Jung Lee Fabrice Lanoe, Christelle Holleville Eric Perrier, Isabelle Henrich
Trois Françaises (1923) No.1 (1:44) No.2 (2:16) No.3 (2:00) Trois Nouvelles Françaises (1925) No.4 (2:31) No.5 (3:28) No.6 (3:07) Feuillets d'Album (1927-1929) I. Une Valse (3:22) II. Un Nocturne (2:54) III. Un Scherzo (2:04) Romance en Ut (1929) (2:58) Nuit Coloniale Sur Les Bords de la Seine (1937) (3:24) Piéces poétiques pour Enfants, 2 sets (1933-1934) 1er Cahier: I. Visite a Schumann - II. Le Chasseur perdu - III. Les Cyclistes - IV. Le Juif errant passe - V. Les Pompiers - VI. Le Chanteur des rues (7:34) 2nd Cahier: VII. Paul et Virginie - VIII. En colere - IX. L'Enfant de troupe - X. Souvenir de vacances - XI. Jour de fete (6:17)
Concerto pour Piano et orchestre No.1 en la minor (1934) I. Andante assai - Allegro moderato) (7:17) II. Lento quasi adagio (5:23) III. Allegro molto (6:08)
Вассо Девеци, фортепиано Государственный симфонический оркестр СССР Геннадий Рождественский, дирижёр
Concerto pour harmonica et orchestre "Gardens" (1970) I. Andantino con gracia (5:55) II. Allegretto vivo e con fantazia (6:03) III. Allegro vivace e scherzando (4:00)
Claude Garden, harmonica Orchestre de la O.R.T.F. Henru Sauguet, cond.
1-2. Arthur Honegger - Mermoz (1943) 3-5. Maurice Thiriet - Les visiteurs du soir (1942) 6. Henri Sauguet - Clochemerie (1947) 7-19. Jean Françaix - Si Versailles m'étai conté (1954)
Orchestre de la Societé des Concerts du Conservatoire Georges Tzipine, cond.
Чем рифмовать Соге к ноге Вспомнили бы про французского поэта Поля Оге Который говорил: Опыт есть совокупность наших разочарований Могли бы избежать про "не моге" признаний
Шутить похоже Вы не склонны, Мои сравненья понимать, Но... и без Вашего поэта Смогу Соге я срифмовать.
Нога, как рифма, не подходит. Забудем и о сапоге. И по дуге (ну, чем не рифма?) Вернёмся к нашему Соге.
Аркейской школы представитель, В зубах навязший уж Соге, Мне очень даже симпатичен. О нём писать , как о враге Я не намерен. Закругляюсь! Итак уж длинным вышел спич. А то действительно заедет Мне по башке большой кирпичЪ!
И всёж Соге нечастый гость в нашем блогЕ Он к нам пришёл как друг из Франции с приветом Могли бы обойтись без кирпичЪа и без "ноге" Сказали бы мерси и Всё. Жду вашего ответа
Здравствуйте! Обновите,пожалуйста,ссылку на диск с Piéces poétiques pour Enfants, 2 sets (1933-1934). Заранее благодарю!С уважением, Елена.
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
Аудио/видеозаписи и литература предоставляются исключительно для ознакомления. После ознакомления они должны быть удалены, иначе, вероятно, Вами будет нарушен закон "об авторском праве и смежных правах".