Леонард Бернстайн и Нью-Йоркский Филармонический оркестр играют популярные французские симфонические произведения
Симфоническое скерцо "Ученик Чародея" по балладе Гёте о юном ученике мага, который подсмотрев некоторые обряды своего учителя, но не поняв их сущности, вызывает к жизни некие темные силы, принесло композитору Полю Дюка мировую известность. Композиторское мастерство Дюка, его живая, оригинальная оркестровка и самобытный стиль, а главное необычайная яркость образов и предельная выразительность всего действия покорила слушателей этого сочинения. До сегодняшнего дня эта замечательная пьеса занимает видное место в репертуарах симфонических оркестров всего мира.
Камиль Сен-Санс сочинил четыре симфонических поэмы. Одна из них, ставшая особенно популярной - "Пляска смерти" (Danse macabre) по поэме Анри Казалиса аналогична хорошо известным в наше время литературным и кинематографическим «страшилкам». Это фантастическая ночная сцена, разыгрываемая на кладбище. Колокол бьёт полночь. Смерть играет на скрипке и вершит свои жуткие дела, танцуя вальс, под который встают из гробов покойники, лязгая костями. Как партитура, симфоническая поэма "Пляска смерти" представляет одно из высших достижений Сен-Санса - столь удивительно она стройна, богата красками и прозрачна. В программных деталях поэмы (звон арфы, бьющей полночь на фоне выдержанной ноты валторны вначале, свист и вой хроматических гамм, легкая трель скрипки соло и флейты в коде, подобная жужжанию зимнего ветра и т. п.) сказалось стремление Сен-Санса к звуковой наглядности
В сцене знаменитой еврейской Вакханалии из оперы "Самсона и Далилы" Сен-Санса, филистимляне, а с ними и коварная Далила, любовь к которой погубила Самсона, радостно празднуют свою победу над иудеями - выглядит и звучит это всё весьма живописно
В 1882 Эммануэль Шабрие совершил путешествие в Испанию, после которого на следующий год появляется оркестровая рапсодия «Испания», ставшая наиболее известным произведением композитора. Музыка рапсодии легка, оптимистична, ярка, мелодична и отличается богатством гармонии, ритма и оркестровки. Кроме чисто музыкальных достоинств, следует отметить влияние "Испании" шабрие на аналогичные произведения на испанскую тему Клода Дебюсси и особенно Мориса Равеля
Знаменитая равелевская "Павана" была написана композитором ещё в консерватории, в 1899 году. Равель дал ей название «Павана в честь умершей инфанты», весьма заинтриговав слушателей и коллег (ведь павана - это старинный бальный танец - при чем же здесь мертвая инфанта?). Но Равель в ответ на недоуменные вопросы спокойно пояснял, что выбрал это название только лишь ради приятной аллитерации. Структура этого небольшого опуса проста и полностью соответствует старинным указаниям, предписывающим этому степенному танцу иметь "три повторения, между которыми можно петь". Действительно, одна и та же мелодическая фраза повторяется трижды, видоизмененная единственно различной детализацией сопровождения. Две более выразительные интермедии разъединяют её, причем вторая в своем изложении уже не приводит к рефрену, деликатно порывая, таким образом, с четкой симметрией развития.
Орфей в аду - одно из самых популярных произведений Оффенбаха. Этот композитор впервые вынес французские бульварные танцы (канкан, вальс, галоп) на большую оперную сцену. Интересно, что известная увертюра к "Орфею" которую часто исполняют отдельно, вообще не принадлежит Оффенбаху, это позднейшая компиляция из мелодий оперетты. Сам Оффенбах редко писал большие увертюры. Автор её австрийский композитор и дирижер Карл Биндер
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
Аудио/видеозаписи и литература предоставляются исключительно для ознакомления. После ознакомления они должны быть удалены, иначе, вероятно, Вами будет нарушен закон "об авторском праве и смежных правах".