Ганс Лео Хасслер (нем. Hans Leo Haßler 26 октября 1564, Нюрнберг — 8 июня 1612, Франкфурт-на-Майне) — немецкий композитор и органист эпохи позднего Ренессанса и раннего Барокко. Один из самых значительных композиторов развивших итальянский стиль в Германии в начале семнадцатого века.
Ганс Лео Хасcлер родился в Нюрнберге и крещен 26 октября 1564. Его отец Исаак Хасслер был каменщик и музыкант в Нюрнберге, Ганс и его два брата получили первые уроки музыки от своего отца, и все стали музыкантами. В 1584 одним из первых немецких композиторов того времени отправился для продолжения обучения в Италию, это был период пика активности венецианской школы, чей многохоровой (антифонный) стиль блистал не только в Венеции, но и за её пределами.
В Венеции Хасслер подружился с Джованни Габриели, вместе они учились композиции и игре на органе у Андреа Габриели, дядя Джованни, а также Хасслер учился и у самого Джованни, у которого уже был опыт и школа Орландо ди Лассо. После смерти Андреа Габриели, Хасслер возвращается в Германию во второй половине 1585 и поступает на службу органистом к купцу и банкиру Октавиану II Фуггерe в Аугсбурге, вместе с ним работали музыкантами и его два брата.
Аугсбургские годы были чрезвычайно творческими для Хасслера, кроме того он стал широко известным композитором и органистом, хотя его возможности были ограничены протестантской верой на землях с доминированием католиков. Кроме как композитор и органист, Хасслер также был востребован, как консультант и продавец органов. Постоянно обогащая свой опыт, он полностью изучил механическую конструкцию инструмента и разработал заводной орган для императора Священной Римской империи Рудольфа II.
В 1601 Хасслер вернулся в Нюрнберг, где стал капельмейстером (директором городской музыки) и "императорским придворным" короля Рудольфа II. В 1604 Хасслер женился на Кордуле Клаус, дочери влиятельного торговца в городе Ульме, и стал членом купеческой гильдии. В 1608 он переехал в Дрезден, где стал работать сначала органистом, а потом капельмейстером у курфюста Саксонии Кристиана Второго. Ганс Лео Хасслер умер 8 июня 1612 во Франкфурте-на-Майне от туберкулеза. После его смерти Михаэль Преториус и Генрих Шютц заняли его придворную должность.
Хасслер был один из первых, кто развил инновационный венецианский стиль в Германии. Через свои песни "в иностранных манерах" он принёс виланеллы, канцоннеты и другие итальянские музыкальные формы. Влияние Хасслера как первого великого немецкого композитора, совершившего "Итальянское путешествие", было одной из причин итальянского музыкального господства в немецкой музыке и общей тенденции немецких музыкантов в получении образование в Италии. Хотя музыканты масштаба Орландо ди Лассо работали в Германии и до Хасслера, они представляли элегантную, но уже устаревшую школу полифонии "Первой практики" эпохи Возрождения. Музыканты, такие как Хасслер, а затем Шютц, вносили стиль кончертато и антифонную идею в немецкую культуру, создавая первый и самый важный центр развития музыки Барокко за пределами Италии.
Хасслер был протестантом, несмотря на это, он написал много католической церковной музыки. Будучи на службе у Фуггера, Хасслер посвящает ему церковные песнопения и книгу, куда вошли мессы для 4-х - 8-ми голосов. Совмещая протестантскую веру и требования католической церкви, Хасслер умело сочиняет свои композиции таким образом, что многие из его работ могут быть использованы как в римско-католической, так и в лютеранской церкви. За всё время, проведённое в Аугсбурге, он создал только две работы, которые были специально предназначены только для лютеранской церкви.
Хасслер также написал большое количество светской музыки, в том числе итальянские мадригалы для 5 и 6 голосов, инструментальные произведения (очень контрапунктические), канцонны, ричеркары, ритмичные танцевальные песни, применяя в них передовые методы Габриели, но всегда немного сдержанно, практически не используя генерал басс. Наибольшего успеха Хасслер достиг в объединении немецких и итальянских композиционных стилей в своих романсах. Одним из наиболее известных его произведений была романтическая пьеса в 5 частях "У меня кружится голова", на которую впоследствии И.С.Бах используя текст Бернара Клервоского 12-го века создал своё знаменитое и грандиозное произведение "Страсти по Матфею".
Хасслер считается одним из самых значительных немецких композиторов своего времени. Использование им инновационных итальянских методов в сочетании с традиционной консервативной немецкой техникой внесло свежие краски в немецкое музыкальное искусство, открыв путь к эпохе Барокко.
1. Cantate Domino à 12 for three four-part choirs [1-16] 2. Toccata in F for organ solo [17] 3. Exsultate Deo à 5 for five singers and chitarrone [1-4, 6, 15] 4. Veni Sancte Spiritus à 5 for cornett, ténor, and organ [5, 10, 16] 5. Duo Seraphim à 16 for four four-part choirs [1-16] 6. Ricercar ex a for organ solo [17] 7. Ad Dominum cum tribularer à 5 for five singers [7, 3-6] 8. Canzon duodecimi toni à 8 for two four-part instrumental choirs [7-15] lubilate Deo à 8 for four vocal soloists and organ [1,3,4, 6, 16] 9. I lubilate Deo 10. II Nos autem populus ejus 11. Gratias agimus tibi à 4 for tenor, low winds, and chitarrone [5, 12-15] Quem in coelo à 5 for cornett, strings, bass, and organ [6-10, 16] 12. I Quem in coelo et in terra 13. II Ecce enim qui a te deficiunt 14. Canzon ex g »is guett« for organ solo [17] 15. Si bona suscepimus à 8 for soprano, strings, ténor, and winds [1, 4, 7-9, 12-16] Domine Dominus noster à 5 for five singers and chitarrone [1, 3-6, 15] 16. I Domine, Dominus noster 17. II Quid est homo 18. Domine Dominus noster à 12 for three four-part choirs [1-16] 19. Toccata in g for organ solo [17]
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
Аудио/видеозаписи и литература предоставляются исключительно для ознакомления. После ознакомления они должны быть удалены, иначе, вероятно, Вами будет нарушен закон "об авторском праве и смежных правах".