Иоганн Баптист Ванхаль (1739-1813). Концерты для кларнета, гобоя, фагота.
Альбом был скачан трижды: на Демоноиде, у Минора и с Авакса. И только после третьей скачки взаиморасположение звёзд разбудило во мне желание прослушать эту (как оказалось) распрекрасную, пропитанную духом Барокко, душевную музыку (не побоюсь громкого слова) выдающегося (не побоялся) богемского композитора Ванхаля.
Иоганн Баптист Ванхаль (нем. Johann Baptist Vanhal, также Ян Крштител Ваньгал, чеш. Jan Křtitel Vaňhal; 12 мая 1739, Неханице, близ города Градец Кралове, Чехия — 20 августа 1813, Вена) — выдающийся чешский композитор. Существуют разные версии "перевода" на русский язык фамилии композитора. В энциклопедии обычно приводится вариант "Ванхаль", а поскольку сам Ванхаль в качестве самоспелляции предпочитал употреблять "Wanhal" (и так его называли современники-венцы), транслитерацию "Ванхаль" рекомендуется использовать в качестве общепринятой.
Вот что пишут о композиторе (статья показалась довольно скомканной) английские википедики.
Биография. Рожденный в Неханице (Богемия), в чешской крестьянской семье, основы музыкальной грамоты Ванхаль получил от сельского музыканта. Однако и столь скромный зачин, попав на почву врожденного таланта, позволил юному Яну получить работу провинциального органиста и хормейстера. Продолжением своего музыкального образования молодой Ян обязан местной графине Шафготш - очарованная его скрипичной игрой, в 1760 графиня Шафготш привезла Ванхаля в Вену и организовала для него уроки композиции у самого Карла Диттерса фон Диттерсдорфа. Дальнейшее шефство графини позволило Вангалю путешествовать и совершенствовать свои знания в области музыки. В 35 лет Ванхаль был замечен за игрой в квартете с такими европейскими зубрами, как Гайдн, Моцарт и Диттерсдорф. Сочинил три оперы: Il Demofoonte (1770), Il trionfo di Clelia (1770) и "Принцесса Таренто". В 70-х гг. 18-го века Ванхаль познакомился с контрабасистом Иоганном Шпергером и написал для него концерт. В 1772 Ванхаля посетил английский историк музыки Фрэнсис Бёрни. В 1777-м г. в Аугсбурге Моцарт имел честь исполнить ванхалевский си-бемольный скрипичный концерт. В 1784 Гайдн, Диттерсдорф, Моцарт и Ванхаль исполняли струнные квартеты. Гайдн и Диттерсдорф играли на скрипках, Моцарт воспользовался виолою, Ванхаль виолончелил. Очевидец этого события композитор и тенор Майкл Келли заметил, что великие композиторы музифицировали на подобающем их репутации уровне, но в то же время их игре недоставало известной сыгранности. Однако сам факт встречи четырех великих композиторов и акт совместного служения Музам является впечатляющим образом эпохи Классицизма. В 1770-е гг. Ванхаль после поездки с высокопоставленными покровителями в Италию пережил тяжелое душевное расстройство и предал многие свои сочинения огню и пламени. Бёрни (видимо, под влиянием идей наступающего романтизма) высказал мнение, что уровень сочинений Ванхаля после избавления от недуга только падал. Однако Пол Брайан и другие учёные опровергли это утверждение. Живое воображение замечательного композитора позволило ему не только создать более 1300 творений в разных жанрах, но и весьма радикально экспериментировать с музыкальным стилем и структурой.
Стиль. Ванхаль был чрезвычайно плодовитым композитором (его плодовитость объясняется в том числе большим количеством заказов). Иоганну Баптисту приписывается авторство ста квартетов, более 73 симфоний, 95 религиозных сочинений, огромного количества инструментальной и вокальной музыки. В последнее время большую популярность получили его симфонии, лучшие из которых не уступают гайдновским и моцартовским. Многие симфонии написаны в минорном ключе, они, как считается, оказали в своё время существенное влияние на движение "Натиска и Бури". "Ванхаль применяет повторяющие шестнадцатые, колошмато-ударчатые восьмые в басовой линии, большие скачки в темах, внезапные паузы (ферматы), затишья, преувеличенную динамическую нюансировку - и эти особенности мы находим в первой крупномасштабной буре-натисковой симфонии Моцарта - соль-минорной 25-й (k183)." (См. "H. C. Robbins Landon, Mozart and Vienna: Including Selections from Johann Pezzl's 'Sketch of Vienna' (1786–90)" ). Подобная стилистика также обнаруживается в гайдновской соль-минорной симфонии за номером 83 - "Куропатке" (1785) и муциоклементиевой соль-минорной сонате - опусе 34 сочинении номер 2 (1795). Успех Вангаля был настолько велик, что его симфонии в несколько лет разошлись по всему миру, найдя ценителей не только в Европе, но и в Новом Свете (и это в эпоху, когда у людей не было интернета!). В последние годы жизни Ванхаль редко покидал Вену, где активно и успешно занимался преподавательской деятельностью (одним из его учеников был, к примеру, Игнац Плейель).
В англоязычном Гроуве также присутсвует развернутая и весьма хвалебная статья о Ванхале.
Сочинения: Concerto for Bassoon and Orchestra in C, Concerto for Clarinet and Orchestra in C, Concerto for Oboe and Strings in F Major, Concerto for 2 Bassoons and Orchestra in F Major.
Исполнители: дирижёр - Hans Rotman (Ханс Ротман), ансамбль - The Prussian Chamber Orchestra, кларнет - Michel Lethiec, гобой - Piet Van Bockstal, фагот - Francois Baptist, фагот - Luc Loubry.
Многоуважаемый блюститель порядка , достопочтенный Почитатель, я работаю над этим вопросом (т.е., пока редактирую пост). Меня больше смущает перевод музыкальных терминов в этой фразе: "Vanhal makes use of repeated semiquavers, pounding quavers in the bass line, wide skips in the themes, sudden pauses (fermatas), silences, exaggerated dynamic marks".
exaggerated dynamic marks - преувеличенная динамическая нюансировка?
pounding quavers in the bass line - ударные восьмые в басовой линии?
exaggerated dynamic marks. Динамика в музыке - это не темп, а исключительно громкость. Можно сказать: "преувеличенные динамические оттенки".
pounding quavers in the bass line. To pound - колотить. Скорее всего, имеются в виду действительно ударные восьмые в басовой линии - ничего более умного мне не приходит в голову.
Зарегистрироваться на сайте, если Вы этого еще не сделали.
Потом посмотреть в личный профиль автора постинга, как давно он появлялся на сайте (пункт "Дата входа"). Если недавно, то написать ему личное сообщение с просьбой перезакачать, с указанием ссылки на сам пост (не путать со ссылкой на скачивание).
Если же автор не появлялся давно, то попросить об этом кого-либо из оставивших хвалебные комментарии (опять же, в зависимости от степени давности появления участников на сайте).
Если и это не помогает - создать тему на форуме в разделе "Ищу записи".
Please give new link because this link : http://files.mail.ru/71C6LF is dead.
Sincerely.
Charlie.
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
Аудио/видеозаписи и литература предоставляются исключительно для ознакомления. После ознакомления они должны быть удалены, иначе, вероятно, Вами будет нарушен закон "об авторском праве и смежных правах".