Спасибо! Зандерлинг довольно крепкий немецкий дирижер, но благодаря 25 годам жизни в СССР (1936-1960) отлично понимает Шостаковича и фон, на котором создавалась его музыка. Сейчас ему уже 96 лет. Вот тут http://www.zn.ua/3000/3680/63663/ есть интересное интервью с его сыном. Цитата: — Каковы были причины возвращения вашей семьи в Германию?
— Там действительно была целая история… Еще в 1946 году, сразу после окончания войны, отца приглашали главным дирижером на радио в Восточный Берлин, тогда это была еще советская зона. Однако по заданию Евгения Мравинского директор Ленинградской филармонии Афанасий Пономарев смог организовать все таким образом, чтобы отец остался.
А Пономарев свое решение так аргументировал: «У Евгения Александровича плохо со здоровьем. Мы не можем иначе. Зандерлинг нам нужен». В общем, он знал, как это делается.
Но еще до смерти Сталина кто-то из чиновников от культуры вдруг задумал «убрать» моего отца. И вот тут его спас Шостакович. Мравинский с Николаем Черкасовым подготовили письмо. Шостакович обратился к референту Сталина с просьбой, чтобы письмо срочно доставили вождю...
И уже за границу моего отца пускали только вместе с оркестром. В Москве он мог сколько угодно выступать с другими оркестрами, но за рубежом — нет! Только однажды пианисту Эмилю Гилельсу удалось «пробить» для него бетховенский цикл в Болгарии. Именно после этих гастролей культурные круги ГДР и начали общаться с моим отцом на тему возвращения.
Дальше — еще интересней. Выяснилось, что отец офицера, с которым мы беседовали, работал валторнистом в оркестре, и он тогда сказал: «Курт Игнатьевич, вы можете быть абсолютно спокойны». Чиновники просто решили, что какую-то формальность надо бы соблюсти. Вот такой театр.
Но мы ведь знаем похожую историю о том, как Александр Свешников приглашал на работу в Московскую консерваторию Святослава Рихтера. Тот никак не соглашался, но Свешников все же уговорил его проводить семинары. Потом дал ему на подпись обычное заявление «прошу принять меня...» и указал: «Святослав Теофилович, подпишите здесь». Рихтер прочитал и возмутился: «Как это я «прошу принять»? Ведь это вы меня просите!». И не подписал.
— Это правда, что ваш отец и сейчас продолжает изучать партитуры?
— Он мне говорил, что проводит время с партитурами. С уже сыгранными или теми, которые он бы хотел сыграть. Например, когда я дирижировал Шестую симфонию Малера, он сетовал, что не успел ее сыграть. Говорил, что и в ленинградскую, и в восточно – берлинскую пору нужно было «выполнять план» определенными произведениями. Он ведь не все успел сыграть, что хотел...
После исполнений Ростроповича и Мравинского ничего особенного не ждал,и ошибся!Исполнение замечательное!Прекрасный,идеальный оркестр,позволяющий услышать все нюансы-а их там очень много,и настоящая русская вовлеченность в выраженный в музыке русский 20 век... Обращу внимание на финал,горькое созерцание душой выжженной духовной пустыни,оставшейся от России...У Мравинского так не получилось,наверное,от нее надо отойти на некоторое расстояние,чтобы увидеть все... Спасибо обоим авторам выкладки.Все же это лучшее произведение ДДШ и одна из самых грандиозных симфоний за всю историю музыки
Занялся сравнением интерпретаций:Ростропович,Мравинский,Зандерлинг.Кондрашин,увы,отпал из-за низкого качества фонограммы,Баршай просто никакой на этом фоне(имхо). Удивителен полный проигрыш Мравинского.Темпы более быстрые,это сильно искажает картину в сторону "суетливости".Величественно-трагичный финал становится как бы оптимистичным,по крайней мере небезнадежным...Скерцо из огромного молоха превращается в пилу Ф.Крюгера и бодро пилитпополам,не на кусочки даже...У Ростроповича это исполинский каток,после которого ничего не может быть в принципе... Зандерлинг очень неплох,но у него в какой-то мере проявляется эффект простого водителя за рулем болида:оркестр местами играет как бы сам,просто ноты и хорошо,кстати,играет,но плывет общая концепция,план всего,нет железной хватки.. Кстати,8 на 100летем юбилее была сыграна Р.еще на порядок лучше.Есть ли у кого запись?был бы очень благодарен...
А мне быстрые темпы Мравинского больше по вкусу. У него бОльшая целостность конструкции, чем у Зандерлинга, хоть и меньше деталей. Мравинский передаёт, на мой взгляд, лучше общую картину, его исполнение обладает большей эмоциональной убедительностью. Интерпретация Зандерлинга позволяет лучше услышат нюансы, но это хорошо, только на фоне уже сложившейся общей идеи произведения после прослушивания Мравинского. Ростроповича ещё не слушал.
Впервые 3 часть из этой симфонии - Allegro non troppo я услышал в фильме "Парад планет". К сожалению так и не знаю чьё это было исполнение. С тех пор у меня это самое любимое сочинение Шостаковича.
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
Аудио/видеозаписи и литература предоставляются исключительно для ознакомления. После ознакомления они должны быть удалены, иначе, вероятно, Вами будет нарушен закон "об авторском праве и смежных правах".