Последние квартеты Бетховена до сих пор вызывают полемику, в их музыке принято усматривать предвестие некоторых важных принципов организации тематизма, ритма, гармонии, получивших развитие в XX веке В поздних квартетах сосредоточены глубокие раздумья Бетховена о жизни и смерти, радости и страдании, о человеке и его назначении в мире. Поэтому особое значение приобретают не драматические, конфликтные, полные борьбы сонатные аллегро, как в «героические годы», а медленные части — философские монологи, в которых подчас преобладает интеллектуальное начало. С ними соседствуют грубоватые, простонародные скерцо, насыщенные то терпким юмором, то деревенской наивностью. Величественные фуги, заставляющие вспомнить Генделя, сменяются трепетными лирическими мелодиями, ассоциирующимися с Шубертом и даже Вагнером. Вместо классической стройности четырехчастной формы — свобода построения, необычные сочетания контрастных жанров. «Он сочиняет в радостном исступлении и в исступленной радости», — говорит один из друзей. Его здоровье? В разгаре лета он пишет из Бадена Карлу: «Со вчерашнего дня я ничего не ем, кроме супа, нескольких яиц и чистой воды; язык у меня совсем желтый; без укрепляющих либо слабительных желудок мой никогда не поправится, несмотря на этого комедианта доктора». Три из последних квартетов были заказаны князем Николаем Борисовичем Голицыным; в качестве виолончелиста он играл в Санкт-Петербургском квартете; в мае 1823 года условились о плате — пятьдесят дукатов за каждый квартет. Должно быть, сам князь Голицын не без удивления принял эти сочинения, столь таинственные на первый взгляд, в которых композитор запечатлел самые сокровенные свои думы. Поздний Бетховен мало считается с принятыми в исполнительской практике условностями (характерный штрих: узнав о том, что скрипачи жалуются на технические трудности в его квартете, Бетховен воскликнул: «Какое мне дело до их скрипок, когда во мне говорит вдохновение!»). Он испытывает особое пристрастие к крайне высоким и крайне низким инструментальным регистрам, к сложным, часто в высшей степени изощренным полифоническим и вариационным формам
Одинадцатый квартет (1810) сам композитор именовал "Серьезным". Его глубокое идейное содержание, героические образы заставляют вспомнить написанные в той же тональности увертюру «Эгмонт» и сонату «Аппассионата». Мятежный вопль, протест, звучащий в долгом стенании первой скрипки, придает Allegro мрачный колорит, оттенок трагической печали. Бетховен словно стремится поведать нам о своём смятении и горе, что стонет в этой музыке, о волнении, выраженном в Allegretto, о тревоге истерзанной души, пытающейся освободиться от физических и нравственных страданий. Ремарка assai vivace ma serioso раскрывает смысл Allegro третьей части. Хорал придает торжественность этому трепетно-скорбному настроению. Без всякой надуманности здесь возникают новые формы, рожденные той искренностью, с которой Бетховен выражает оттенки сложного чувства. В дальнейшем к ним обратятся и сделают их более обостренными Шуман и Вагнер (в «Тристане»)
Двенадцатый квартет(1825), был начат в 1824 году, первые эскизы Квартета перемешаны с последними набросками Девятой симфонии. По зову нежного вступления квартета мы движемся среди каких-то духовных преград - Adagio возникают, словно распускаются цветы на одном и том же кусте, но у каждого из них своя судьба: Adagio ma non troppo e molto cantabile; Andante con moto; Adagio molto espressivo. Из глубины сердца вырывает Бетховен эти речитативы, то просветленные, то полные отчаяния, прощание путника с зарей на пороге ночи. Вдохновенное развитие четырехголосного хора подчинено тому же плану, что и Соната си-бемоль мажор или Девятая симфония: плавное движение, прерываемое остановками, говорящими об упадке духа; порыв возобновляет движение, однако порыв этот ослаблен скорбью. Кажется, все внешние элементы традиционного построения сохранены; их разнообразят выразительные средства, используемые гением: то он порой вспоминает о Гайдне, то предвещает Шумана и Вагнера, — никогда вдохновение не было более глубоким; даже в безмятежном настроении таится оттенок страсти. Здесь есть печаль, но никогда нет усталости. Скерцо в Двенадцатом квартете построено на главной теме, по тому же принципу, что и в последних сонатах; оно развивается с ослепительной изобретательностью. А сколько мощи в свободно льющемся финале!
В Тринадцатом квартете (1826) 6 частей. Среди них два различных танца: один в духе пылких, энергичных венгерских или хорватских, другой — светлый, пасторальный немецкий; две медленные части — одна начинается юмористически, другая — каватина — полна интимной поэзии. В финальном Allegro господствуют простые образы народных плясок. Первоначально Бетховен написал иное завершение квартета — монументальную фугу , но по совету издателя, сетовавшего на большую сложность последней части квартета, Бетховен сочинил другой финал, а первоначальный был издан как «Grosse Fuge» си-бемоль мажор, соч. 133. В настоящее время квартет обычно исполняется в первоначальном виде
В Четырнадцатом квартете(1826) число частей доходит до 7, причем они свободно переходят одна в другую. I часть — медленная философская фуга, о ней можно говорить как о предвестнике «Парсифаля». В сонатном аллегро II части нет контрастных тем — она целиком насыщена светлой радостью жизни на лоне природы. Небольшой речитатив приводит к идиллической лирике IV части, воплощенной в форме разнохарактерных вариаций: здесь есть и фугато, и хорал, и ноктюрн. Праздничная V часть — скерцо с энергичным ритмом и резкими динамическими контрастами — и особенно бурный драматический финал, следующий за кратким интермеццо VI части, — заставляют вспомнить героический стиль Бетховена.
В центре Пятнадцатого квартета (1825) находится «Священная благодарственная песнь выздоравливающего божеству». Это - хорал, написанный в строгом стиле, в старинном ладу, которому противостоит танец с трелями в ритме менуэта. А обрамляют эту центральную часть квартета сельский лендлер и миниатюрный марш народно-бытового склада. Этот квартет носит следы лихорадки и страданий; они придали чувствам автора, его жалобам бесконечно скорбный оттенок, отраженный в томительной тоске Allegro, взволнованной партии первой скрипки, печальной серьезности разработки. Но постепенно горизонт — сперва туманный - проясняется, сельский танец приходит на смену мрачным размышлениям. Как и в последних сонатах, вторая часть целиком развивается из начального мотива. Невидимый пастух играет изящную и гибкую мюзетту. Затем из самых недр квартета возникает Adagio, благодарственная песнь божеству, «в лидийском ладу». В момент создания этой страстной музыки Бетховен полагает себя выздоровевшим - это символ признательности и в то же время молитва
Последний, Шестнадцатый квартет был начат летом 1826 года и закончен в конце сентября. Бетховен сочинял его очень быстро; всего лишь за несколько дней до кончины, 18 марта 1827 года, он посвятил Квартет Иоганну Вольфмайеру. В этом квартете в волнующей форме, словно подведен лаконичный итог всему вдохновенному искусству Бетховена. Вот легкое Allegretto, в котором столько фантазии, неожиданных находок и грации, где вновь оживают уже такие далекие воспоминания о Гайдне. Никаких следов ослабления творческой изобретательности; в пятидесяти первых тактах - шесть различных мелодий. В Vivace, сквозь игру приглушенных звучностей, под покровом свободного и уверенного мелодического рисунка, просвечивают смелые находки, которые возмутили иных критиков или робких слушателей; однако их подхватят Шуман, Шопен и Вагнер. Содержание Lento композитор раскрыл сам: Süsser Ruhegesang, Friedengesang - сладостная песнь покоя, песнь мира. Финал квартета до сих пор остается загадкой. Композитор снабдил его пометкой: «С трудом найденное решение» и двумя мотивами-эпиграфами. Под первым - медленным, трагическим, вопросительного характера - подписано: «Должно ли это быть?» Второй — энергичный, утверждающий, в темпе аллегро - имеет подпись: «Это должно быть!».
Будапештский квартет (Budapest Quartet) - венгерско-американский струнный квартет, существовавший в 1917-1967 гг. Был основан четырьмя солистами оркестра Будапештской оперы. Быстро приобрёл популярность, в 1920 г. предпринял первое европейское турне. В 1938 г. участники квартета эмигрировали в США. После 1936 г. все четыре участника квартета были выходцами из России, что дало основания для шутки Яши Хейфеца: «Один русский — это анархист, два русских - это партия в шахматы, три русских — это революция, четыре русских - это Будапештский квартет». Основу репертуара Будапештского квартета в его поздние годы составлял полный цикл квартетов Бетховена
Виктор Зиновьев (werooozer)
добавил ссылки на записи всех 16-ти квартетов Бетховена в исполнении
Будапештского квартета, в формате потрекового flac, со сканами:
1/ "На днях купил в новом Союзовском магазине струнные квартеты Бетховена в исполнении Будапештского квартета. Слушая их, я словно разговаривал с душой Бетховена. Будапештский квартет - абсолютный лидер интерпретации"
2/ "А я вчера видел в магазине те же самые квартеты . Но с душой Бетховена не говорил, т.к. не было денег при себе"
3/ А на Погружении можно поговорить с Бетховеном бесплатно
По тем forum'ным страницам у меня есть два вопроса: Квартеты Hungarian и Будапештский - это разные? И по финальной фразе "Такач - то самое, что нужно" - с тех пор оценка не изменилась?
Виктор Зиновьев (werooozer) добавил ссылки на записи всех 16-ти квартетов Бетховена в исполнении Будапештского квартета, в формате потрекового flac, со сканами:
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
Аудио/видеозаписи и литература предоставляются исключительно для ознакомления. После ознакомления они должны быть удалены, иначе, вероятно, Вами будет нарушен закон "об авторском праве и смежных правах".