Приветствуем Вас, Гость.
Текущая дата: Четверг, 21 Ноября 24, 19:21
Главная страница » 2010»Март»20 » С.Прокофьев, Д.Шостакович, С.Слонимский: Музыка для детей. Исп. Любовь Тимофеева - фортепиано. Петя и волк (Е.Светланов)
С.Прокофьев, Д.Шостакович, С.Слонимский: Музыка для детей. Исп. Любовь Тимофеева - фортепиано. Петя и волк (Е.Светланов)
Известный юным пианистам всего мира сборник Сергея Прокофьева "Детская музыка" (12 лёгких пьес для фортепиано, 1935) создан по примеру классических детских сборников Шумана и Чайковского. Все пьесы, входящие в сборник, имеют программные заголовки. Это акварельные пейзажные зарисовки («Утро», «Вечер», «Дождь и радуга»), живые сцены детских игр («Марш», «Пятнашки»), танцевальные пьесы («Вальс», «Тарантелла»), тонкие психологические миниатюры, передающие детские переживания («Сказочка», «Раскаяние»). Первые две пьесы цикла – «Утро» и «Прогулка» – отмечены общностью колорита, пасторальностью звучания. Короткие всплески аккордов (словно солнечные блики!) первой пьесы сменяются мерной поступью и плавностью ласковой мелодии «Прогулки». Трогательно простая, жалобная мелодия «Сказочки» напоминает русский жалеечный наигрыш, выразительно оттененный «подголосочной» полифонической тканью пьесы. Музыка «Тарантеллы» отмечена упругостью ритма и стремительностью, присущей темпераментному итальянскому танцу. Яркий контраст привносит в музыку этой пьесы очаровательная мелодия среднего эпизода, полная мягкого юмора и улыбки. При этом пульс оживленного движения остается таким же непрерывным, неутомимо-энергичным В пятой пьесе – «Раскаяние» – преобладает психологизм музыкального повествования, глубокое раскрытие внутреннего мира, ребенка. Напевная мелодия этой миниатюры не лишена выразительной декламационности. Чудесный светлый «Вальс», пленяющий пластичностью мелодии, позднее был использован композитором в балете «Сказ о каменном цветке» («Вальс алмазов»). Вторая тема «Вальса» напоминает небольшую балетную сцену. Музыка здесь изящна, несколько капризна и воспринимается как выразительный диалог. В «Шествии кузнечиков», миниатюрном скерцо с чертами маршевости, преобладают энергичные фанфарные интонации. «Дождь и радуга» – маленькое интермеццо, являющее собой интересный пример колористической звукописи Прокофьева. Начинающие пьесу «капли дождя» – это, конечно, не старательно-точная звукоизобразительная зарисовка, а поэтичное музыкальное отображение хорошо знакомой детям реальной картины. Напевная, широкая мелодия невольно ассоциируется с радугой). По характеру музыки и мелодическому рисунку, а также по фактуре изложения пьеса «Пятнашки» перекликаются с «Тарантеллой»,однако музыка здесь более полетна: в этой пьесе много веселого озорства, юмора, улыбки, неожиданных мелодических поворотов и акцентов – «уколов». В «Марше» остроумно сочетается некоторая «игрушечность» колорита (особенно в среднем разделе) с тонко претворенными интонациями удалой слодатской песни. Завершают цикл две светлые напевные миниатюры: «Вечер» напоминает маленький поэтичный ноктюрн, отличающийся акварельной нежностью музыкальных красок. Впоследствии эта пьеса также обрела новое звучание в балете «Сказ о каменном цветке», где она стала одной из характеристик героини – Катерины. Пьеса «Ходит месяц над лугами» по чистоте мелодического рисунка и спокойной плавной ритмике близка к русским лирическим и хороводным песням.
«Танцы кукол» Д.Шостаковича, сочинённые композитором в 1952 году для своей дочери - семь замечательных, интересных, доступных пьес, которые рассчитаны не только на самых юных исполнителей, но и вообще на любительское домашнее музицирование. Пьесы представляют собой нечто среднее между классическим стилем камерных фортепианных пьес и эстетически, слегка осовремененным легким жанром. Следует отметить, что в них также встречаются и специфичность гармонической остроты Д. Шостаковича, и мелодическая свежесть; и что очень важно: его музыка звучит искренне и правдиво и с большим удовольствием принимается юными музыкантами.
Детские пьесы Сергея Слонимского (сочинены в 1970) удивляют поразительной для современного композитора естественностью, оптимизмом, простотой и доходчивостью образов. Названия пьес, их музыкальная программность говорят сами за себя. Вместе с тем гармонический язык Слонимского необычен и свеж, связан с модальной трактовкой тональности, в тематизме заметны фольклорные и джазовые влияния. Композитор создает необычную ритмику, проявляя фантазию и выдумку, раздвигая рамки "музыки для детей'
Сергей Прокофьев (1891-1953)
"Петя и волк", симф. сказка для детей соч.67 (23.40)
Да, пианистка замечательная, если рассматривать её работы с традиционной точки зрения, особенно исполнения произведений композиторов барокко и классицизма, то это - сплошь удачи, очень хороши.
-----
Олег, Вы Carmina Burana в исполнении Плассона и Ко (http://www.intoclassics.net/news/2010-3-19-14837) не слушали ещё? Мне очень понравилось, рекомендую.
Пусть с опозданием, но наткнулся на эту выкладку (при поиске по Шостаковичу) и с удовольствием послушал все ф-п пьесы, заглядывая по ходу дела в Ваш содержательный (как всегда) комментарий. Вот только следовало бы отметить, что пьесы Шостаковича - это обработка ряда номеров из его же ранних балетов, почти одновременно появившихся - в обновленной оркестровке - и в серии балетных сюит.
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
Аудио/видеозаписи и литература предоставляются исключительно для ознакомления. После ознакомления они должны быть удалены, иначе, вероятно, Вами будет нарушен закон "об авторском праве и смежных правах".