Жизнь Аллана Петтерссона (1911-1980) полна трагизма, отчаяния и боли, но, может быть, именно это наполнило его музыку особым звучанием, напряжением, трогательной исповедальностью и глубоким смыслом.
Родился этот выдающийся шведский композитор 19 сентября 1911 года на одной из стокгольмских окраин. Он был четвертым ребенком в семье бедного кузнеца, к тому же отец пил, и дети с самого раннего детства узнали, что такое побои, голод и унижения.
Но Аллан был одаренным музыкантом и в 19 лет он сумел поступить в стокгольмскую Королевскую консерваторию, где обучался по классу альта и скрипки. Учение продолжилось до 1939 года. За это время Аллан Петтерсон начал писать собственную музыку (первое произведение «Две элегии для скрипки и фортепиано» написано им в 1934-м), выступал как альтист. 1940 год композитор встретил в Париже – он отправился туда для совершенствования своего исполнительского мастерства. В 1951-53 годах в этом гостеприимном городе он обучался композиции у Рене Лейбовица и Артура Онеггера. Лейбовиц, известный теоретик двенадцатитоновой серийной техники (додекафонии), произвел яркое впечатление на многих молодых музыкантов того времени.
Но в 1953 году спокойное течение жизни Аллана Петтерссона было нарушено тяжелой болезнью – дело дошло до госпитализации, а диагноз был самым неутешительным: полиартрит. Неподвижные суставы – что может быть хуже для скрипача? Неудивительно, что весь свой дар Петтерссон отдал сочинению музыки. И автором он был весьма плодовитым. Из-под его пера вышло 17 симфоний (первая и последняя не завершены), струнный квартет, кантата «Vox Humana» на тексты поэтов Латинской Америки, семь сонат для двух скрипок, концерты для скрипки и альта с оркестром, три балета, вокальные сочинения («Босоногие песни» на собственные тексты). Вернее, из-под пера его жены – зачастую композитор, прикованный к постели, не мог даже писать, поэтому свои произведения он надиктовывал.
В 1968 году Стокгольмский филармонический оркестр исполнил Седьмую симфонию Петтерссона – это принесло композитору определенный успех и мировое признание в симфонических кругах. Но широкой публике он был мало известен – его произведения сложны, длинны и требуют от слушателя некоторого усилия, работы по восприятию и интерпретации. А в 60-70-х годах XX века существовала расхожая мысль, что время симфоний прошло, поэтому большая часть слушателей не обременяли себя проникновением в богато интонированную, загадочную и необычную музыку Петтерсона.
О себе Петтерссон говорил так: «Я никакой не композитор. Я зовущий голос в пустыне, которому грозит утонуть в шуме времени». Но случилось ровно наоборот, время показало, что Аллан Петтерссон – один из величайших композиторов XX века, и его творческое наследие с каждым годом становится все более известным и востребованным.
ТРЭКЛИСТ:
Violin Concerto No.2 (1977-78) Revised Version
Isabelle van Keulen, violin Swedish Radio Symphony Orchestra
Thomas Dausgaard
Recorded: Live, March 26-27, 1999, Berwaldhallen, Stockholm
Скачать
Музыка в качестве без потерь! Формат - FLAC
Уважаемые погруженцы! Я продолжаю знакомить вас с музыкой Аллана Петерсона! Предыдущая моя выкладка с музыкой этого композитора находится здесь:
Ваши комментарии стимулируют мои выкладки с музыкой!
ВСЕ МОИ ВЫКЛАДКИ ДЕЙСТВУЮТ 30 ДНЕЙ С МОМЕНТА ПОСЛЕДНЕГО СКАЧИВАНИЯ! Если вам что то показалось интересным из моих выкладок на этом сайте - то прошу не медлить с закачкой, так как файлы могут быть удалены!
|