Руджеро Леонкавалло
(1858 - 1919)
Паяцы
Драма в 2 актах с прологом. Либретто Р. Леонкавалло
(1892)
Действие происходит в деревне Монтальто в Калабрии (Италия) 15 августа 1865 г.
История создания.
Текст либретто принадлежит композитору; он воспользовался действительным событием, место и время действия которого обозначены в опере. Леонкавалло участвовал в конкурсе, объявленном миланским издателем Сонзоньо на лучшую одноактную оперу (в 1890 г. на этом конкурсе была премирована опера Масканьи "Сельская честь”). Но Леонкавалло написал оперу в двух актах и потому к конкурсу не был допущен. Тем не менее премьера "Паяцев” в Миланском оперном театре, состоявшаяся 21 мая 1892 года, ознаменовалась заслуженным большим успехом. Вскоре опера обошла все сцены мира и до сих пор сохраняется в репертуаре.
Сюжет. Перед закрытым занавесом появляется Тонио в костюме клоуна. Он знакомит публику с основной идеей предстоящей пьесы. Неподдельны те слезы и страдания, которые вы сейчас увидите, восклицает Тонио. Ведь актер любит и ненавидит, как все люди на земле, а под его шутовским нарядом бьется горячее сердце.
Занавес поднимается. В небольшую итальянскую деревню приезжают странствующие комедианты. Крестьяне радостно встречают хозяина труппы Канио, его жену — артистку Недду, клоуна Тонио, актера Беппо. Представление начнется вечером, а пока один из крестьян предлагает комедиантам пойти в таверну. Канио и Беппо охотно соглашаются и приглашают с собой Тонио, но тот отказывается. Он затаил обиду на оскорбившего его ревнивого хозяина труппы. Ревность Канио имеет основания. В деревне, куда прибыла труппа, у Недды есть любовник — молодой крестьянин Сильвио. Оставшись одна, Недда мечтает о встрече с ним. Незаметно подкравшийся Тонио объясняется ей в любви. На признание уродливого клоуна Недда отвечает презрительным смехом, ударом бича охлаждая его пыл. В бессильной ярости Тонио уходит, угрожая жестокой местью. Между тем, пренебрегая опасностью, на свидание явился Сильвио, который преданно любит Недду. Он умоляет ее бросить скитальческую жизнь и бежать с ним. Неожиданно раздается гневный возглас хозяина, которого поспешил позвать оскорбленный клоун. Однако Сильвио убегает неузнанным.
Канио требует, чтобы Недда назвала имя любовника, но безуспешно. Тогда он бросается к ней с ножом. Беппо силой удерживает Канио, а Тонио успокаивает его, говоря, что беглец обязательно придет на представление и тогда чем-нибудь вы? даст себя. Близится время начала спектакля...
Веселая толпа крестьян и крестьянок с нетерпением ждет обещанного зрелища. Тонио и Беппо рассаживают зрителей; среди них и Сильвио. Сюжет разыгрываемой пьесы близок к их жизненной драме. Таддео (Тонио) любит Коломбину (Недду), которая, однако, отдает предпочтение Арлекину (Беппо). Любовное свидание прерывает Паяц (Канио). Прощальные слова Коломбины, обращенные к Арлекину, потрясают Канио, это те самые слова, которыми Недда утром провожала любовника. С новой силой вспыхивает ревность, и, обезумев от ярости, Канио ударом ножа убивает Недду, а затем и Сильвио, бросившегося к подмосткам сцены на предсмертный крик возлюбленной. "Комедия окончена!” — в ужасе восклицает Тонио.
Музыка. "Паяцы” — лучшая и наиболее популярная опера Леонкавалло. Ее музыка достигает большой силы в изображении человеческих страстей.
В оркестровом вступлении к прологу радостному оживлению прихотливым краскам противопоставлены мелодии, полные горячего, страстного чувства, глубокой скорби и страдания. Этот контраст сохраняется и в монологе Тонио "Простите за смелость”; лирически задушевный вначале, он постепенно насыщается патетикой и драматизмом.
I акт открывается светлым праздничным хором крестьян. Возникающий в начале ариозо Канио "О, со мною, поверьте мне” насмешливо иронический оттенок вскоре уступает место искренней, взволнованной лирике. Прозрачно, воздушно звучит баллада Недды "В лазурной вышине”. В ариозо Тонио "О да, я ведь знаю” выражено его неодолимое влечение к Недде. В следующем затем дуэте пылким признаниям Тонио отвечают презрительно-насмешливые реплики Недды. Чувством любви и счастья проникнут дуэт Сильвио и Недды "Сильвио, в этот час”. Заканчивающее I акт ариозо Канио "Ты наряжайся” насыщено скорбной патетикой; как крик измученной, смертельно раненной души звучит мелодия на словах "Смейся, паяц”.
В оркестровом интермеццо перед II актом возвращаются настроения пролога. Вновь возникают картины шумной и пестрой праздничной толпы. Представление комедиантов начинается грациозным менуэтом, которым охарактеризована своенравная и кокетливая Коломбина. В галантном духе выдержана серенада Арлекина. Комическая напыщенность и аффектация отличают реплики клоуна Таддео. Изысканно-элегантное дуэттино Арлекина и Коломбины "Взгляни, мой милый” выдержано в движении гавота. С появлением Канио музыка проникается оттенком затаенной скорби; горечь обманутых надежд, боль разбитого сердца слышатся в двух ариозо Канио: "Нет! Я не паяц” и "Надежду я питал”. Мелодия "Смейся, паяц”, звучащая в оркестре, завершает оперу.
Действующие лица и исполнители: Nedda .......................MARIA CALLAS
Canio ....................…GIUSEPPE DI STEFANO
Tonio ........................TITO GOBBI
Beppe ........................NICOLA MONTI
Silvio .........................ROLANDO PANERAI
Orchestra e Coro del Teatro alla Scala, Milano
Tullio Serafin
Recorded:16-25 VI, 3 Et 4 VIII.1953, Basilica di Santa Euphemia, Milano
Формат: МР3 Объём: 64 Мб. СКАЧАТЬ: http://files.mail.ru/TQLDM6 Файлы будут храниться до 23 марта 2010 года, каждое скачивание файлов продлевает их срок хранения еще на 30 дней.
|